Truly Unique: как бренды объединяют людей при помощи коммьюнити
Люди всегда стремились к объединению — от первобытных племен (ради выживания…) до формирования современных онлайн-сообществ...
Если говорить о том, какая профессия на сегодняшний день самая востребованная в казахстанском театре, то можно смело сказать, что любая, которая есть. Нехватка специалистов, профессионалов ощущается в каждом театральном цехе. Меньше всего хочется сейчас говорить об актерах — плохие, хорошие, слабые, сильные, профессиональные или самоучки — в каждом театре есть своя команда, которая составляет костяк и на которой держится репертуар.
Есть огромное количество специалистов, без которых ни один театр не может нормально функционировать — и вот это действительно штучные люди. Когда перед директором театра стоит задача найти звукорежиссера или художника по свету или менеджера по продажам, кассира или администратора — здесь можно расшибить лоб уже при первой попытке отыскать нужного человека.
В этом материале расскажем о нескольких востребованных профессиях в казахстанском театре и самых базовых требованиях, которым необходимо соответствовать, если вы ищите подобную работу.
Существует правило, которое относится абсолютно ко всем, от директора до уборщицы — вы должны быть «театральным человеком». Любовь к театру — это первостепенное. Нельзя работать в театре и не любить его всей своей душой. Если человек не разделяет эти ценности, он делает не только хуже себе, когда страдает от непонятного искусства, но и всем окружающим, так как театр — это командная работа на итоговый результат — спектакль.
«Театральный человек» — тот, который смотрит много спектаклей и принимает, что театр может и должен быть разным. Он не сплетничает, не плетет интриги, умеет разговаривать с людьми, доброжелателен, интеллигентен и приветлив, готов решать любую проблему зрителя. Театральный человек — это тот человек, кто готов помогать артистам в любой кризисной ситуации и ценит их труд. Потому что, как ни крути, театр – это спектакль и зрители.
Важнейший специалист для театра, но самое печально-парадоксальное — этой специальности не обучают в казахстанских театральных вузах. Художник по свету — это не человек, который просто включает лампочки. Это светорежиссура, создание атмосферы спектакля, ответственность за ту самую магию, за которой люди стремятся в театр. Практически каждый театр сталкивается с проблемой — где такого найти?
Чаще всего эту вакансию получают люди с базовым техническим образованием. Оно просто необходимо, чтобы вас не убило током. Потому что, помимо проведения световой партитуры спектакля, художник по свету должен уметь чинить фонари и световой пульт, делать развеску приборов, разбираться в качестве осветительного оборудования, уметь паять, сделать люстру из ничего, никогда не спать на репетициях и быть стрессоустойчивым оловянным солдатиком.
Эта профессия более понятная и распространенная далеко за пределами театральной сферы. Той-бизнес и всякого рода вечеринки, где есть набор «колонки-усилитель-микрофоны», ежедневно производят на свет новую единицу звукорежиссуры. Именно из сферы развлечений и концертной деятельности в театр чаще всего и приходят звукорежиссеры. И, в первую очередь, их ломает на том, что здесь процесс работы выстроен совершенно иначе. Это не привычный формат «сделал саундчек, отвел звук, пошел домой», а кропотливый процесс вымученных репетиций, где ты порой должен терпеливо сидеть за пультом весь день только ради того, чтобы включить один трек. Это профессия истинного терпения при создании спектакля. И каждый день режиссёры ставят перед тобой все более сложные технические задачи. Конечно, есть любимый ответ у всех техников: «Это невозможно». Настоящие же профи матерят вас про себя, но находят выход из любой ситуации.
Принято считать, что эта вакансия открывается для бабушек или женщин в возрасте, которым хочется спокойной работы. Я ничего не имею против пенсионного возраста, но эта работа точно не из разряда «пассивный отдых». Кассир — это, на самом деле, первое лицо театра, человек, с которым зритель впервые контактирует, когда хочет купить билет или звонит в театр с вопросом.
И если на том конце провода ему отвечает равнодушный, нерадостный голос, то считай, все пропало. Кассир в самую последнюю очередь должен уметь работать с кассой и отсчитывать сдачу. Хороший кассир уже в первую минуту разговора определит, какой спектакль вам посоветовать, а какой лучше отложить на потом. Он обязательно у вас спросит, впервые ли вы в театре, откуда вы узнали о нас и что ожидаете? Он наизусть знает содержание всех постановок, самые яркие моменты, знает актерский состав и какие любимые цветы у примы театра. Все постоянные зрители записаны у кассира по имени и людям чрезвычайно приятно, когда их узнают при звонке. А еще хорошие кассиры всегда найдут место для зрителя, если билетов нет, а для человека посмотреть спектакль — жизненная необходимость. Тогда кассиры становятся суперменами и выписываю билет хоть на люстру, хоть под потолком.
Для любого театра важно иметь хороший спектакль и важно, чтобы на него были проданы все билеты. И если за первое отвечает режиссер, артисты, художественно-постановочная часть, то за второю отвечает отдел продаж. Круто и весело продавать комедии (хорошие) — они разлетаются как горячие пирожки. Но, если театр выпускает авторские спектакли, исследует новые жанры, приглашает молодых актеров, берет провокационный материал — все это становится настоящим испытанием на прочность для того, кто берет на себя ответственность за аншлаг. Менеджер по продажам, в первую очередь, должен сам любить то, что он продает, и находить 1001 причину для зрителя, почему он захочет прийти на спектакль. Эти причины транслируются через smm театра, медиа, с которыми нужно выстроить личные отношения, специальные проекты, которые нужно уметь разрабатывать для каждой постановки. Еще нужно уметь работать с базой данных зрителей, накапливать ее, общаться с партнерами, развивать корпоративные продажи и так до бесконечности.
Уверена, каждый из нас сталкивался с неприятным опытом общения с театральными администраторами. Чаще всего это те самые женщины, которые так и норовят выследить вас с включенным телефоном во время спектакля или без маски в зрительном зале, которые шикают, воспитывают и всячески пресекают любые вольности зрителей.
Конечно, такие сотрудники оставляют не самые приятные впечатления от театра, но кажется, некоторые учреждения культуры не парятся по этому поводу и даже считают своих сотрудников «хранителями традиций». Для меня администратор в театре должен быть, в первую очередь, другом, которого я могу попросить встретить и проводить моего опоздавшего товарища, кому я могу доверить цветы до финала спектакля, кто с радостью ответит на все вопросы о будущих постановках, об актере, который приболел. В театр могут прийти с маленькими детьми, собаками и всех нужно пристроить на пару часов. Так недавно одна зрительница попросила найти ей тихий уголок для зум-конференции, которая начиналась сразу после спектакля, и мы пустили ее в наш офис.
Театры сейчас завершают свой рабочий сезон и уходят на каникулы. Это то самое время, когда открываются вакансии, и есть возможность найти работу, о которой вы давно размышляете.
Стрессоустойчивость, мультизадачность, человечность, честность, понимание, почему вы хотите работать в конкретном театре — вот, пожалуй, все-таки главные качества, которые нужно отметить в своем резюме и отправить заявку. Вот увидите, она обязательно найдет отклик.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)