Новогодний вишлист с казахстанскими брендами: выбор редакции STEPPE и Altel
Подарки, которые объединяют...
Махамбет Турсумбаев, реставратор, 57 лет, ЗИС-110 (в коллекции 11-12 ретро-автомобилей)
Ремонтирую автомобили с 8 лет. Отец – фронтовик любил технику, работал главным механиком автобазы, и я иногда помогал ему в гараже. Подростком я переделывал мопеды и мотоциклы. В 1975 году купил с рук автомобиль ГАЗ-22 «Волга» и самостоятельно восстановил. С тех пор реставрирую, работал над «Волгами», «Победами», ЗИМ-ами. Среди клиентов были представители советской творческой интеллигенции, артисты и художники. В 2005 году слетал подмосковное Тушино на съезд любителей ретро-автомобилей и еще больше захотел восстанавливать и коллекционировать такие машины.
Каждая машина, над которой я работал, запомнилась, но есть особенные. Одна из них – ЗИС-110. Выпуск – всего 2000 экземпляров. 18 лет назад мы пригнали одну такую из Армении. Это был кузов без мотора и в плохом состоянии. Я самостоятельно изготовил для него крылья и капот, тормоза поставил от Lexus LX 470, а мотор от Jeep Grand Cherokee. Работа над этой машиной продолжается до сих пор. Еще один интересный автомобиль из тех что мне попадались – Riley 47-го года. Этот британский спорткар, единственный в СНГ. Сейчас я занят реставрацией гражданской версии автомобиля Willys 1947 года. Привезли в Алматы из Афганистана. Ретро-машины часто покупают именно в южных странах: в условиях песчаного климата и низкой влажности они сохраняются лучше.
При покупке и реставрации ретро-автомобилей возникает большая проблема с деталями. Оригинальные найти трудно и приходится делать их из обычных кусков железа. Чтобы собрать одну хорошую машину зачастую приходится покупать две и использовать одну как донор недостающих запчастей. Некоторые детали все же можно найти у продавцов, но для этого нужно поддерживать контакты с иностранными поставщиками. В Казахстане нет гальваники и покрыть деталь хромом можно только за рубежом. С двигателями немного проще, так как принцип работы большинства похож и если нельзя найти оригинальный мотор, то можно поставить аналогичный.
Ретро-автомобили для меня – это классика, красота и история. Работа по реставрации автомобиля становится интересной задачей для рук и ума. Однажды знакомые привезли ко мне Packard 1951 года. Они приобрели этот автомобиль как сломанный, на одном аукционе в США. Местные специалисты не смогли починить его бензонасос. Я сделал его за неделю, хотя не имел никаких схем и оригинальных запчастей.
Автомобили вывожу из гаража не так часто, однако, есть у меня одна традиция – каждое первое сентября я отвожу внуков в школу на своем ЗИС-110. Люди, увидев такую машину на улицах, реагируют хорошо, а некоторые даже благодарят за то, что удалось ее сохранить. Конечно, попадаются и не совсем адекватные наблюдатели, которые дергают замки и другие детали.
Восстановление ретро-машин – недешевое дело. На ЗИС-110 у меня ушло около 200 тысяч долларов, хотя в наши дни в таком состоянии он может стоить 400 тысяч долларов. Затраты разные, все зависит от количества автомобилей, над которыми ты работаешь в данный момент. За одну партию деталей можно сразу выложить 10 тысяч долларов. Помимо денег это работа требует большого количества времени. Я трачу на автомобили до 12 часов в день. Некоторые из отреставрированных я затем продаю. 75 тысяч долларов – моя самая большая сделка. Сейчас в период кризиса ретро-автомобили покупают плохо. Иногда мои машины берут в аренду для съемок документальных и художественных фильмов, а я играю водителя. Но ретро-автомобили все равно не приносят большого дохода. Чтобы собирать их я и ремонтирую и реставрирую чужие машины.
Андрей Коробейников, совладелец фирмы «Авто-Продукт», 54 года, ГАЗ-21 «Волга» 1968 года
В детстве я прокатился на ГАЗ-21 и влюбился. Когда вырос, захотелось, наконец, воплотить мечту и купить себе такую «Волгу». Долго искал ее в хорошем состоянии, но в итоге приобрел две машины, чтобы из них собрать одну. Кузов был от «Волги», которая раньше принадлежала какому-то профессору. Машина много лет простояла в гараже и была в плохом состоянии. Я реставрировал ее два года. Некоторые детали приходилось заказывать в Москве, Санкт-Петербурге и в Украине.
