Music Unbound: расширяя границы музыки
Слово «инклюзия» все чаще стало звучать в казахстанском информационном поле. Для большинства людей это подразумевает...
Десятые годы двадцать первого века — важный период в культуре человечества. Интернет и социальные сети стали главными информационными источниками, стриминговые сервисы «перевернули игру» и способы дистрибуции музыки, а хип-хоп окончательно утвердился в титуле главного жанра планеты. Но с началом нового года началось новое десятилетие. В этом материале разбираемся, чего нам стоит ждать от двадцатых.
TikTok и концепция «популярности»
Развитие казахстанской инди-сцены
«Деконструированные» жанры и кризис идей
Концерты и туры были основным источником дохода для большинства музыкантов, но глобальный локдаун лишил их возможности выступать перед публикой на многие месяцы. Продажа атрибутики — мерча, винила, дисков, коллекционных изданий — тоже затруднена из-за закрытия границ и ограничения работы международных курьерских служб. В итоге у исполнителей осталось всего несколько путей: помощь государства, онлайн форматы и доход со стриминга.
Во многих странах мира музыканты обращались к правительству за помощью в период тотального локдауна. Самый яркий пример — открытое письмо #LetTheMusicPlay, адресованное британскому правительству. Его составили Британская Ассоциация Продвижения Концертов и Британская Академия Музыки и Звука, а подписали письмо более 1 500 музыкантов, включая Пола МакКартни, Эда Ширана, The Rolling Stones и Дуа Липу.
В итоге правительство Великобритании выделило 1,15 млн фунтов на поддержку музыкальной и концертной индустрии.
Но во многих других странах ситуация не такая оптимистичная, и помощи от государства ждать не приходится.
За 2020 год прошло множество онлайн концертов и виртуальных шоу. Одни проходили на крупных видеохостингах или веб-сайтах, другие проводились в видеоиграх, а третьи — в социальных сетях. Теперь необязательно даже находиться там, где проводят концерт, чтобы его послушать и посмотреть — достаточно купить билет (а многие известные выступления и вовсе были бесплатными: шоу Трэвиса Скотта в Fortnite, SQUARE GARDEN, российский МТС Live, казахстанский «Звезда на карантине») и сесть поудобнее у себя дома, пока артисты на другом конце планеты будут выступать для вас и тысяч других фанатов.
Конечно, онлайн концерты не вызывают тех эмоций, как живые, но в период пандемии выбирать не приходится. К тому же, веб-форматы открыли более широкие возможности для реализации творческих замыслов.
Можно сравнить, как к презентации сингла подошли разные артисты: Трэвис Скотт провел масштабный и зрелищный ивент в видеоигре Fortnite, а Том Йорк исполнил новую песню в домашней футболке и под акустическое пианино. И оба выступления, скорее всего, не случились бы, если бы не локдаун.
В Казахстане хоть прошло меньше онлайн выступлений и концертов, но они тоже были. К примеру, Минкульт совместно с «Казахтелекомом» провели проект «Звезда на карантине» прошлой весной. В течение нескольких месяцев разные эстрадные исполнители проводили онлайн-концерты, отвечали на вопросы зрителей и общались с аудиторией. Ознакомиться с концертами можно на YouTube-канале «Казахконцерта».
Упомянутые ранее доходы со стриминга вышли для музыкантов на первый план во время пандемии. Многим исполнителям пришлось менять свои стратегии продвижения и финансовые модели — если раньше кто-то не рассчитывал на заработок с музыкальных площадок, то теперь, лишившись гонораров за живые выступления, их подход к этому изменился.
Можно сказать, что пандемия принудила музыкантов окончательно перейти на более современную модель заработка. Это бы случилось в любом случае, но позднее и постепенно, а не так, как все произошло в 2020 году. Так что в новом десятилетии определенно стоит ждать расцвета онлайн форматов. Но и живые выступления вернутся, а люди будут их намного больше ценить после целого года карантина.
Появление и распространение стриминговых сервисов музыки — ключевой поворот в музыкальной индустрии десятых годов. Они полностью изменили потребление коммерческой музыки в мире — раньше необходимо было покупать музыку на физическом носителе или приобретать цифровую копию через музыкальные онлайн магазины, а теперь за небольшую месячную плату любой человек может слушать неограниченное количество музыки любых исполнителей. А во многих сервисах есть бесплатные формы подписки и пробные периоды: например, в «Яндекс.Музыке» и Spotify можно слушать музыку без подписки, но с некоторыми ограничениями и рекламой. Никогда еще быть меломаном не было так дешево.
