Кто меняет правила игры в архитектуре и дизайне
В современном мире забота об экологии перестала быть просто трендом — это уже обязательная составляющая успешного бизнеса и...
Как мы уже писали ранее, Нур-Султан пережил пять переименований, каждое из которых меняло его облик. В XIX — начале ХХ веков современная столица носила имя Акмолинск и была торгово-промышленным городом. В 50-60 годы уже Целиноград стал крупным центром сельскохозяйственного машиностроения, начали строиться микрорайоны и институты. В 80-е акцент строительства окончательно сместился с промышленности на жилые комплексы. С момента переноса столицы в Акмолу и ее переименования в Астану начались масштабные строительные работы по формированию нового центра города — им стал левый берег. Именно там находятся Дом министерств, резиденция президента Акорда, крупные ТРЦ и высотные новостройки.
Несмотря на то что сейчас основные застройки сосредоточены на левом берегу, именно исторический центр может показать вам столицу с новой стороны. Столица — это не только Байтерек, Хан Шатыр и высотки. Это еще и уникальные по своей красоте исторические здания, в которых можно найти модерн, эклектику и классицизм. Важные памятники исторического значения сосредоточились в квадрате улиц Абая — Желтоксан — Кенесары — Республика. Пройдясь по ним, вы увидите другой город Абая — тот, в котором действительно творилась история и жили сильные люди.
адрес: ул. Ауэзова, 20
сейчас: музей Сакена Сейфуллина
Яркий пример эклектики в архитектурном искусстве конца XIX — начала ХХ веков. По сути, дом сделан из деревянного сруба, обшитого тесом и снабженного коридорной планировкой. Его в 1846 году построил один из купцов Акмолинска как контору для учета товаров. Через некоторое время в дом вселился доктор Федор Благовещенский, который в нем жил и принимал больных в течение 37 лет, будучи крупным специалистом во многих областях медицины — терапии, офтальмологии, акушерстве, гинекологии, хирургии, лечении туберкулеза. В Акмолинске его уважали пациенты и ценили коллеги.
В 1920-1930-е годы в доме работал Сакен Сейфуллин, но доподлинно неизвестно, в какой из комнат находился его рабочий кабинет. В советское время в разные годы здание занимали Центральная областная бухгалтерская школа и детский сад «Зорька». В 1988 году распоряжением Совета Министров Казахской ССР в нем открылся музей Сакена Сейфуллина.
адрес: ул. Желтоксан 11,13
сейчас: Государственный академический театр драмы им. М. Горького
Сейчас два исторических объекта объединены как здание одного из старейших театров Казахстана, но они сильно отличаются по стилю. Здание городской управы построили в 1880 году и оно было чем-то вроде современного акимата. Архитекторы относят ее к эклектичному стилю, который превалировал в конце XIX века. Городская управа построена из красного жженого кирпича в технике узорчатой кладки с использованием тесаного кирпича. В 1919 году в здании располагался штаб 59-й стрелковой дивизии, а после разные годы в нем работали городская и областная библиотеки. С конца 1970 года и по сей день здание принадлежит ГАРТД им. М. Горького — это его административная часть и касса.
Центральная часть театра, построенная в конце XIX века, раньше была прогимназией. В ней готовили к поступлению в гимназию. Однако в 1899 году городская управа Акмолинска и купец-меценат Степан Кубрин выделили 100 рублей для покупки здания под театр. Сначала он был двухэтажным, потом надстроили третий этаж, сохранив архитектурные элементы ранних фасадов. Здание театра, по словам экспертов, — образец архитектуры классического стиля конца XIX — начала ХХ веков.
адрес: ул. Кенесары, 41
сейчас: здание городского архива Нур-Султана
В становлении Акмолинска большую роль сыграли купцы: они помогали не только в развитии торговли, но и культуры. Купеческая династия Кубриных не стала исключением. Например, имя Степана Кубрина навсегда вписано в историю столичного русского театра. Василий был сыном Матвея Кубрина — крупного акмолинского купца. В 1915 году Матвей Кубрин открыл свое представительство в Москве и оставил управление семейной торговлей на сына Василия. И именно с ним связана красивая городская легенда, пусть и не подтвержденная полностью.
В одну из своих деловых поездок в Санкт-Петербург Василий Кубрин познакомился с молодой балериной (или актрисой) Мариинского театра. На предложение руки и сердца девушка ответила, что согласна при одном условии: если Василий построит ей дом, похожий на особняк знакомой балерины. Невеста Кубрина была уверена, что построить такой роскошный особняк не по силам акмолинскому купцу, но она ошиблась. Василий Кубрин пригласил московского архитектора, с 1910 по 1912 тот построил особняк в полтора этажа, флигель с подвалом, конюшни с каретниками и каменный амбар-погреб. Во дворе усадьбы разбили сад в английском стиле, а флигель соединялся с торговым домом Матвея Кубрина через подземный ход. Правда, позднее проход замуровали.
