Женщины, которые меняют мир
О том, как у них получилось открыть свое дело, а после — найти настоящую суперсилу. Сегодня...
Свой 50-й День Рождения Вадим Шкляр, он же Дядя Вадя, отметил забегом на 50 километров от дома до БАО и обратно. С тех пор он не снижает темп. По будням в 5 утра вместе с ним на пробежку выходят горожане, а на выходных Вадима со съемочной командой можно встретить где-нибудь на склоне Большого Алматинского Пика. В интервью The Steppе спортсмен и телеведущий рассказал, почему его жизнь похожа на один большой марафон.
— Вадим, бегать на длинные дистанции вы начали в зрелом возрасте и легко дадите фору нетренированной молодёжи. Что заставляет вас просыпаться до зари и выходить на пробежку?
Мы — люди — слишком комфортно живем. Основная масса человечества ведет сидячий образ жизни: на работе, в машинах и дома перед телевизором. В отпуске – лежит. Для человека это неестественно. Для нас нормально ходить, бегать, поднимать тяжести. Активный образ жизни выбивает меня из кокона комфортности в другую зону, где нормально просыпаться в 5 утра, ощущать, как побаливают мышцы. Но не из-за травм, а потому что они получают регулярную физическую нагрузку. Я чувствую себя живым.
— Вы ведь не всегда занимались спортом, каким вы были раньше?
Когда-то мне хотелось даже уехать. Я напоминал нытиков, каких сегодня много. Это как стоишь на остановке, мимо проезжает автобус, и в нем каждый второй смотрит на тебя с таким лицом, будто ты ему денег должен. Работая на телеканале режиссером монтажа, я сутками сидел в маленькой комнатушке в режиме кофе-сигареты, сигареты-кофе и пиво по пятницам. Работа нервная, особенно прямые эфиры. Однажды наступает момент, когда у тебя везде все болит. Начались travel-проекты, возросли физические нагрузки. При этом мне часто снилось, что я бегаю. В 48 лет я осуществил свою детскую мечту — купил велосипед. Зимой на нем особо не покатаешься, и я начал бегать. Курение и алкоголь сами меня бросили, потому что оказались несовместимы с новым образом жизни.
— Вас знают не только в спортивных кругах. Еще недавно вы выступали на фестивалях и концертах с этно-коллективом «UDHA», играли на австралийской трубе диджериду. Почему вы оставили музыку?
Я занимаюсь тем, что мне нравится до той степени, пока увлечение не рискует перерасти в профессиональное занятие. Иначе придется чем-то жертвовать. Так было с изготовлением этнических инструментов и игре на диджериду. Собралась интересная музыкальная тусовка, но она не развивалась в том русле, в котором мне бы хотелось.
Увлекшись бегом, я понял, что мое место в жизни – мотивировать людей своим примером.
Я не культивирую спорт, а занимаюсь еще той физкультурой, что была при «совке» и которую постепенно забывают. Многие люди путают эти понятия. Сначала они пашут в офисе, а потом фанатично тренируются по вечерам. В результате получается, как в песне Шнура про ЗОЖ. Травма, врач и годы лечения убитых коленок или чего еще.
— В 50 лет вы в одиночку пробежали маршрут в 50 километров. Долго к нему готовились?
День рождения у меня в марте, бежать от дома до БАО и обратно я решился за год до юбилея. На весь маршрут мне понадобилось чуть больше 13 часов. Я не ставил задачу уложиться в определенное время, мне хотелось проверить свои силы. Гораздо больше впечатлений оставил групповой забег в Левый Талгар на 48 километров. Спускаясь через Бутаковский перевал, мы не рассчитали силы и потихоньку возвращались пешком.
— Какие ошибки вы допускали в самом начале тренировок, и как их можно избежать?
Я начинал с дистанции 800 метров. Готовиться к забегам надо постепенно. После первого года тренировок я участвовал в марафоне, думал, что все могу, но уже на 20 километре понял, что ноги у меня еще слабые, и морально сдаюсь. Если вы бегаете только по улицам и в парках, и потом выходите на большую дистанцию по бездорожью, ваша стопа элементарно не готова к неровному каменистому треку. Я тоже через это проходил.
Самое важное — грамотно поставить цель. Например, не похудеть, а присесть 20 раз за минуту. Если занялся физкультурой, то и цели должны быть спортивные, а не бытовые.
Новичкам нужно войти в ритм и приучить свой организм к кардионагрузкам. В спортивных соревнованиях рекомендуют участвовать только после 7 лет тренировок.
В случае с физкультурой, к большим трекам нужно готовиться хотя бы два года и научиться бегать на низком пульсе с пульсометром. Он эффективен только при длительных тренировках от полутора до двух часов.
— Расскажите про свою систему групповых тренировок?
Люди – прекрасный мотиватор, и социальные сети – это ключ, просто кто-то с его помощью открывает мусорный ящик, а кто-то золотой ларчик. Бегать в 5 утра гораздо интереснее в компании. Я не тренер, график составляю для себя и корректирую спортивную программу для тех, кто присоединился.
