Зачем городам мастер-планы: интервью со Светланой Бугаевой
В новом материале мы побеседовали с Светланой Бугаевой, архитектором и директором филиала компании «База 14» в Казахстане, а...
Я поехал в Италию осенью 2015 года по программе «Академическая Мобильность», которая предоставляется министерством образования и культуры РК. Об условиях и критериях отбора мало кто знает. По сути кафедра университета отбирает кандидатов по заданным критериям, после чего кандидаты пишут языковой тест. Я сдавал итальянский, после защищался и подавал на визу в посольство Италии. Прошел отборочный тур, попал в список и получил место в Италию. Доминировало количество студентов из Алматы и Астаны. Тут две причины: в других городах меньше университетов и там студенты мало осведомлены об этой программе.
Думаю, мне помогли три фактора: знание итальянского, академическая успеваемость и удачное собеседование в посольстве.
Труднее всего оказалась морока с документами, справками и прочей бюрократией, которая заняла две недели. Также было много вопросов касательно университета и предметов. Нужно было подтвердить предметы на следующий семестр и объяснить профессорам итальянскую систему оценивания знаний, чтобы мне правильно перевели баллы в конце семестра. Выдохнул только после получения визы и одобрения университета. Во время полета смотрел в иллюминатор, чувства были смешанные: я не знал, чего ждать и как все будет.
Благодаря увлечениям и знанию итальянского я чувствовал, что попал в свою среду.
Адаптация прошла быстро, хватило одной недели. Благодаря изучению итальянского чувство дискомфорта отсутствовало. Плюс там культивируют мои любимые увлечения: искусство, классическая музыка, поэзия. Европейская внешность помогла слиться, окружающие принимали за местного. Первая неделя показалась загадочной; я не знал, как тут все устроено и что делать. Из-за привязки к факультету экономики, пришлось мотаться по городу, искать департамент, чтобы быть зачисленным в университете. Следующая проблема заключалась в том, что иностранцам не выдавали студенческие карты из-за отсутствия вида на жительство. Лишь после дополнительных расходов и прогулки по городу, я получил студенческую карту и стал полноценным студентом Пизы.
Первый шок был от того, как много там курят. Куда бы ни пошел, везде преследует табачный дым. 90% студентов курят табачные изделия на постоянной основе. Еще удивился тому, что люди сильно экономят. Например, курят самокрутки, а большинство машин на механике (экономят на бензине и моторном масле). О Казахстане мало кто знал – вот это было более ожидаемым. До начала учебы думал, что занятия буду проходить на английском языке. Когда я пришел на первую лекцию, а она вдруг оказалась полностью на итальянском, у меня глаза вылезли из орбит. Первое время я не понимал, что происходит, затем привык.
Весь семестр состоял из забавных моментов. Например, когда узнали, что я иностранный студент. Сижу значит на паре по предмету «Новейшая история»; преподаватель рассказывает об аграрной системе в СССР, но не может выговорить слова «колхоз» и «совхоз». Тут неожиданно из аудитории студент из Казахстана громко и уверенно выговаривает эти слова. Также столкнулся со знаменитой «пунктуальностью» итальянцев. По плану был экзамен в восемь утра. Я направился в университет в лютый холод, пришел на полчаса раньше. Другие студенты пришли только через час, а преподаватель так и не появился. И вот через три часа появляется наш учитель и со спокойным лицом начинает экзамен.
У европейских студентов другое отношение к учебе: раз пришли на пару, значит хотят получить знания, а не отметиться для посещаемости.
В течение семестра заметил несколько весомых различий между университетами. Если в КазНУ дают баллы за посещаемость, то в Пизе за то, что ты явился на занятие, никто тебе оценку не поставит. На лекциях студенты конспектируют материал, так как это единственный способ получения знаний и подготовки к экзаменам. В Европе если учатся, то делают это ответственно, берут максимум знаний. Помню, пошел в специальный холл, где готовятся к экзаменам, и удивился, что в этом гигантском помещении нет мест. Студенты готовятся заранее, понимая, что на занятиях большой объем материалов и надо быть хорошо готовым к экзаменам.
Уровень преподавания другой. В Казахстане часто халатное отношение преподавателя к лекциям. У профессора может возникнуть личная неприязнь к ученику, думаю, многие студенты сталкивались с этим. В Европе проще, учителя приходят только учить и делают свою работу, которая дает знания. Никто не пользовался заготовками, учителя просто брали микрофон, расхаживали по аудитории и интересно рассказывали лекции.
В Казахстане достаточно просто поступить в университет и получить диплом; думаю, отсюда и идет обесценивание высшего образования в нашей стране.
У нас очень часто диплом – просто бумажка. Большинство студентов просто хотят закрыть сессию; им не важна специальность. Не нужно быть экспертом, чтобы понять неправильность такого подхода к учебе. Человек идет в ВУЗ, чтоб получить знания для будущей профессии. В Европе не у всех получается поступить в университет. Они заканчивают колледжи или спецкурсы; к примеру, официантка или механик обязаны закончить курсы, прежде чем начать работу.
