От «традиционной» идеальной семьи до освещения бытового насилия: как менялся семейный образ в казахстанском кино

10 минут Сабина Жандильдина
Альтернативный текст

Кинематограф каждой страны зачастую отражает настроения ее общества и культурные особенности в зависимости от эпохи, когда был снят конкретный фильм. Одно из наиболее заметных изменений — это преобразование облика семьи на экранах. В новом обзоре разбираемся, какие образы семьи стали самыми знаковыми для казахстанского кинематографа за последние несколько десятилетий. 


Советская эпоха (1936-1985)

В это время казахстанские фильмы имели заметную тенденцию к формированию национальной идентичности. В советских картинах семья предстает как метафора сильного государства. Главный персонаж советской эпохи — активный молодой человек, который по сюжету борется с разными обстоятельствами и стремится к созданию семьи. 

Так, например, герой фильма «Ангел в тюбетейке» (1968) — учитель географии по имени Тайлак — добродушный, но одинокий мужчина. Его мать не хочет мириться с его одиночеством и поэтому все время подыскивает ему невест. Так, по сюжету Тайлак влюбляется в девушку Айшу, но мать не одобряет выбор сына. Однако он все равно делает предложение девушке, и получает согласие. 

«Ангел в тюбетейке» (1968)
Источник фото: 5region.kz

Можно сказать, что в образах матерей и бабушек фильмов советского времени также присутствует стремление к объединению семьи, что и было показано в фильме «Ангел в тюбетейке». В кинокартине создан культовый образ мамы главного героя: на протяжении многих лет он занимает важное место в отечественном кино, а также этому персонажу было уделено много экранного времени. 

Во многих фильмах, отражающих национальное самосознание народа, зачастую семья является неполной. Отсутствие среди персонажей фильма родителей было показателем несвободы людей того времени. Так, в фильме «Путешествие в детство» (1968) у главного героя Бектас-ага нет матери, а отец бросил семью, женившись на другой женщине. 

Постер к фильму «Путешествие в детство» (1968)
Источник фото: kinopoisk.ru

Женщин того времени в основном показывают слабыми и беззащитными. Важной особенностью этой эпохи является, что в большинстве казахстанских фильмов прослеживается очевидная мысль, что семья — показатель стабильности в обществе в целом. 

Период перестройки (1985-1991) 

Годы перестройки повлекли за собой новые идеи и образы. В этот период значительно изменилась система ценностей, показываемая в кино. Герой, появившийся в эпоху перестройки, отличался от сильного и уверенного в себе молодого человека периода советской пропаганды. Он сменился на рефлексирующего нонконформиста и бунтаря. Теперь сюжетам фильмов совсем необязательно стало быть нравоучительными. 

В этот период появилась казахстанская новая волна режиссеров, впервые показавших изжитость идей, которые формировали массовое сознание в советское время. Так, например, Рашид Нугманов, Абай Карпыков, Серик Апрымов и некоторые другие сумели привнести в кино долгожданный дух перемен.

Образа семьи в фильмах периода перестройки не было, и он с трудом формируется в начале 90-х годов. К примеру, героиня умирает во время родов —  как в фильме «Голубиный звонарь» (1994), или главного героя убивают — как в «Стрейнджере» (1993). Соответственно, нет счастливых детей, которые живут в полноценных семьях с матерью и отцом. Этим режиссеры хотели показать свою позицию об отсутствии ощущения перспектив и стабильности общества того времени.

Ярким примером являются картины «Игла» (1988) режиссера Рашида Нугманова и «Конечная остановка» (1989) режиссера Серика Апрымова, в котором был поставлен жесткий диагноз состоянию казахстанского общества.

Постер фильма «Игла» (1988)
Источник фото: wikipedia.org

Так, главный герой фильма «Конечная остановка» Еркен приезжает в родной аул после службы в армии, и видит, как его село, где он вырос, превратилось в ужасное место, а все молодые люди увядают в пьянстве. Традиции и обычаи, которые складывались на протяжении долгого времени, переставали интересовать людей. Поэтому он решает уехать, так как смотреть на спившееся и безразличное поколение для него невыносимо. 

Обретение независимости (1991-2023)

С 1991 года в Казахстане наблюдается подъем национального кино. Оно продолжило развиваться, и в фильмах начали появляться новые образы семей. На экраны пришли молодые люди — сильные, смелые и независимые, способные и желающие творить новую несоветсткую реальность.

В первые годы независимости активно показывается образ неполной семьи, возможно, искусственно разделенной из-за какой-то трагической судьбы. Так, например, в казахстанском фильме «Аксуат» (1997) показывают судьбу новорожденного ребенка и его матери. Отец оставил их у брата, пока сам надолго уехал на заработки. 

Фото постера фильма «Аксуат» (1997)
Источник фото: kinoafisha.info

Кроме того, казахстанское кино в период обретения независимости начало затрагивать важные социальные вопросы. Начиная с 1998 года, в фильмах появляется образ матери как символ Родины, причем не молодой женщины-матери, а матери-бабушки, например, показанной в фильме «Заманай» (1998). 

Между тем, набрали популярность комедийные и позитивные киноленты, воспевающие семейные ценности и дружбу — «Моя большая казахская семья» (2021), «Бизнес по-казахски» (2016), «Келинка Сабина» (2014) и другие. В подобных фильмах обычно активно используются стереотипы о казахских семьях, высмеювающиеся в разных сценах. 

Казахстанское кино последних лет начало больше затрагивать такие важные социальные вопросы, как насилие в семье, сложные отношения и многие другие, что помогает отразить реальность современной казахстанской семьи. Проблемы перестали затаиваться.

Недавно в прокат в Казахстане вышла кинокартина «Бақыт» казахстанского режиссера Аскара Узабаева и продюсера Баян Максаткызы, которая рассказывает о большой проблеме бытового насилия в семьях. Картина показывает, что подобное возникает даже в благополучных семьях, и не всегда может быть заметно со стороны. 

Источник фото: new.chaplin.kz

Так, наблюдая за изменением образа казахстанских семей в кинемотографе, можно наблюдать и за изменением исторических особенностей и общественных ценностей в стране. И сейчас Казахстан находится на пути к полностью открытому обсуждению острых проблем, которые волнуют людей.

Статьи STEPPE

Как набрать миллион подписчиков на YouTube: блогер Dalbek и его история успеха

Казахстанский ютубер делится уникальными фишками, планами на контент в будущем, тонкостями монетизации на платформе и советами, как начать снимать видео.

11 минут
11 минут

«Не бывает “маленького” творчества»: режиссер Алдияр Байракимов о выходе нового социального кинопроекта

Как съемочная команда «Паралимпийца» работала над новым социальным кино, почему премьерный показ нового фильма никогда не бывает идеальным и о чем в будущем планирует снимать Алдияр Байракимов.

12 минут
12 минут

«Трагедия — это когда твое кино не смотрят дома»: интервью Айсултана Сеитова и Кантемира Балагова о выходе фильма «ҚАШ»

Об идее и съемочном процессе одной из самых ожидаемых казахстанских премьер года, отторжении от Запада, разнице между клипмейкингом и кинематографом, сложностях дебютного кино и важном диалоге со зрителем.

30 минут
30 минут

5 маньяков, образы которых остались в поп-культуре

Рассказываем биографии жутких маньяков в истории США, образы которых стали неотъемлемой частью поп-культуры и регулярно появляются в произведениях кинематографа.

24 минут
24 минут