Новогодний вишлист с казахстанскими брендами: выбор редакции STEPPE и Altel
Подарки, которые объединяют...
Мы продолжаем проект «Театр Степи», запущенный совместно с театром ARTиШОК. В этом материале попросили казахстанских актеров театра рассказать о своём опыте кастингов для кино и дать несколько практических советов тем, кто только начинает творческий путь.
Дина Тасбулатова, актриса, спектакль «Лихорадка субботнего вечера», театр ARTиШОК
Недавно проводила ZOOM-пробы с московским режиссером. Мы только познакомились, мило общались, а потом нужно было сразу входить в сложную драматическую сцену. Перед экраном компьютера, в полном одиночестве проходить кастинг было очень странно.
Как-то российские режиссеры попросили отыграть эмоции для одного ролика: радость, удивление, стеснение, неловкость, шок. И это снова нужно было сделать одной за монитором: рядом нет партнера, который помогает, подкидывает текст, а показать разный набор эмоций нужно только глазами.
Не люблю, если на кастингах, как правило, молодых актёров, просят показать радость или злость — это всегда неискренне, без проживания и наигранно. Ещё очень часто приходится делать самопробы.
Часто приходят интересные предложения из России. А бывают и такие — про следователей с нелепыми диалогами, которые нужно отыгрывать с серьезным лицом.
Мадина Беспаева, актриса, спектакль «Три девицы», THEATRE IMENIBALETA
Самый неловкий кастинг для меня был, когда я просто пришла в какое-то агентство и меня начали фотографировать. Сначала говорили «улыбнитесь», «вам грустно», «радостно», «вы удивлены», «напуганы».
А потом говорят: «А вытащите, пожалуйста, руки». Но оказывается, что руки ты вытаскиваешь не так: в такие моменты чувствуешь себя лошадью, которую покупают, или как будто выбирают для скачек.
Чингиз Капин, актер, спектакль «Гамлет», театр ARTиШОК
Однажды мне позвонила женщина, кастинг директор с местного телеканала: «Чингиз, вы можете тра**ть?». Мне пришлось переспросить, так как сначала даже не понял. Затем последовал тот же вопрос. «Извините, вы не могли бы объяснить, что это за запрос, конечно, я могу, но для чего?» — пришлось уточнить мне. В ответ я услышал: «У нас должен быть главный герой, у которого есть постельная сцена … Вы можете уже завтра сниматься?»
На то предложение пришлось ответить отказом. Надо сказать, что кастинг директор плохо говорила по-русски, но одно слово она знала точно.
Сергей Уфимцев, актер, спектакль «Осенняя соната», театр драмы им. Лермонтова
Театральный опыт очень мешает работать в кино, особенно — начинающим актерам. Так как актерская подача для художественного фильма — это совсем другое дело. Когда приходишь впервые на киноплощадку, там от тебя требуют естественности в подаче голоса, взгляда, жестов.
Театр — другое искусство, потому что надо подавать все более утрировано и ярко. Играть надо так, чтобы на последних рядах люди видели и слышали.
Айсулу Азимбаева, актриса, спектакль «Счастливые поют» STAGES
Склоняюсь к тому, что театральный опыт помогает, потому что в театре часто используем память физических действий, которая настолько хорошо оттачивается, что тебе в кино уже несложно обыгрывать предметы, оценки, мизансцены, правильно держать своё тело. Но если сам человек не чувствует, где тонкая грань между камерным кадром, петличкой у тебя на груди, которая фиксирует любой вздох, звук, мимическую микрореакцию, то это будет проблемой.
Еркен Губашев, актер, спектакль «Мой папа меня догоняет», театр ARTиШОК
Работа в театре всегда держит актера в тонусе. Театральный опыт помогает мне точнее подходить к работе над ролью, образом и сценарием.