Вместе со способом дистрибьюции музыки, изменился и подход к маркетингу в этой сфере. Если раньше начинающие исполнители стремились попасть на популярные радиостанции или выступить на «разогреве» на концерте известной группы, то сейчас многие стремятся попасть в тематические плейлисты Spotify и Apple Music. И это может сыграть ключевую роль в начале карьеры.
Слушатели стали все больше опираться на алгоритмы сервисов, которые учитывают предпочтения пользователя, время суток, активность, а также угадывают его настроение и строят бесконечный персональный плейлист с песнями, которые точно понравятся слушателю. Еще никогда до этого у людей не было возможности иметь персональную радиостанцию с потоком лично подобранной музыки — тем более всего за несколько долларов в месяц.
Это повлияло и на способ выпуска музыки. Все больше музыкантов уходят от привычных альбомов к периодическим синглам и мини-альбомам. Их проще продвигать в наше время, они быстрее и легче записываются, и раз люди слушают музыку плейлистами и отдельными треками, то зачем утруждаться и писать целые альбомы?
Например, испанская певица Rosalía выпустила свой последний альбом El Mal Querer в 2018 году, уже более двух лет назад. Это был второй «студийник» для артистки, а продолжительность альбома составляет всего 30 минут и 12 секунд. Обычно, релизы менее 30 минут считаются мини-альбомами (EP, «extended play»), так что работа Розалии находится где-то между мини- и полноценным альбомом.
После выхода «El Mal Querer» исполнительница стала выпускать сингл за синглом — и так за год обрела больший успех, чем за трехлетнюю карьеру до этого. В 2019 году шесть синглов Розалии попали в чарты, а за всю карьеру до этого всего семь. Заметив это, она стала записывать фиты с другими известными исполнителями, такими как Трэвис Скотт, Bad Bunny, Джеймс Блейк, и тем самым только утвердила свое перманентное присутствие в американских, испанских и мировых чартах.
«Сингловый» успех Розалии не единственный пример: и до нее, и после множество других артистов использовали и используют подобный подход для достижения коммерческого успеха в век стриминговых сервисов.
Тем не менее, нельзя сказать, что альбомы, как цельные музыкальные произведения, умирают. Музыка — это искусство, и пока в ней есть творцы, а не только бизнесмены, то будут и шедевры, концептуальные альбомы и глубокие произведения. И с появлением возможности слушать релизы, не покупая каждый из них отдельно, интерес у публики к «альбомной» музыке не пропадает, а возможно, даже растет.
TikTok резко взлетел и захватил мир в конце десятых, а также стал одним из крупнейших каналов продвижения музыки. Как когда-то было престижно и принципиально для карьеры музыканта попасть на популярные радиостанции, так сейчас принципиально попасть в видео известного тиктокера.
Множество еще вчера никому неизвестных артистов сегодня стали звездами благодаря приложению с бесконечной лентой коротких видео.
К примеру, песня Lalala дуэта американского продюсера Y2K и канадского рэпера bbno$ стала суперпопулярна в Тиктоке и это внезапно принесло им мировую славу и сотни миллионов стримов (прослушиваний на стриминговых сервисах). Тем не менее, они так и остались авторами одного хита — на канале Y2K на Ютубе у клипа Lalala 421 млн просмотров, но почти все остальные видео имеют менее одного. Наиболее близкий к этому результат — 13 млн — имеет видео, где продюсер показывает, как написать инструментал Lalala за три минуты.
Это изменило подход многих малоизвестных музыкантов к созданию музыки — они стали пытаться повторить разные «Тикток-хиты», чтобы их песня завирусилась на платформе и они обрели популярность.
Поп-критик журнала LA Times Микаэль Вуд говорит, что после успеха первых вирусных треков на площадке, целая армия исполнителей стали полностью повторять эти песни и писать музыку по их «формуле».
Какое-то время в Тиктоке были популярны песни с элементом «резкого перехода» с одной мелодии на другую, потому что люди часто снимали видео с таким сюжетом. До сих пор на платформе появляется множество видео с такими песнями.
Но популярность в Тиктоке не всегда позитивно отражается на карьере — самым ярким примером является группа Black Dresses. За короткую трехлетнюю карьеру они успели выпустить четыре студийных альбома. В своей музыке они делились своими переживаниями и воспоминаниями о жизни, полной насилия и боли.
В первой половине 2020-го года в Тиктоке стали популярны несколько песен коллектива. Но пользователи социальной сети не обращали внимания на тексты и темы треков, а просто записывали милые танцы под «прикольную мелодию» или даже липсинк (lipsync — беззвучное подпевание песням).
Участниц группы это оскорбило, потому что их творчество никак не подходило этим танцам. В мае прошлого года, спустя полтора месяца после выхода их четвертого альбома, Black Dresses объявили о распаде из-за «длительного харассмента» со стороны фанатов.
