Не только венчур: как MOST планирует развивать альтернативные инвестиции в Казахстане. Интервью с Павлом Коктышевым
В условиях глобального роста интереса к альтернативным инвестициям, Павел Коктышев и его команда создали MOST Investors Club,...
Эльза Калиева, основательница дизайнерского ателье ELZA&ART, в 2016 году, после многолетнего опыта работы в продажах, решилась на смелый шаг — кардинальную смену деятельности. Она воплотила в жизнь свою давнюю мечту — занялась созданием дизайнерской линии одежды. После презентации первой коллекции женщина была признана лучшим дизайнером национальной одежды на конкурсе Business Lady Kazakhstan в 2021 году, а также стала победительницей и лучшим дизайнером конкурса Nomad Fashion Day.
Редакция Степи поговорила с Эльзой о творческом и предпринимательском пути, а также о трудностях ведения бизнеса, разрешить которые ей помогли Банк ЦентрКредит и Фонд развития предпринимательства «Даму».
— Как вы начали свой путь в индустрии моды?
— Мне с самого детства нравилось шить вместе с мамой новые наряды для кукол, но во что-то большее это тогда не перерастало. Уже позже мне захотелось вернуть творчество в свою жизнь и связать с ним профессиональную деятельность.
Важным толчком для меня стала поездка в Стамбул. Там я увидела, как люди закупаются одеждой, иногда даже не обращая внимание на ее качество. Тогда я задумалась, почему мы в Казахстане не шьем одежду сами?
По приезде домой меня не покидала эта мысль, поэтому я сразу начала искать курсы шитья. Для меня было важно изучить азы: научиться шить и кроить. Я сшила себе три платья и поняла, что шитье не для меня.
— Почему вы так решили?
— Шитье — тонкая и щепетильная работа и подходит далеко не всем. Чтобы делать что-либо качественно, нужно любить это дело. Шить мне не особо нравилось, но я нашла себя в дизайне. Так, в 2016 году начала обучаться у выпускницы Итальянского института моды и дизайна.
Пройдя курсы, поняла, что хочу открыть ателье в своем родном городе Атырау. Я арендовала бутик в местном торговом центре и собрала свою первую команду.
— С какими трудностями вы столкнулись после открытия ателье?
— Сложности начались сразу: я не знала, как правильно отбирать сотрудников для ателье и сколько им платить. Так как я не занималась шитьем, у меня также возникли проблемы с проверкой правильности выполненных работ мастеров. Я попросила помощи у той девушки, у которой прошла курсы, и продолжала учиться, анализируя опыт своих наставников.
На старте возникли трудности с покупкой расходных материалов. На первые заработанные 500 тыс. тенге я купила ткани, совершенно в них не разбираясь. Мне сказали, что сделают скидку. Я тогда подумала: «Надо брать!». Обрадовалась скидке и взяла много метров ткани, совершенно не обратив внимания на цвет и принт. После этого начала изучать особенности расходных материалов. Оказалось, что нужно обращать больше внимания на такие мелочи, как нити для шитья и иглы.
— Трудно ли было перейти от простых работ по подгонке к разработке собственных дизайнерских коллекций?
— Да, было трудно. Некоторые мастера приходили работать только с реставрацией, им не хотелось шить по дизайнерским эскизам. Мастера не задумывались о том, что если они вложатся и придумают что-то новое, то завтра этот клиент придет и во второй раз.
Свое творческое видение у меня получилось осуществить при помощи продвижения в социальных сетях. В самом начале мы занимались ведением страницы в Instagram сами: в 2016 году услуги SMM-менеджеров были не настолько популярны. Выкладывали фотографии, видео и положительные отзывы от клиентов. Мы дали понять, что создаем собственные дизайнерские коллекции, ориентируясь желания целевой аудитории.
Благодаря этому опыту я поняла, что люди больше всего ценят уникальность. На этом этапе мои дизайнерские идеи, наконец, начали воплощаться в реальность, а команда мастеров стала воодушевленнее.
— Как пандемия повлияла на ваш бизнес?
— Почти все ателье в Атырау закрылись из-за кризисного периода во время карантина, а мы продолжали работать. Клиентский поток увеличился, но мы столкнулись с новой трудностью — бизнес нуждался в расширении. На тот момент в ателье, совмещенном с шоурумом, работали четыре швеи. Заказов было много, а места для нового оборудования и увеличения штата не оставалось. Тогда я поняла, что нужно приобретать новое здание.
