Кто меняет правила игры в архитектуре и дизайне
В современном мире забота об экологии перестала быть просто трендом — это уже обязательная составляющая успешного бизнеса и...
«У меня сейчас все мысли только о кочевниках. «Евразийская утопия» — попытка приблизить решение проблемы центра искусства. Он обращен к традиционному образу жизни номадов Великой степи. Этот способ восприятия отличает не только кочевника, но и жителя Востока от обитателя урбанизированной среды, где пол в интерьере вообще утратил всякое родство с основой — землей, а вместе с этим и способность неторопливо созерцать мир во всем его многообразии, заменив эту способность стремлением к повсеместной технологизации».
Автором этих слов является не кто иной, как Рустам Хальфин — художник, которого по праву считают «прародителем современного искусства Средней Азии». Его имя на слуху не только среди элиты художников Казахстана, но теперь и посетителей выставки «Фокус Казахстан. Евразийская утопия. Постскриптум», открывшейся в неделю назад в южнокорейском городе Сувон.
Евразийская утопия — четвертая выставка в рамках крупного международного проекта «Focus Kazakhstan», реализуемого при поддержке Национального музея Казахстана и государственной программы «Рухани Жангыру». Выставка проходит в Suwon I Park Museum и продлится до 3 марта 2019 года.
Торжественное открытие выставки посетили мэр города Сувон, посол Казахстана в Корее — Бахыт Дюсенбаев, вице-директор Национального музея Казахстана Абай Сатубалдин, директор центра современного искусства Национального музея Казахстана Роза Абенова, директор Музея им. Кастеева — Гульмира Шалабаева, а также представители культуры и искусства Кореи.
Кураторами «Фокус Казахстан. Евразийская утопия. Постскриптум» выступили Юлия Сорокина — известный художник, искусствовед и автор многочисленных статей по искусству и также ее южнокорейская коллега — Eun Young. На выставке представлены работы 57 казахстанских художников в жанре живописи, видеоарта, скульптуры, инсталляции, перформанса, фотографии, а также диджитал арт. Это работы Рустама Хальфина, Александра Угая, Бахыт Бубикановой, Сакена Нарынова и других.
Suwon I Park Museum достаточно молодой музей, открывший свои двери в 2015 году, но уже привлекший внимание общественности своими выставками и молодыми кураторами. Проект «Фокус Казахстан» стал последней международной выставкой для этого музея.
Это не что иное, как тернистый путь в поисках самоидентификации, возвращения к культурным истокам, утерянным во время колонизации, советского прошлого и становления независимой республики. Взаимодействие с глобальной культурой посредством современных форм и технологий — это образ современного Номада. Это не столько попытка найти сакральный смысл во всем, будь то юрта или пасущиеся в степи кони, сколько попытка вернуться к основополагающим ценностям казахского народа через все предметы и явления, которые окружали и окружают нас по сей день. По словам Юлии Сорокиной, «юрта была дарована казахскому народу в качестве секретной технологии от инопланетян, на минуточку заглянувших на Землю, чтобы поделиться премудростями с землянами. Если слегка присмотреться, то вытянутая юрта — это ракета». А чего стоит инсталляция Сакена Нарынова, которую он назвал «Лентой Мебиуса» по аналогии с одноименным топологическим объектом, который символизирует бесконечность. Сакен Нарынов видит в своей Ленте сезонные миграции животных и птиц, которые характерны для кочевого образа жизни наших предков.
На фото: работа Сакена Нарынова
Рустам Хальфин — личность неординарная и самобытная, будучи учеником Владимира Стерлигова и Казимира Малевича, он ставил своей основной целью создание единого культурного пространства на территории Средней Азии. Пространства, которое объединило бы между собой художников, скульпторов и других творческих людей. Рустам автор удивительного по своей простоте и гениальности концепта «пулота» — элементарного и потому универсального пластического скульптурного объекта, который воплощает в себе понятие феноменологии зрения, а потому может быть использован художниками в любых их задумках. Он сравнивает пулоту с формой, которую принимает ладонь при изготовлении традиционного казахского лакомства — курт. Пулота в его понимании воплощает в себе тактильность — базовый концепт сознания кочевников. Рустам Хальфин автор одних из первых работ в жанре видеоарт, таких как «Жених и невеста» и «Любовные скачки», где впервые можно проследить эротизм встреч жениха и невесты, которым по традиции до свадьбы нельзя было видеть друг друга, разве что через решётку юрты — кереге. Как первооткрыватель и основоположник современного искусства Казахстана он не мог не повлиять на целую плеяду казахстанских художников, таких как Алмагуль Менлибаева, Саид Атабеков и Ербосын Мельдибеков, работы которых вы также можете увидеть в Suwon I Park Museum.
И пусть Евразийская утопия осталась мечтой Рустама, но уже сегодня она, несмотря ни на что, стала явью, воплотившей в себе Nomadic Modernism и арт-пространство Казахстана и Кореи.
Советуем прочесть: «Художница Сауле Сулейменова: О том, почему все современные художники — активисты»
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)