— Black Dresses (@BlackDresses666) May 27, 2020
Группа удалила всю свою музыку со стриминговых сервисов и закрыла личные соцсети. Единственное место, где сейчас можно ознакомиться с их творчеством — Bandcamp.
Гиперпоп — музыкальное течение, которое образовалось в середине 2010-х и ворвалось в мейнстрим к концу десятилетия. Основоположниками жанра считаются резиденты британского лейбла PC Music, а наиболее влиятельной фигурой — продюсер и основатель этого лейбла A. G. Cook.
Жанр можно назвать смесью электропопа, глитч-электроники, фьюче баса (future bass) и андеграундного хип-хопа в стиле ранних BROCKHAMPTON. Самые известные музыканты, работающие в рамках этого жанра, — Charli XCX, 100 Gecs и SOPHIE. Также к гиперпопу иногда относят разные работы известной поп-исполнительницы и жены Илона Маска Grimes.
Сам гиперпоп может больше походить на карикатуру на традиционную поп-музыку, чем на отдельный жанр: все звуки, мелодии и даже вокал максимально залиты эффектами и доведены до предела. Тем не менее, все больше людей следят за его развитием, а клипы и релизы исполнителей набирают десятки миллионов просмотров и прослушиваний.
Пока сложно говорить о будущем этого жанра, но очевидно одно — гиперпоп останется с нами. Как минимум, на какое-то время, но может и навсегда. К примеру, клип на последний сингл дуэта 100 gecs имеет 11 млн просмотров.
Релиз дебютного альбома Скриптонита в 2015 году можно назвать отправной точкой в выходе казахстанской музыки на международную сцену. Невероятный хайп, который Адиль собрал еще с первых синглов, после релиза превратился в славу и признание, а пластинка получила статус «современной классики» хип-хопа.
Один из первых хитов Скриптонита
Став значимой фигурой в музыкальной индустрии СНГ, Скриптонит образовал команду Jillzay, куда входили разные продюсеры и исполнители. Резиденты объединения стали работать сначала внутри лейбла Gazgolder, на который был подписан Скриптонит, а после и со сторонними музыкантами. Все это привело к двум вещам: Jillzay стали влиятельным деятелями в индустрии, а словосочетание «казахстанский музыкант» подразумевало гарантию качества. Позже Скриптонит переформатировал Jillzay в полноценный лейбл, который сейчас называется Musica36 и включает в себя не только казахстанских музыкантов.
Спустя четыре года появился Масло черного тмина — пожалуй, первый успешный музыкант из Казахстана со времен дебюта Скриптонита, не связанный с Jillzay или Musica36. После него в России и странах СНГ стали обретать популярность и другие независимые казахстанские артисты — M’Dee, Кисло-сладкий & Bonah, Dequine, sobakasoma.
Домашнее выступление Самрата sobakasoma для российского журнала «Афиша»
Сейчас казахстанская музыка проживает один из самых успешных периодов за всю историю. Местными музыкантами интересуются другие страны СНГ, про Скриптонита снимает фильм Apple Music, Димаш Кудайберген собирает огромные залы в Китае, андеграундные телеграм-каналы про музыку собирают подборки «новых имен казахстанской сцены, которые пока не известны в России».
«Как вы знаете, казахи — загадочный народ, последние годы ставший синонимом слова «свежесть» на русскоязычной сцене и генерирующий новые имена в промышленных масштабах» — цитата из подборки.
Но что еще важнее — на казахстанскую музыку стали обращать внимание и в самом Казахстане, местная инди-сцена развивается и поражает своей разнородностью и самобытностью, и при этом получает заслуженное признание и популярность на родной земле. А это радует больше всего.
Деконструированные («Deconstructed» — разобранный) жанры — современное постмодернистское направление в альтернативной музыке, в рамках которого исполнители используют приемы и стили определенного жанра, но при этом экспериментируют с ними, гиперболизируют или в корне меняют.
Американский хип-хоп продюсер и рэпер JPEGMAFIA делает «деконструированный хип-хоп»: он берет за основу обычные биты, привычные сэмплы и мелодии, но добавляет туда множество нестандартных поворотов, шумов, смен ритма или инструментальных партий. В одной песне он может зациклить двухсекундную мелодию на три минуты, а в другой — сменить бит несколько раз за минуту.
Одним из наиболее известных музыкантов, делающих деконструированную музыку, является венесуэльская исполнительница Arca. Изначально она занималась музыкальным продюсированием, в том числе, работала с Канье Уэстом, Бьорк и Фрэнком Оушеном.