Я бы посоветовал программу обмена всем, кто хочет проверить жизненные навыки и выйти из зоны комфорта.
Опыт колоссальный. Семестр прошел в шикарном университете, где знания давали на высшем уровне, а эстетика города радовала каждый день. Благодаря шенген-зоне я еще успел попутешествовать по ближним странам. Программа по обмену хороша тем, что человек пробует себя в другом месте и условиях, проверяет характер. Это были самые насыщенные полгода в моей жизни, которые изменили представления о мире, подарили море впечатлений и информации, а еще усилили любовь к родному дому.
Программа по обмену проходила весной 2016 года, в California State University, город Long Beach. Эта поездка в США сильно повлияла на мировоззрение и помогла убедиться в том, что экономика – это мое.
До последнего момента не верилось, что я буду жить на другом континенте, вдалеке от дома и родных.
Я поехала по стандартной программе обмена в КИМЭП. Отбирают по трем критериям: академическая успеваемость, хорошее мотивационное письмо и достижения вне учебы. На деле пройти не так сложно, как кажется.
Как получила место в университете, началась беготня по регистрации на предметы, подача на визу и так далее. Период подготовки происходил так быстро, что только в последний момент осознала, что я еду в США, на другой континент.
В первую неделю в США я увидела парня, который на кампусе рекламировал марихуану для медицинских нужд.
Для адаптации в новой среде хватило семь дней – в США в этом плане намного проще. Там люди очень открыты и дружелюбны; иностранец не чувствует себя изолированным. Правда, трудности настигли уже в начале. Например, в первый же день автобус довез меня в другую часть Лонг-Бич, и я, студентка из Казахстана, в первый раз одна путешествую с гигантским чемоданом в неизвестном городе. Позже местные студенты помогли разобраться и сориентироваться на территории университета. И так прошел первый день: поздно пришла в общежитие, чувствовала моральное истощение. Проснулась утром, на дворе январь, а вокруг пальмы и светит солнце, как летом. Жила в общежитии, где было включено питание и нужные удобства. Так что с жильем и бытовыми вещами проблем не было.
Американцы часто ведут себя так, будто ты их лучший друг, хотя для них это просто этикет.
Американские черты, о которых часто говорят, оказались правдой. Например, что местные жители открыты. Но улыбаться и быть дружелюбным – легко там, но временами сложно в Казахстане. Даже после приезда порой этого не хватает. Такие вещи закладываются в культуре, ведь даже болтать с продавщицей и делиться тем, что происходит в жизни – в рамках нормального.
Сначала это казалось странным, но такие черты характера американцев – пласт их культуры и социального поведения, который сильно помогает социуму.
Училась в государственном вузе (state university), который в США считается средним и относительно дешевым вузом. Учится там 30 тысяч человек, что много по сравнению с КИМЭП, где студентов в шесть раз меньше. Единственная весомая разница – атмосфера в классе и желание учиться. Там студенты свободны разумом и характером. Например, в Казахстане, да и в СНГ, боятся задавать вопросы, чтобы не показаться глупыми. Студенты и преподаватели могут негативно отреагировать на вопрос, когда как в США с радостью ответят на него и объяснят. Ученики пытаются по максимуму выцепить знания из преподавателей. Там в университет приходят учиться.
Еще там я вступила в волонтерский клуб. В этом сообществе студенты ездили помогать бездомным и пожилым людям. Но в один момент я решила поехать в Skid Row, толком не понимая, на что иду. Знакомые начали хвалить и говорить, как уважают мое решение и смелость. В этот момент я осознала, что чего-то не понимаю насчет Skid Row. Все проходило как обычно, но когда начало темнеть, к волонтерам подошел организатор и сказал, чтобы мы вели себя аккуратно, упомянув, что мы знали, на что идем и ответственность за себя несем сами. Нас предупредили, что есть опасность подхватить туберкулез, рассказали, что вчера на Skid Row убили двух человек. И в тот момент я испытала первый шок, потому что увидела США с другой стороны.
В Лос-Анджелесе я видела лишь красивые и известные районы, но Skid Row – обратная сторона города и страны. Там, где много бездомных, на улице палатки, везде грязно и опасно. Этот район – болячка на теле США. Мы, волонтеры, час раздавали еду бездомным. Организаторы говорили, что важно общаться с ними и принимать их, потому что цель таких мероприятий – дать бездомным чувство того, что они тоже люди и часть общества. Это проблема, с которой, на мой взгляд, в Казахстане не разбираются, – помощь и отношение к обездоленным.
Программа по обмену дала мне не только знания по учебе, но и раскрыла глаза на многие вещи в отношении родной страны и мира в целом.
После поездки я пришла к выводу, что США – уникальная страна, которая изменит характер и взгляды человека на жизнь. Как бы затасканно это ни звучало, но это так. Попадая в страну, где живут сотни культур и национальностей, понимаешь, что человек – песчинка, проблемы и события которого маленькие по сравнению со всем миром. После поездки стала смотреть на мир глобально. Также поняла разницу между людьми в СНГ и за пределами. Там люди спокойно говорят об удачах и неудачах, тогда как у нас скрывают провалы, потому что стыдно.
