«Салют-7»: фильм, который нужно посмотреть

5 минут Геннадий Захаров
«Салют-7»: фильм, который нужно посмотреть

За последние 4 года фильмов патриотического уклона вышло уж слишком много. Еще больше вышло фильмов про космос. А ранее, в этом же году, вышел «Время первых», тоже российский. Думал, что «Салют-7» ничем не удивит.

Уже после 5 минут фильма, понял, что ошибался. 

Создатели не играют в оригинальность. Сцена с первым выходом женщины в открытый космос похожа на первую сцену из «Гравитации», с которой, фильм обречен на сравнение. Характеры персонажей простые и не меняются в ходе повествования. Обстановка холодной войны знакома по другим фильмам, и с первых кадров все довольно предсказуемо. Если не сказать, клишировано. 

Но тут проявляется художественный гений режиссера Клима Шипенко. Недостаточно взять проверенные ингредиенты, их еще нужно правильно смешать и приготовить. Вместо увеличения сложности повествования, режиссер уходит в глубину.

В чем, собственно, цимес. В 1985 году СССР потерял связь со своей передовой космической станцией Салют-7. Дорогой проект, честь страны и символ успехов космонавтики начал неконтролируемое снижение и грозил устроить катастрофу в случае крушения на землю. СССР в экстренном порядке подготовил команду спасения на облегченном космическом корабле. Лучший космонавт СССР (Владимир Джанибеков) и лучший космоинженер СССР (Виктор Савиных) выполнили сложнейший маневр стыковки, растопили лед, который намерз на электрике, просушили и запустили энергоблок станции.

Дождавшись корабля с провизией и новыми космонавтами, они улетели обратно на землю. После этой операции стыковка с неуправляемо вращающейся станцией вошла во все мировые учебники космонавтики. История нелицеприятная для имиджа страны, и большинство жителей СССР о ней даже не слышали. Тогда как весь остальной мир активно обсуждал каждый шаг спасательной операции.

Технический аспект

Фильм создавался во многом ради сцен в открытом космосе, которые тут снимали так, как не снимал их еще ни один российский режиссер. За пределами Питера выстроили съемочный ангар, так как в здании Ленфильма просто не помещались массивные декорации станции и оборудование. Главных актеров — Владимира Вдовиченкова и Павла Деревянко 10 раз поднимали в воздух на тренировочном самолете, который пикировал вниз, создавая ощущение невесомости. Съемочная команда создала систему тросов, противовесов и оборудовала ими макет станции в натуральную величину, а актеры учились реалистично летать и передвигаться внутри декораций.

Dramma Button

Создатели фильма показали историю с художественной стороны. Потому тут заменены фамилии пилотов-спасателей, упрощены аспекты управления космическим кораблем, усложнена драматургия. Еще сильней здесь упростили момент подготовки к полету, причем упростили топорно. Чтобы скорей перейти к действию в космосе, красивым закатам и бесконечным звездам, создатели смазали «земной» этап развития сюжета. Возможно (уверен, что так и есть), создатели вырезали или недосняли большое количество материалов, хотя они были в изначальном сценарии.

Чувствовалась нехватка кадров, она затрагивает многие аспекты фильма, включая концовку. Обрывистость, неравномерность повествования — это главная претензия к фильму. Еще можно пожаловаться на выжимание излишнего драматизма из некоторых сцен при помощи музыки и облетов камеры. 

А вот дальше, приготовьтесь, пойдут мои восторженные реплики.

Начну с того, что главные герои очень сильно не похожи друг на друга, причем на уровне актеров, которые их играют. Как будто в каст намеренно взяли актеров комедийного и драматического амплуа. Противостояние по сюжету считывается мгновенно, и в историю веришь. 


Веришь и в чувства. Хоть на них сэкономили на земном этапе, все становится по другому в космосе. Диалог между дочкой и космонавтом, мужество женщины перед неизбежностью, фраза «Возвращайся, папа» — эти моменты засели в памяти. 

К слову о женщинах. Фильм показывает прекрасный пол с разных сторон. И как олицетворение мечты космонавта о теплом доме и семье. И как сильных личностей, способных без истерик выдержать удар судьбы. 

The Space

И, наконец, космос. Главный герой всей картины представлен не как убийца и не как защитник. Он играет роль судьи, поощряющего мужество и наказывающего за оплошности и ошибки. Этот фильм не заставляет бояться космоса, наоборот. Он вернул мне утраченное в детсве желание стать космонавтом. 

Космос нарисован с чувством, поставлен натурально, в него веришь. Пролеты камеры, спецэффекты, глубина картинки просто обязывают посмотреть её в IMAX. Герои закрывают лица от солнечной радиации в открытом космосе, физические законы работают, как надо, фильму удалось избежать большого количества традиционных для жанра киноляпов. Оно и понятно, ведь первую, короткую версию фильма показывали космонавтам на Байконуре, а консультантом, предоставшим весь наземный и часть космического реквизита был Роскосмос.

Переработка документального сценария в художественный фильм повлекла за собой большое количество выдуманных ситуаций и драматизирующих сложностей. Но все здесь служит хорошо поставленной драматургии и великолепной картинке. Момент, когда ракета с экипажем спасателей пролетает сквозь атмосферу и летит выше, окрашивая пелену облаков под собой в ярчайший оранжевый цвет — это один из самых запоминающихся моментов среди всех мировых фильмов о космосе. 

Кому этот фильм понравится: людям, которые хоть раз в жизни мечтали стать космонавтом. Знатокам истории СССР. Любителям сочной картинки и проработанных спецэффектов. Любителям драматических фильмов-катастроф. 


Кому этот фильм может не понравиться: тем, кто устал от космической тематики в кино. Тем, кому не нравится российское кино. Тем, кому не нравится голливудский подход к постановке драматургии, с летающей камерой, резкими наездами, чрезмерной эмоциональностью. Любителям исторической достоверности — герои в сложной ситуации откровенно нарушают приказы командования и своевольничают. Это работает на драму, но просто не может существовать в реальности. 

Но не думайте, что фильм противоречив. Я однозначно рекомендую его к просмотру. Идите на него, причем идите, как и я, в IMAX — вся прелесть специальных технологий съемок космического пространства и невесомости проявляется именно на сверх большом и сверхчетком экране. 
 

Статьи STEPPE

Как Elevate Your Sound Empowered by Visa развивает электронную сцену Казахстана
Партнерский

Как Elevate Your Sound Empowered by Visa развивает электронную сцену Казахстана

Как проводятся самые высокогорные вечеринки в Казахстане.

6 минут
6 минут
Что посмотреть в апреле на Кинопоиске

Что посмотреть в апреле на Кинопоиске

Собрали специальную разножанровую подборку для тех, кто не может выбрать фильм на вечер.

3 минуты
3 минуты
Какие брэйкеры могут представить Казахстан на Олимпийских играх

Какие брэйкеры могут представить Казахстан на Олимпийских играх

5 танцоров брейк-данс, о которых вы должны знать

5 минут
5 минут
Поделись заботой: NIVEA запустила масштабный проект для жителей Алматы
Партнерский

Поделись заботой: NIVEA запустила масштабный проект для жителей Алматы

Праздники закончились, но инициативы получили свое продолжение — рассказываем о той, которую еще можно успеть посетить!

1 минута
1 минута