«В справочных материалах мы не говорим об этой легенде, потому что нет точных доказательств того, что все это произошло на самом деле. Но вряд ли легенда возникла на пустом месте: точно известно, что Василий привез свою невесту из Санкт-Петербурга», — рассказывал директор музейно-мемориального комплекса «АЛЖИР» Самат Тергембаев.
Елизавета Кубрина с сыном Юрием, 1914 год. Источник: sputnik.kz
После Октябрьской революции в доме находились рабоче-крестьянский клуб и библиотека. С середины 1920 года в особняке разместили городской уездный исполком и революционный исполком. В честь трехлетия Октябрьской революции здание официально переименовали в Первый Дом Советов. Долгое время здесь размещались городские, уездные и районные учреждения ОГПУ, НКВД и милиции. В 1950-1960-х годах в усадьбе находились дом пионеров и городской отдел образования. В середине 1960-х дом передали под областной историко-краеведческий музей. С 2000 по 2019 годы в особняке Кубрина располагалось Посольство Республики Украины. Сейчас здание является собственностью городского архива Нур-Султана.
адрес: ул.Абая, 83
Известно, что мечеть построили в 1895 году по инициативе хаджи Мурсалима Миркамалова, волостного управителя Жаныбека Байбекова (прадеда Сакена Сейфуллина) на личные средства татарина Нурмухамета Забирова — самого богатого купца Акмолинска. Поэтому мечеть в народе назвали «татарской».
Зуфар Махмутов в монографии «История татар Астаны» пишет, что по архитектуре мечеть соответствовала традиционному татарскому стилю: она состояла из ряда продольно осевых объемов, в северо-восточной части которых возвышался минарет с шатровой кровлей, в противоположной — купол над михрабом.
«Михраб мечети традиционно был ориентирован в юго-западном направлении, вход в здание осуществлялся с северо-восточной части. Минарет размещался над капитальной стеной, разделяющей молельный зал и относительно небольшой вестибюль. У новой мечети было несколько названий: зеленая, татарская, сами же татары называли ее күк мәчет».
До наших дней, к сожалению, дошел только фрагмент ограждения мечети — кирпичные столбы и металлические кованые ажурные решетки. Общая длина сохранившегося участка составляет 71, 5 метра.
«Негласное наименование «Зеленая» мечеть получила благодаря зеленой масляной краске, которой была покрашена. После закрытия и перестройки в ней долгое время располагался Дом пионеров. Впоследствии, когда Дом пионеров перенесли на Центральную площадь в бывшее здание горкома партии, оставшуюся часть деревянной мечети убрали. В 50-е годы XX века на этом месте построили трехэтажный жилой дом. До наших дней сохранился лишь фрагмент ограждения Зеленой мечети, представленный кирпичными столбами и металлическими коваными ажурными решетками», — написано в энциклопедическом сборнике «Историко-культурное наследие Астаны: свод памятников».
адрес: пр. Республики, 12
По свидетельству историков этот собор — единственный сохранившийся до наших дней храм дореволюционного Акмолинска. Сначала церковь находилась между современным стадионом имени Мунайтпасова и Концертным залом «Астана». Однако уже в 1893 году решением Тобольской духовной консистории ее перенесли на площадь Акмолинской станицы. Строительство храма святых Равноапостольных Константина и Елены началось 14 мая 1900 года, а завершилось к началу 1902 года.
«По архитектурным характеристикам храм является по плану однопрестольным, пятиглавым, выдержан в форме правильного креста. Длина постройки 33 м, ширина 8 м. И важная деталь: в настоящее время она оштукатурена и производит впечатление каменной», — говорится в материале газеты «Вечерняя Астана».
По понятным причинам в 1938 году Константино-Еленинскую церковь закрыли — сняли кресты и колокола, разобрали колокольню. В 1940 году в здание перенесли городской историко-краеведческий музей. В 1941-1942 годах в здании церкви размещался отдельный батальон связи 29-й стрелковой дивизии, формировавшейся в Акмолинске. Однако в 1942 году, по многочисленным просьбам акмолинских прихожан, богослужение в Константино-Еленинской церкви возобновилось и продолжается по сей день.
В материале использовано фото из Depositphotos.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)