Женщины, которые меняют мир
О том, как у них получилось открыть свое дело, а после — найти настоящую суперсилу. Сегодня...
Жанна Джанаева создаёт авторские статуарные куклы четвёртый год. Как и у многих представителей поколения 90-х годов, у неё два диплома. Первый она получила в Московском архитектурном институте, а второй — в KIMEP.
Долгое время Жанна работала финансовым директором в разных компаниях, а теперь создаёт кукол в этнических нарядах. Говоря «создаёт», мы подразумеваем не только создание одежды, но и самой куклы.
Всё началось с картинки в журнале и создания кукол из ладолла — самозастывающей смеси. После курса российского мастера Алёны Абрамовой Жанна начала делать гиперреалистичные куклы из запекаемого пластика — цернита.
Жанна захотела отразить историю страны в своих работах и поэтому начала заниматься этническими куклами. Мы поговорили с Жанной о том, как создаются куклы, кто их коллекционирует и как куклы влияют на людей.
— Из каких этапов состоит процесс создания кукол?
Всё начинается с глаз. Исходя из их размера определяется и размер куклы. Например, если глаза 12-миллиметровые, то кукла будет ростом порядка 60 сантиметров.
Далее мы берём фольгу и формируем основу головы и рук. Затем болванка обмазывается цернитом, вставляются глазки и начинается процесс скульптуры. Для этого у нас есть специальные инструменты. Некоторые кукольники пользуются стоматологическими.
В соответствии с размером головы чертится схема тела куклы, а затем для неё изготавливаются руки и ноги. В зависимости от того, какая обувь будет на кукле и будет ли она съёмная, лепятся ноги. Если открытая, лепим пальчики, если закрытая — нет.
Потом это всё запекается. Можно в обычном духовом шкафу, но желательно в отдельном, потому что цернит — токсичный материал именно при запёке. Детали запекаются при 130 градусах около 30 минут. Время зависит от толщины пластика. Если у вас большая голова, вы запекаете её час, а если у вас тонкий пластик или мелкие детали, то и 20 минут достаточно. Иначе можно сжечь элементы.
Основа куклы — металлический каркас. Все каркасы сварные и должны выдерживать высоту и вес изделия. С помощью инструментов мы сгибаем каркас, чтобы кукла приняла задуманную позу. Потом на него накручивается основа: поролон и синтепон. Далее начинается сухое валяние, чтобы придать основе вид человеческого тела со всеми анатомическими особенностями.
После обжига куклу из полимерной глины расписывают, а затем делается одежда. Чтобы одевать кукол, нужно разбираться в истории костюма и уметь шить. Существует множество нюансов. Например, фактура тканей должна быть пропорциональна размеру куклы. Обычные ткани не всегда подходят, поэтому часто используют натуральные: шерсть, хлопок, шёлк и кружево.
Обувь мы делаем как настоящие сапожники: кожа разогревается, натягивается на болванку, высушивается, прошивается, а потом приклеивается. Сделать это из синтетики не получится — она не натянется, не будет держать форму и станет дешевить образ.
Материал волос зависит от того, какого размера кукла. Если она маленькая, волосы изготавливаются из козьей шерсти: они мягкие и имеют маленькое поперечное сечение. Если же размер куклы приближен к человеческому, используется настоящий волос.
Есть разные техники вживления волос. Если кукла небольшая, то волосы можно наклеивать, а если кукла выше одного метра, то волосы вживляются. Это долгий процесс, для которого нужно иметь терпение и усидчивость. Волосы вживляют с помощью тонкой иглы по 2-3 волосинки. Это нужно сделать до запёка, пока пластик мягкий.
В одежде я работаю только с натуральными тканями. И так как ткань не всегда соответствует пожеланиям, я полностью крашу или корректирую её. Украшения для кукол тоже делаю сама.