Интенсивная тренировка длится не больше 30-40 минут. Занимаемся на озере Сайран. Недавно показывал девчонкам, как перебегать реку вброд. Если на тренировках никогда этого не делал, что будет на ультра марафоне?
Бегуны часто жалуются на больные колени и голеностопы. Столкнувшись с такой же проблемой, я стал отрабатывать прыжки и добавил разрабатывающие упражнение на разные группы мышц. Для силовой тренировки после небольшой пробежки отлично подходит воркаут-площадка, а метание камней – это те же упражнения с набивными мечами в кроссфите. Только бесплатно.
— Кстати, почему с вами тренируются только девушки?
Парням оказывается тяжело вставать в пять утра. Те, кто приходил, долго не задерживались. Вообще, у девушек ниже болевой порог и еще они очень выносливые. К примеру, моя соведущая на телепередаче «Тысяча троп» Вагида Салимова прошла три Кольсайских озера на одном стакане воды и трех финиках во время Оразы. Это больше 23 километров. При этом мы работали на камеру, креативили и посылали эмоции. Справился бы я с такой же задачей без воды и еды? Затрудняюсь ответить.
— Вы участвуете в городских марафонах?
Я пропускаю все городские спортивные мероприятия. Они, конечно, очень интересные, но я выбираю два-три главных старта в году, плюс у меня много личных забегов. Самый любимый марафон — «Tengri Ultra», в котором я участвую с первого сезона, и «Irbis Race». В первое воскресенье января у меня «Ледяная борода» — личный забег по маршруту Сайран — БАО – Сайран. Хочу продлить его до космостанции.
Мне интересно самому устраивать спортивные ивенты и привлекать народ. Так появилось движение «Без медалек». Из соображений безопасности в горы лучше ходить компанией минимум из трех человек.
Людей становилось больше, маршруты – длиннее, и меня начали спрашивать: «а медали дадут? Если нет, не побегу». Тем и хороши любительские забеги, что там не нужно никому ничего доказывать.
Мы не медальки чеканим, а делаем приключения. Бегаем ради куража, ради самого трека, чтобы в грязь там вместиться.
Я мог уйти в профессиональный «Trail» (бег по пересеченной местности) или «Sky running» (бег по горам на высоте выше 2000 метров) и попытаться стать лидером в своей возрастной категории. Но мне нравится сам процесс, когда бежишь 70 км по неизвестной территории. Фишка в том, чтобы преодолеть за световой день маршрут, который туристы с тяжелыми рюкзаками проходят за два-три дня.
— О чем вы думаете, когда бежите много часов подряд?
Бег по 7—8, а то и 10—12 часов — это динамическая медитация. Я учусь ни о чем не думать. Или, наоборот, в голове рождаются креативные идеи, потому что в горах мозг насыщается кислородом. Когда долго бежишь, сначала перед глазами появляются мошки. Потом они начинают тебе что-то говорить. Третья стадия, это когда ты их понимаешь, четвертая – им отвечаешь, и пятая – вы мило беседуете (смеется). Все мечтаю осилить 100 километров до Капчагая. Любопытно, что будет на этой дистанции. Психологически я готов хоть завтра, но физически пока нет.
— Этим летом вы начали снимать телепередачу про туристические маршруты в алматинских горах и окрестностях. Можно ли считать, что работа и призвание совпали?
Так и получилось. Цель передачи — мотивировать людей заниматься активным образом жизни. Не пугать их вершинами и падающими альпинистами, а показать, что мегаполис с таким расположением, как Алматы, настоящая редкость. Обычно в предгорьях располагаются маленькие городки с инфраструктурой, завязанной на спорте и туризме. А у нас рядом и горы, и степи, и пустыни.
Очень смешно, когда приходишь в модный фитнес-центр, где люди платят по 400 тысяч за годовой абонемент и занимаются на беговых дорожках, смотря на горы. Что им мешает бегать на природе?
Хочется, чтобы горожане полюбили Алматы и чаще выбирались в горы. Еще одна наша задача — напоминать людям о базовых правилах безопасности. Туристы теряются в ущельях, потому что забывают об элементарных вещах, не умеют пользоваться трекингом, путают, где север, где юг. Службы ЧС спускают заблудившихся со смешных маршрутов, с той же Фурмановки или Кок-Жайляу.
Мы сидим в интернете и в курсе, с кем спят «звезды», но скачать трекинг на мобильный телефон и понять, как он работает, не можем. Ну что это, как не человеческая глупость? Или когда зимой народ поднимается на пик Фурманова, и по этой же тропинке сверху на ледянках скатываются здоровые лбы. В прошлом году были случаи, когда людей сбивали, и они попадали в больницу. Таких ситуаций очень много. Горы не прощают ошибок. Если хотя бы 50 или 100 зрителей наш проект чему-то научит, сезон свою задачу выполнит.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)