Я несколько раз обращалась в акимат с просьбой дать мне земельный участок для постройки здания, но мне постоянно отказывали. Действовать нужно было быстро, так как мы должны были съехать из арендованного бутика и понимали, что на переезд также уйдет большое количество времени. Мне нужно было приобрести двухэтажное здание, в котором будет возможно разместить шоурум и цех на 10-20 рабочих мест с оборудованием.
В январе 2022 года я обратилась в Банк ЦентрКредит, так как уже не раз убеждалась в лояльности банка и скорости оказания услуг.
— Как быстро вы смогли начать работу в новом здании?
— Через два дня после обращения в банк мне позвонил менеджер и сказал, что получил предварительное одобрение на приобретение недвижимости. Далее я получила одобрение от Фонда развития предпринимательства «Даму», который предоставил мне субсидирование в 22% от суммы кредита. Для начинающего предпринимателя это очень хорошая поддержка, потому что также планировались затраты на ремонт помещения. После этого я еще не раз обращалась в «Даму» и БЦК для получения кредитов на приобретение оборудования для ателье.
Уже в феврале мы смогли переехать в новое здание, а в марте провести официальное открытие дизайнерского ателье, которое сопровождалось показом коллекций.
— Что изменилось в вашей деятельности после расширения бизнеса?
— Приобретение нового помещения позволило нам увеличить производительность, а также у нас появилось больше возможностей для создания новых дизайнерских решений. Коллекции одежды ELZA&ART начали пользоваться большей популярностью. Мы начали замечать, что люди интересуются казахской национальной одеждой и ее современной интерпретацией.
Спрос на наш этнический стиль растет не только в Казахстане. Во время моей поездки в Париж на модный показ я встретилась с представителями журнала Vogue, модных домов Dior и Prada, которые были заинтересованы в отдельных элементах наших изделий. Они с большим любопытством разглядывали наши костюмы — им очень интересно наше национальное прикладное искусство.
«Тогда я была счастлива — спустя семь лет мне удалось найти свой уникальный стиль в ручной работе с этническими мотивами».
Даже в Dolce&Gabbana используют наши казахские орнаменты — особенно популярен қошқар мүйіз.
На сегодняшний день у меня работает 15 швей в цеху. Ежедневно пополняем свой шоурум, параллельно увеличиваем количество клиентов в регионах. Для этого мы запустили Tik-Tok-аккаунт, чтобы рассказать о нас большему числу потенциальных покупателей.
Также в прошлом году мы посетили выставку, организованную Фондом «Даму». Там я познакомилась с другими дизайнерами, которые еще слабо верили в то, что найдут клиентов. Тогда мне пришла идея, что я могу обучать других владельцев ателье.
Многие говорят, что таким образом я создаю проблемы самой себе, помогаю молодым дизайнерам выйти на рынок, тем самым увеличиваю количество брендов, к которым могут уйти мои клиенты.
«Меня не пугают конкуренты. Я хочу развиваться в конкурентоспособной среде».
Сейчас мои ученицы активно работают над собственными коллекциями дизайнерской одежды и недавно презентовали их на показе в выставочном центре «Атакент» города Алматы.
— Поделитесь своими планами в развитии дизайнерского ателье.
— Мы получили приглашение в Баку, будем участвовать в Azerbaijan Fashion Week. Летом бренд ELZA&ART будет представлен на выставке Фонда «Даму», а в сентябре я выступлю в качестве дизайнера на показе мод в рамках кинофестиваля Deli Cinema, который пройдет в Индии.
Если говорить о масштабировании ELZA&ART, то мы активно работаем над тем, чтобы наладить доставку по всему Казахстану. Планируем также открыть физический магазин в Актау. Каждый день мы работаем над созданием новых коллекций, чтобы продолжать радовать своих клиентов.
— Вы кардинально сменили сферу деятельности. Можете ли дать совет нашим читателям, которые также хотят следовать своей давней мечте?
— Мой главный совет, который я не устаю повторять даже самой себе: не нужно никогда и ничего ждать, а сразу приступать к делу. Сейчас время возможностей, они буквально повсюду. Большинство моих дизайнерских решений приходит ко мне ночью. Я встаю и воплощаю их в жизнь. Ведь чем дольше ждешь, тем больше появляется сомнений.
«Не бойтесь, всегда найдутся те люди, которые будут рады оказать вам поддержку!»
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)