Все запчасти в автомобиле либо оригинал, либо хороший новодел. Пришлось немного работать над кузовом, но машина в итоге получилась почти такой как вышла завода. Единственное отличие – цвет. Я покрасил ее в бежево-перламутровый – это заводские цвета Opel. Над двигателем и ходовой работали профессионалы, но в остальном машину я собрал сам. Радио здесь тоже оригинальное, но оно «молчит» из-за того, что уже нет передачи сигналов на этих частотах.
Для меня эта машина словно воспоминание о детстве. Я иногда выезжаю на ней покататься в город. Люди удивляются, замечая ее, а проезжающие мимо водители часто сигналят в знак одобрения. Когда стоишь около машины приходится отвечать на множество вопросов, которые задают прохожие.
Если не считать свой труд реставрация обошлась мне в 30 тысяч долларов. Сам кузов я приобрел за 4300 долларов. В месяц я тратил на машину от 100 до 2000 долларов в зависимости от затрат на конкретные детали и работы.
Восстанавливать автомобиль мне понравилось, и я приобрету еще одну ретро-машину. Это будет Москвич-407. Думаю, на ее реставрацию также уйдет много времени.
ГАЗ-21 «Волга», пенсионер, 63 года, ГАЗ-67Б 1946 года
Машина досталась мне от друга 15 лет назад. Это была груда разобранного металлолома. Я решил попробовать восстановить первоначальный облик авто.
При реставрации я сохранил оригинальный кузов и двигатель, правда, кое-где пришлось сваривать. Движок чинил друг. Родных запчастей не хватало, и я покупал их у других владельцев таких автомобилей. Все удалось приобрести в Казахстане. Восстанавливать машину очень помогли члены клуба ретро-автомобилей. Единственное значительное изменение от оригинала – цвет. Эти машины выпускались темно-зелеными, а мы покрасили ее в современное хаки. Маляр, который выполнял работы, посоветовал оставить ее зелено-черной, не добавляя хрома и других отвлекающих элементов.
Автомобиль по документам 1946 года, но по факту он был выпущен в 1943. Вероятно, он был на фронтах Великой Отечественной. До конца войны было выпущено 2700 таких автомобилей.
Машину я сделал для души. Хотелось доказать внукам, что из груды металла можно сделать «конфетку». Старшему внуку уже 19 лет, и он только сейчас понял мою задумку. Внуки с удовольствием катаются со мной.
Ежегодно 9 мая я еду от дома до Вечного огня. Люди встречают автомобиль радостными криками. Если останавливаюсь на дороге, чтобы охладить радиатор, молодежь подходит и спрашивает, чем они могут мне помочь. Последние два года я участвую в акции «Бессмертный полк», замыкая на своем ГАЗ-67 колонну марширующих. Я не считал сколько потратил на эту машину. Думаю, в год около 1000 долларов. Меня не очень интересует этот вопрос, ведь я ни за какие деньги ее не продам.
Александр Иодес, работает в рекламном бизнесе, 39 лет, ВАЗ-2101 милиция и ГАЗ-24 такси (в коллекции 5 автомобилей)
Любовь к машинам у меня с детства, а затем появился интерес к истории. В какой-то момент решил приобрести легендарную «Волгу» ГАЗ-21. Два года искал в более-менее хорошем состоянии, купил в Алматы. Все последующие машины приобрел в других городах, в основном, на севере РК, где они сохраняются лучше. За «Волгой» ГАЗ-21 была еще «Волга» ГАЗ -24, а затем появились Жигули и еще два ГАЗ-24. Последнее приобретение – ВАЗ-2101, которую я стилизовал под автомобиль милиции времен СССР. Мне важно сохранить дух автомобиля, обязательно, чтобы обшивка салона и все его детали были оригинальными.