В каждом американце живет дух предпринимателя и вера, а также известная «Американская мечта» – возможно, главная мотивация каждого гражданина Штатов. Прожив там полгода, я еще больше полюбила Казахстан. У нашей страны есть минусы, но это еще больше мотивирует внести свой вклад.
Поехал по стандартной программе обмена студентов КИМЭП весной 2016 года. Сразу хотел попасть в Испанию, и, к счастью, получил место в University Deusto, в городе Бильбао. Университет считается одним из старейших в стране. Расположен на севере страны, в автономной стране Басков. В отборе оценивались три критерия: GPA, мотивационное письмо и достижения вне учебы.
Для иностранных вузов академическая успеваемость важна, но часто личностные качества и достижения ставятся выше.
После оглашения результатов радость события затуманила мысль о том, что полгода буду жить один вдалеке от родителей и друзей. На тот момент в голове была лишь мысль уехать и как можно скорее окунуться в культуру Испании.
Первая неделя прошла не так весело. Причины – поиск квартиры, проблема с банком и адаптация к окружению. Квартиру арендовал вместе со студентом из Никарагуа.
Я сломал много стереотипов об испанцах, а также о других национальностях и культурах.
Испания не такая однородная, как можно подумать. Я жил в городе Бильбао, в автономии страны Басков, где местные жители сильно отличаются от привычных испанцев своим холодным характером. Изменилось представление о людях ближнего востока: иорданцы, палестинцы. Думал, что эти люди закрытые и религиозно ориентированные, а оказалось, что они общительные и не радикально настроенные.
Я совершил турне по Европе в компании из американца, палестинки и израильтянки. Каждый раз в отеле, показывая наши паспорта, сотрудники удивлялись, видя такую разнообразную компанию. Разногласий между Палестиной и Израилем не существует для этих людей. Никто бы не подумал о реальности такой компании, но путешествия объединяют людей. Будучи в Италии, мы купили билет в Венецию, но позже выяснили, что приобрели билет на поезд из пригорода Венеции, поэтому ночь провели на станции поезда. А еще поехали на Ибицу в компании пятидесяти человек. Вечно обсуждали, кто куда пойдет в одной комнате, и в помещении стоял шум из арабского, итальянского, английского, русского и других языков.
Культурный шок не был серьезной проблемой, потому что я учусь на МО. Я никогда не делил людей на нации или страны, просто к каждому нужен собственный подход. Единственным большим страхом была банальная боязнь непонимания между собой и окружающими. В Испании мало кто говорит на английском, так что пришлось практиковать там мой начальный испанский. Удивился, что люди сильно интересовались Казахстаном, спрашивали о культуре, политической ситуации и так далее; окружающим было интересно, что же это за страна.
Сиеста и фиеста – две большие проблемы, которые меня там настигли. Сиеста в Испании – двухчасовой перерыв, после которого люди должны возвращаться на работу, но на деле мало кто так делает. Например, банки работают с девяти утра до часу дня, так что у тебя есть только этот промежуток времени для оплаты или получения денег, а дальше выкручивайся как хочешь. Под исключение попадают университеты и школы. Фиеста – воскресный отдых, в этот день испанцы без исключения отдыхают и гуляют. Закрыты все места – от банков до магазинов, работают только увеселительные заведения и бизнесы представителей других стран, например, ларьки, которые держат китайцы.
В Европе студенты углубленно изучают материал для хорошей сдачи экзаменов, у нас же бывает достаточно поверхностного знания.
Зная, что репутация университета высокая, сначала особо не заметил видимой разницы в уровне преподавания. Но позже, взяв предмет по специальности, я понял, что это другой уровень и почему университет котируется по миру. В Испании на экзаменах часто используются эссе и расширенные ответы на вопросы. В казахстанских же вузах часто встречаются закрытые типы тестов, на которые студент может ответить даже без подготовки и наличия знаний. Эссе – куда сложнее и требует детального анализа материала. Пары проходили по два часа (в среднем больше на час чем в Казахстане) и это было сложно в первое время, но я понимал, что для европейского метода обучения с постоянными лекциями и обсуждениями это очень эффективно.
В большинстве университетов Казахстана еще осталась старая советская система, что, наверное, и тормозит развитие. Также в Европе заметил, что студенты относятся к учебе серьезнее, потому что попасть в университет намного сложнее, чем в СНГ. Для них не посещать урок – потеря кровных, а в Deusto учеба стоит бешеные деньги. В Европе нет понятия получить диплом, потому что надо. Люди идут в университеты для получения знании.
В СНГ если не смог поступить в университет, то на тебя почему-то сразу вешается клеймо неудачника.
После поездки стал мыслить глобальнее, некоторые стереотипы и предубеждения разрушились. Находясь дома, ты не так интенсивно развиваешься как личность, потому что находишься в зоне комфорта. Другой важный аспект – это дружба с представителями других наций и культур. Если раньше события в Турции, Никарагуа или Ближнем Востоке меня не сильно волновали, то теперь, зная, что у меня там друзья, бросает в дрожь. В такие моменты понимаю, что все люди часть одного мира.
Фото: архив героев, Shutterstock
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)