Пять фильмов, создатели которых вдохновлялись «Метрополисом» Фрица Ланга

2 минуты Наиля Галеева
Пять фильмов, создатели которых вдохновлялись «Метрополисом» Фрица Ланга

В 1926 году вышел фильм, который до сих пор называют одним из самых масштабных в истории мирового кинематографа. И это с учетом того, что XXI век — время эпичных блокбастеров, в распоряжении которых — деньги, компьютерные технологии и лучшие специалисты. У Фрица Ланга этого не было, но наперекор всему он снял фильм, на который до сих пор ориентируются лучшие режиссеры. Более того — без «Метрополиса» не только кинематограф, но и поп-культура в целом могла быть совсем другой.

«Звездные войны» (1977)

Конечно, фильмы Джорджа Лукаса не претендуют на глубокую философскую составляющую — их сила в другом. Но без робота из «Метрополиса» не было бы забавного  C-3PO, а ведь его дуэт с милейшим R2-D2 создает львиную долю юмористических ситуаций во франшизе. К счастью, Джордж Лукас взял у Ланга только внешний вид робота, оставив его зловещее нутро в 1927 году. Робот  C-3PO полная противоположность человека-машины «Метрополиса» — он добрый, смешной, помогает друзьям и не имеет никаких далеко идущих разрушительных планов.

Кадр из фильма «Звездные войны», film.ru |Кадр из фильма «Метрополис», kanobu.ru

«Бегущий по лезвию» (1982)

Интересно сегодня читать в материалах о картине Ридли Скотта, что не будь «Метрополиса», не было бы ни «Бегущего по лезвию», ни киберпанка в общем. Ведь и сам философский киберпанк Скотта дал направление развития научной фантастике на годы вперед. До сих пор, создавая мегаполисы будущего, режиссеры смотрят на город людей и репликантов Ридли Скотта. А он не мог забыть гигантский город Фрица Ланга. Такая вот преемственность поколений.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию», curbed.com |Кадр из фильма «Метрополис», designchat.com

«Бэтмен» (1989)

Как это ни удивительно, но Фриц Ланг повлиял и на кинокомиксы. Тим Бертон признавался, что создавая Готэм, он опирался на свои воспоминания о Метрополисе. Здесь важно помнить, что до Бертона экранизации комиксов о Бэтмене были или откровенно детскими или странными — достаточно вспомнить танец рыцаря ночи и его верного напарника из сериала 60-х. Тим Бертон создал вселенную Бэтмена заново — пусть его Готэм и нельзя назвать однозначно реалистичным, но это был существенный шаг вперед. После нескольких провалов в 90-х эстафету принял Кристофер Нолан, который и вовсе сделал из Бэтмена эпическую киносагу. Но началось все именно с Бертона и его потрясающего воображения. Что, впрочем, не помешало режиссеру обратиться к наследию Фрица Ланга.

Кадр из фильма «Бэтмен», zen.yandex.ru |Кадр из фильма «Метрополис», ok.ru

«Матрица» (1999)

Когда на экраны вышел мощный коктейль киберпанка, философии Платона и Сократа и Жана Бодрийяра сестер (тогда еще братьев) Вачовски, то не один вечер ушел у маститых кинокритиков и философов с культурологами на то, чтобы осмыслить «Матрицу». Кто-то фильм хвалил, кто-то ругал — а современники Вачовски мотали на ус. Набившие сегодня оскомину слоумо и буллет-тайм моментально взяли себе на вооружение экшен-режиссеры конца двадцатого века, но лучше всего это удалось все-таки сестрам Вачовски. Но сложный мир «Матрицы», дуализм человеческого бытия и мир бездушных машин — все это уходит корнями в «Метрополис».

Кадр из фильма «Матрица», ananyanleona.wordpress.com |Кадр из фильма «Метрополис», film.ru

«Эквилибриум» (2002)

Хотя антиутопия Курта Уиммера и уступает по значительности фильмам, о которых говорилось выше, постановка некоторых сцен отсылает нас к «Метрополису». Геометрическая стилизация толпы Фрица Ланга вполне отвечала концепции экспрессионизма, а в «Эквилибриуме» она скорее характеристика тоталитарного строя, царящего в мире будущего без эмоций. Немецкий киновед Лотта Эйснер писала, что у Ланга толпа — часть декорации фильма, но она и живая, как в сцене потопления города рабочих — когда дети молят о спасении, воздев руки и образуя пирамиду. У Курта Уиммера толпа — издержки режима, превозносящего всеобщее благо без права на индивидуальность. Кроме Фрица Линга, в «Эквилибриуме» чувствуется влияние «Матрицы» — что ни говори, а сцены боев с участием Кристиана Бейла поставлены прекрасно и не дают зрителю заскучать.

Кадр из фильма «Эквилибриум», altereos.ru|Кадр из фильма «Метрополис», inoekino.com

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Новогодний вишлист с казахстанскими брендами: выбор редакции STEPPE и Altel

Новогодний вишлист с казахстанскими брендами: выбор редакции STEPPE и Altel

Подарки, которые объединяют...

5 минут
5 минут
Подборка ко Дню независимости: что смотреть, читать и слушать

Подборка ко Дню независимости: что смотреть, читать и слушать

В преддверии Дня независимости собрали подборку, которая поможет погрузиться в культуру и историю страны через книги, фильмы и...

2 минуты
2 минуты
Режиссерка Малика Мухамеджан: «Мы с Казахстаном в любовных созависимых отношениях»

Режиссерка Малика Мухамеджан: «Мы с Казахстаном в любовных созависимых отношениях»

В новом материале Кристина Михайлова, основательница Women make docs, беседует с режиссеркой Маликой Мухамеджан о фильме...

17 минут
17 минут
Как прошёл и чем запомнился 81 Венецианский кинофестиваль

Как прошёл и чем запомнился 81 Венецианский кинофестиваль

О важности Венецианского кинофестиваля говорит простой факт — это старейший кинофестиваль мира, основанный в далёком 1932 году...

10 минут
10 минут