В театре спектакль создается совместно с режиссером и всей командой, а в кино чаще бывает так, что ты пришел, отыграл свою роль и ушел. Это помогает мне потом на съемках: анализировать, работать над сверхзадачей героя и над его действиями. Стараюсь разобраться во всём — для меня очень важны отношения.
Айсулу Азимбаева, актриса
Я обязательно разрабатываю свой речевой аппарат. На кастинг одеваюсь просто, чтобы одежда не мешала мне исполнять любую задачу, которую поставит кастинг директор или режиссер. Еще стараюсь не делать макияж: могу поправить тон, чуть-чуть подкраситься, чтобы свет не «съедал» основные черты лица.
Думаю, на кастинг нужно приходить практически голым, как белый лист. Часто бывает, что тебе не дают заранее какой-то текст и смотрят, как ты можешь быстро схватить тот или иной образ. Если же текст готов заранее, то конечно, нужно взять какое-то время и порепетировать совместно с партнером, либо в дубле с кастинг директором.
И я считаю абсолютно нормальным попросить сделать еще один дубль, если вы не довольны тем, как всё получилось, но не стоит просить 10 попыток, чтобы не переборщить.
Куантай Абдимади, актер, спектакль «Зверский детектив», театр ARTиШОК
Самое главное — думать о персонаже. Мне мои мастера говорили: «Когда ты на сцене, не думай о том, как ты выглядишь. Помню, однажды у меня на показе футболка задралась, а я должен был стоять, не двигаясь. Аккуратно поправил ее рукой. Тогда сказали мне: «Видишь, ты не думаешь о роли, а сконцентрирован только на том, как ты выглядишь, как зрители оценивают тебя, ты контролируешь свою одежду, а не следишь за героем».
Еркен Губашев, актер
Нельзя грызть семечки, а если сценарий упал, надо сесть на него. Внутренне в это не верю, но традиции соблюдаю. Еще важно произнести: «Ни пуха ни пера — к черту».
Чингиз Капин, актер
Мои приметы только практические: когда киногруппа в носках снимает кино — это плохая примета. Хорошая примета — если тебе за день звонит режиссёр кино и говорит: «Чингиз, завтра мы увидимся с вами на площадке, мы все вас очень ждём. Для нас очень важно, чтобы вы приехали чуть раньше, чтобы познакомиться с группой».
Куантай Абдимади, актер
Приходить на площадку уже с выученным текстом — хорошая примета, которую я выработал с опытом. Ни разу не было так, чтобы приходил на смену, не зная текста. Если завтра есть вызывной день, и мне присылают текст, то учу его ночью. Если не успел, то делаю это во время грима, пока готовят свет и площадку.
Толганай Талгат, актриса, спектакль £¥€$ («Ложь»)
Ты «оголяешься» каждый раз перед кастинг директорами, продюсерами, операторами — слишком много посторонних глаз. Это может быть что-то очень интимное и личное. Пробы учат тебя открытости и в какой-то степени уязвимости.
В Казахстане театральные актеры редко снимаются в кино. В наших академиях не учат актеров работе с камерой. Многие театральные актеры с 20-летним стажем работы боятся сниматься.
В театре есть репетиции, пространство, время, а в кино и на кастингах ты должен выдать что-то моментально, молниеносно. А еще для этого требуется огромная стрессоустойчивость, которой нас, к сожалению, тоже не учат.
Айсулу Азимбаева, актриса
Наверное, это был кастинг для фильма «Томирис». Я очень хотела попробоваться на эту роль, но она была прописана на тюркском языке. Воспроизводить текст, который ты абсолютно не понимаешь, очень сложно. Или ты сидишь на лошади, а вокруг тебя много артистов массовых сцен. Для меня это был стресс. Чувствовала себя супернеловко из-за того, что не понимала, что я говорю, кому я говорю и как это надо говорить.
Все было настолько плохо, что я хочу забыть эти мгновения, но в то же время рада опыту. Ты никогда не знаешь, подходишь ли ты по типажу герою.