На каждом своем сольном альбоме она будто «переизобретает» музыку с нуля и делает это крайне искусно. Творчество Arca звучит необычно и может напоминать американские горки, где невозможно предсказать следующий поворот или уцепиться за отдельную мелодию, потому что они сменяются одна за другой.
Все чаще в современных музыкальных дискуссиях можно услышать «хип-хоп умирает». Но если открыть современные чарты стриминговых сервисов или рейтинг Billboard, то большинство мест в топе будут занимать хип-хоп и рэп-альбомы. В чем же тогда может выражаться «смерть хип-хопа»? Ответ прост: в потере идентичности.
Хип-хопа стало слишком много. Музыка, которая родилась в бедных кварталах Бронкса, спустя 40 лет стала главной музыкой на Земле. Американский музыкальный критик и автор «антологии хип-хопа» «Best Damn Hip-Hop Writing» Трэвис Yoh Филлипс считает, что хип-хоп потерял свои культурные ориентиры из-за невероятной популярности: «Что происходит с искусством, которое проросло сквозь грунт, когда оно начинает стоить миллионы?».
«У каждой души есть своя цена, и у сегодняшнего хип-хопа больше покупателей, готовых заплатить эту сумму, чем когда-либо до этого. Некоторые говорят, что он уже продан».
Хип-хоп, не только как музыка, но и как культура, претерпел множество метаморфоз, слияния течений, творческих революций и бездушной коммерциализации. Можно даже сказать, что в современном хип-хопе почти не осталось ничего от того хип-хопа, что был записан на украденную из магазинов техники аппаратуру во время нью-йоркского блэкаута 1977-го года.
Rapper's Delight считается первым хип-хоп хитом, который играл на радио
Поп-музыка впитала основные фишки и черты хип-хопа — биты и ритм, рэп-речитатив, простые басовые линии, цикличные сэмплы — и тем самым обезличила сам хип-хоп. Большое количество поп-артистов разных поколений стало использовать приемы текущего «главного жанра планеты» — можно включить радио с современной музыкой и в 9 случаях из 10 играющая песня будет построена на хип-хопе с элементами трэпа. И не важно, будет это Loboda или Ариана Гранде — все стараются читать рэп и использовать 808-ые ударные.
Хип-хоп стал новой поп-музыкой и тем самым потерял собственную культуру и идентичность.
А тем временем сами рэперы и продюсеры стали уходить в другие жанры и экспериментировать: кто-то стал больше петь и добавлять в песни элементы соула и госпела (Joey Badass, The Internet), другие стали расширять границы жанра экспериментами и смелыми творческими решениями (Death Grips, Канье Уэст, BROCKHAMPTON), иные ушли в сторону живых инструменталов и акустики (Mac Miller, Standing On The Corner), некоторые стали пытаться записывать целые альбомы в других жанрах — хоть рок, хоть электроника, хоть поп.
Рэпер Mac Miller исполняет акустическую версию песни «Objects In The Mirror» с неосоул-группой The Internet, участники которой ранее состояли в альт хип-хоп объединении Odd Future, основанного Tyler, The Creator
Стало недостаточно просто читать рэп под обычный бит — теперь, чтобы выделиться из толпы однодневных рэперов с одинаковыми битами, нужно придумывать новые ходы, располагать разнообразием флоу («flow» — так называют манеру читки в хип-хопе). Считается, что у каждого рэпера должен быть свой «фирменный» флоу и необычные инструменталы.
С одной стороны, такое стремление к уникальности заметно развивает и расширяет жанр, а с другой — размывает его границы и лишает узнаваемости. Нельзя однозначно сказать, хорошо ли подобное «перенасыщение» для самого хип-хопа — сейчас жанр переживает самый непредсказуемый период с постоянными изменениями. Скорее всего, хип-хоп разделится на поп-версию и альтернативу. Первая будет заполнена бесконечным потоком безымянных рэперов с одним хитом в карьере и крупными звездами, такими как Дрейк и Ники Минаж, которые делают массовый продукт для широкой аудитории.
Альтернативный хип-хоп, который существует уже долгое время, станет полем для экспериментов продюсеров и талантливых исполнителей. Такая музыка уйдет в андеграунд, потому что будет «не для всех». Возможно, и не для нас с вами. После этого, если жанр последует сценарию падения рок-музыки, может появиться «пост-хип-хоп», свои Radiohead, свое семейство субжанров. Но и навсегда хип-хоп, конечно же, не исчезнет.
Эрл Свитшот и Винс Стейплз — одни из самых известных альтернативных рэперов
Что случится в итоге и к чему это приведет, растворится ли хип-хоп как стиль в другой музыке или воспрянет и только укрепит свои позиции в текущей индустрии — узнаем с вами в течение нескольких лет.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)