Ещё есть такой момент, что я не могу изготавливать несколько кукол одновременно. Я настолько погружаюсь в одну куклу, что не могу переключаться.
Представьте, что вы два месяца работаете с одной куклой. Естественно, что вы вкладываете энергию на каждом этапе и поэтому опустошены в конце. Чудес не бывает. Чтобы создать что-то, нужно вложить.
— Почему авторские куклы — это дорого?
В среднем цена моих кукол — тысяча долларов. У меня часто спрашивают: «Почему у вас такие дорогие куклы? Дешевле купить в магазине». Мы, кукольники, отвечаем, что в магазине они даже лучше, потому что идеальны. Их производят по форме и как любое производство это менее затратно. Никто не говорит, что заводская кукла хуже, но она другая.
Когда человек работает с куклой как мастер, это может длиться неделю или два месяца. Представляете, сколько сил человек вкладывает в свой труд? Куклы ручной работы существуют, как правило, в единственном экземпляре. Их изготавливают вручную и предназначены они для коллекционирования, украшения интерьера.
Повторить куклу невозможно, это как у художников с картинами.
Среди мастеров повторение не ценится и не считается правильным — вы ведь платите за то, что получаете уникальный продукт.
— Нужно ли хорошо знать историю, когда вы создаёте костюмы?
Зависит от цели. Если вы создаёте этническую куклу, чтобы показать образ казахской женщины из определённого жуза или региона, то нужно. Если же вы создаёте куклу исходя из вашей задумки, то это другое. Я считаю, что в любом случае кукла и её образ должны быть красивыми.
За время работы с куклами у меня изменилось отношение к национальному костюму. Есть стереотип, что казахский костюм — это обязательно платье с воланами из капрона и яркая безрукавка с крупным рисунком.
Я считаю, что это упрощённое понимание национального костюма. Если пройтись по музеям, можно увидеть одежду, которую носили казахи в 17-18 веках и это вещи нереальной красоты, вкуса и утончённости.
Я не говорю о том, что мои костюмы дословно повторяют то, что было тогда. В моих работах присутствует моё видение, но я думаю, что все женщины априори не могут быть одинаково одеты. Да, существовали определённые тенденции в одежде, но не более.
Опять же, это зависело от экономического состояния и социального статуса женщины. Мы располагались на Шёлковом пути, а это предполагает наличие очень дорогих и красивых тканей: шёлка и парчи в одежде, а также богатых ювелирных украшений и кожи. Поэтому я стараюсь поддерживать это в своих куклах.
— Сколько денег уходит на создание куклы?
Творчество достаточно дорогое и экономить не получается. Весь материал импортный, например, цернит — это Бельгия, глаза — ручная работа мастеров из России или Малайзии.
Цена за полкилограмма запекаемого пластика — около 7 300 тенге. В среднем на небольшую куклу уходит пачка цернита, а если ты делаешь куклу высотой больше метра, может уйти и пять, и десять пачек. Закуп делается раз в полгода-раз в год, потому что пластик со временем теряет пластичность. А глаза стоят примерно 3 500 тенге.
— Есть ли аудитория, которая ценит и покупает куклы?
Ежегодно в ноябре под эгидой Российской Федерации в музее имени Кастеева проводится выставка интерьерных кукол «Вместе навсегда». Ежедневно выставку посещают около 2 500 человек, среди них много школьников и детей. Поэтому нельзя сказать, что такие выставки не посещаемы. Музей с радостью ждёт нас, потому что у них очень высокая проходимость в эти дни.
Я понимаю, что куклы — непривычный вид искусства и достаточно элитный продукт, который не все могут себе позволить. Но пойти на выставку и воочию увидеть произведение искусства — совсем недорого. Удовольствие, которое вы получите, оправдывает себя.
Также сообщество кукольников Казахстана Asia Doll планирует проведение выставки «Золотой век Шёлкового пути» в Центральном музее Казахстана 10 июля этого года.