Я очень доверяю хорошим режиссерам. Они могут вас выбрать, потому что взгляд со стороны, особенно профессиональный, намного важнее вашего собственного ощущения.
Мадина Беспаева, актриса
Раньше, чтобы сняться в клипе в небольшой роли, ты готова на все: скакать в чёрном лифчике или изображать обезьянку. А сейчас прежде, чем идти на кастинг, я узнаю, кто режиссёр, что за проект, какая команда работает.
Была на множестве таких проб, когда через соцсети искали «будущую звезду». И каждый раз думаешь: «Так ведь это же я!». А там какой-то чувак высокомерно спрашивает: «А вам сколько лет? Вы вообще кто?». Обжигаешься и понимаешь, что только зря теряешь время.
Толганай Талгат, актриса
Россия в этом вопросе опережает Казахстан: школа и методы кастинг директоров отличаются. В большинстве случаев наши кастинги в кино проходят в формате кастингов для рекламы. Те эмоции, которые нужно отыграть в рекламе, совсем не украшают актера кино.
В то время как российские кастинги по организации стремятся к европейским стандартам: там все сделано для удобства актера. Больше времени дается на подготовку на пробах, с актером разговаривают и хотят узнать его как личность.
Можно создать свою страничку на таких сайтах, как kinolift.com или spotlight.com. Ты скидываешь её кастинг директорам, где они без лишних вопросов видят всю информацию о тебе с фотографиями и визитками, а после предлагают конкретный материал.
Российские и европейские кастинг директора элементарно общаются с тобой. В Казахстане редко делятся информацией о том, каким будет фильм, кто режиссер, сколько серий, размер гонорара. Приходится все уточнять всю информацию.
Сергей Уфимцев, актер
После такой «школы» больше не нервничаю на кастингах. Помню свой первый опыт съёмок в кино: меня тогда долго учили, как надо вести себя перед камерой, как подавать реплики актерам. Сейчас, когда я иду на кастинг, у меня появляется спортивный азарт, так сказать, злость хорошего свойства
Чингиз Капин, актер
Школа актёрского унижения действительно существует — это обыкновенный человеческий опыт. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, которые кого-либо не устраивают или раздражают. Бывает, что кто-то хочет получить больше, а тебе дают меньше, попадаются сложные партнёры — в жизни артиста всякое бывает.
Если ты можешь заниматься чем-то другим — ступай, живи и будь счастливым человеком, создавай семью, быт и всё остальное, так как актёрская профессия — это не профессия, а диагноз.
Мой мастер педагог МХАТа и ВГИКа Юрий Борисович Ильяшевский говорил: «Твое дело — шутовское … ».
Айсулу Азимбаева, актриса
Считаю, что нужно брать уверенностью. Если вы переживаете, боитесь, то это всегда будет видно. Если вы хотите показать своё лицо на большом экране, то будьте готовы, что его нужно показывать в полной красе и быть уверенным в том, что вы делаете. Пусть это будет неправильно, зато по-настоящему.
Мне кажется, сегодня мировое кино идет к искренности других масштабов. Мы отошли от образов больших героев, сейчас важнее самобытность и умение позволить себе быть собой. Если вы уверены в том, что вы можете действительно открыться без ужимок, хихиканий, всем сердцем, то успех вам гарантирован.
Толганай Талгат, актриса
Если человек хочет сниматься в кино, то нужно внимательнейшим образом изучить кастинг директоров и кастинг платформы с их предложениями, а также зарегистрироваться на профильных сайтах.
Нужно постоянно обновлять свое портфолио, фотографии, хэдшоты, видеоматериалы, ставить перед собой каждый день телефон, работать на камеру, читать монологи.
Приходить на кастинги без старого шлейфа удач или неудач, мять себя, искать другого персонажа. Важно быть разносторонним, изучать языки, интересоваться тем, что происходит в мире, кино и театре.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)