Каждой из приобретенных мной ретро-машин была необходима доработка, даже если они были в неплохом состоянии. За годы эксплуатации кузов теряет внешний вид, краска стирается, тускнеет. В целом реставрационные работы, которым подвергаются мои автомобили, не такие грандиозные, по сравнению с тем, как некоторые коллекционеры собирают машины с нуля. При восстановлении автомобилей бывает, что с оригинальными деталями возникают трудности. Нужно иметь большую сеть контактов в Казахстане и России, чтобы достать необходимое. На доработку автомобиля в зависимости от его состояния и сложности уходит от нескольких месяцев до нескольких лет.
В какой-то момент мне стало интересно не просто восстанавливать советские машины, а делать копии известных служебных машин. Оригиналы эти автомобилей практически невозможно найти, так как после списания они утилизировались. В 2014 купил Жигули 73 года, решил стилизовать ее под машину милиции СССР. Изначально автомобиль был красный. Пришлось заменять многие детали, искать рацию, спецсигналы и другие аксессуары. Сделал ее за четыре месяца. Потом подобным образом стилизовал ГАЗ-24 под такси. На эту работу ушло восемь месяцев. Чтобы сделать шашечки искал чертежи и по ним создавал эскизы. В машине стоит оригинальный рабочий счетчик, зеленый «глазок».
Кроме восстановления, мне нравится ездить на своих машинах. Люди часто обращают на них внимание, подъезжают и задают вопросы. В 2012 году придумал создать клуб ретро-автомобилей. Назван он был Old Time. Поначалу в нем были только мои машины, но сейчас уже около 30 членов. Мы участвуем в выставках и общественных мероприятиях, часто собираемся и обсуждаем различные вопросы. Владельцы ретро машин – тесное сообщество, в котором обсуждаются многие вопросы и проблемы. Члены клуба помогают в ремонте и поиску запчастей.
Владеть ретро-автомобилями затратно. Помимо расходов на покупку и восстановление есть регулярные траты вроде оплаты стоянки, прохождения техосмотра, налога и техобслуживания. Затраты, конечно, зависят от автомобиля. На приобретение ВАЗ-2101 я потратил 3 тысячи долларов. Еще 6 тысяч ушло на его восстановление и стилизацию под машину милиции. На создание такси ушло 10 тысяч долларов.
Ретро-автомобили приносят доход, но он покрывает только 1/10 часть от их содержания. Чаще всего машины берут напрокат для свадеб и мероприятий. Люди стали избирательными и все чаще проводят тематические торжества. Иногда машины арендуют для съемок. Наши автомобили участвовали в съемках рекламы, документальных и художественных фильмов, как «Так сложились звёзды» и «Высоцкий. Спасибо, что живой».
Александр Накрайников, бизнесмен, 44 года, DeSoto Custom 1951-го года (в коллекции 6 машин)
Ретро-машинами интересуюсь уже пять лет. Все началось со старенькой «Победы», которую я купил и восстановил. Затем было много других автомобилей как советских, так и зарубежных. Зарубежные я люблю за оригинальность, а советские как часть нашей истории. Мои самые ценные автомобили – DeSoto 1951 года и Oldsmobile 1936 года. Эти машины представлены в нашей стране в единственном экземпляре.
Найти советские машины в хорошем состоянии сложно. Если нет новых деталей, зачастую покупаешь машину-донора и берешь с нее необходимые запчасти. Есть несколько российских компаний, изготавливающих новоделы запчастей для советских машин. Время на реставрацию машины зависит от бюджета и ее состояния. К сожалению, местные мастеры не могут сделать все быстро и одновременно качественно. На восстановление машины уходит несколько лет.
Иногда по выходным я катаюсь на своих машинах. Люди встречают их положительно, многие машут вслед и бибикают. Особенно тепло принимают советские автомобили.
Я не зарабатываю на этом хобби. Никогда не продавал их, хотя приходилось менять. Расходы на восстановление ретро-автомобиля зависят от качества реставрации. Хорошая работа стоит дорого. Чем дешевле машину ты покупаешь, тем больше на нее потом потратишь. Сейчас в кризис можно купить ретро-автомобиль и за 500 долларов, но в него потом придется много вложить.
Евгений Разгуляев, бизнесмен, 31 год, Ford Mustang 1968 года и Willys Whippet 1928 года
Евгений, к сожалению, не смог подробно рассказать о своей коллекции. Ретро-автомобилями увлекался его отец. Они вместе приобретали машины на аукционах Канады. Затем он передал ему часть своей коллекции.
Фотографии: Камиля Калдыбаева
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)