Что касается покупателей, к счастью, уже есть ценители и коллекционеры, которые идут к определённым мастерам и приобретают кукол.
— С куклами связано много ритуалов и историй. Как вы воспринимаете их?
Куклы — энергетически сложный механизм. Поэтому однозначно сказать, хорошо это или плохо, нельзя. Раньше у казахов было поверье: когда девушка выходила замуж, она делала куклу и оставляла матери вместо себя, потому что могла уехать за тридевять земель и не увидеться с ней. А сейчас очень много психологов используют кукол в своих методиках, чтобы вывести людей из сложных ситуаций.
Для меня кукла, в большей степени, это арт-объект. Я получаю от них эстетическое удовольствие.
В последнее время авторские куклы имеют спрос не только среди коллекционеров, но и искусствоведов, дизайнеров интерьера, одежды и даже архитекторов. Присутствие авторской куклы в интерьере стало проявлением хорошего тона и изысканного вкуса обладателей.
— Продумываете ли вы характер каждой куклы?
Бывает такое, что я предполагаю сделать девушку с одним характером, а она получается совсем другой. Например, у меня есть эскиз. Я представляю, что кукла будет весёлая и в определённой одежде. А потом делаю голову и понимаю, что она задумчивая, а цвет волос и ткани, которые я отобрала для неё, совершенно не подходят.
Когда ничего не складывается, приходится менять цвет волос, искать другие ткани, менять костюм. Но кукла никогда не наденет то, что она не хочет надеть.
В тот момент, когда я заканчиваю процесс создания куклы, я готова с ней расстаться. Потому что понимаю, что меня ждут другие проекты.
С другой стороны, кукла никогда не уйдёт в случайные руки. Я верю, что тот человек, который берёт куклу, психологически готов к этому. Поэтому я не боюсь. Я считаю, если человек взял куклу, значит, ему это нужно.
— Вы уверены, что это кукла диктует, а не ваше душевное состояние?
Возможно, да. Очень весёлый человек по натуре вряд ли слепит грустную куклу. Но в этом-то и суть. Почему они называются «авторские куклы»? Потому что автор присутствует в каждой созданной им кукле.
Естественно, что настроение тоже присутствует. Даже если вы внешне веселы, когда вы садитесь за работу, ваше психологическое состояние отражается на кукле.
И, наверное, в этом есть своя прелесть, потому что я знаю людей, которые благодаря тому, что начали заниматься куклами, вышли из определённых проблем, сложных душевных состояний и победили болезни. То есть куклы — это своего рода психологическая терапия.
— Сейчас много разговоров о том, какой должна быть казахская девушка. А как по-вашему?
В первую очередь девушка, вне зависимости от национальности, должна быть образованной. Из-за того, что творилось раньше — революции, войны, голодомор — наш генофонд обеднел, погибли самые лучшие.
Но интеллект передаётся ребёнку от матери, и, если наши женщины будут образованы, интеллектуальны, естественно, что само общество будет меняться в лучшую сторону. Но я не имею в виду отрыв от корней. Мне бы не хотелось, чтобы сильный институт семьи, который сложился в нашей культуре, изменился.
Мы находимся между Европой и Азией, поэтому могли бы взять самое лучшее с обеих сторон, не впадая в крайности. Я считаю, что западную и восточную культуры нужно правильно сочетать, в этом кроется большая сила.
— Что изменилось в вашем понимании людей с тех пор, как вы начали изготавливать куклы?
Я стала замечать, что внутренний мир сильно отражается на внешности, манерах и речи человека. Мы часто встречаем людей, которые, возможно, не симпатичны внешне, но после того как начинаем общаться с ними, открываем их в другом свете, начинаем видеть и чувствовать более глубинные проявления их черт и характеров. В куклах мне хочется это передать: интеллект и наполненность.
Я не могу не делать куклы: это сродни волшебству, когда из куска глины возникает целый образ.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)