Киновед Василий Куренной объяснял популярность детективов тем, что они показывают рациональную сторону мира, вселяют в человека уверенность, что все в мире действует по определенным законам.

Немаловажно и то, что в детективах, как правило, развенчиваются суеверия, мистические верования — в большинстве фильмов и книг этого жанра преступника находят, используя рациональную сторону человеческой жизни. Вспомните хотя бы Шерлока Холмса, который верил в науку, всячески отрицал мистику и показывал, что даже самое запутанное дело можно раскрыть, используя простые, но действенные практические методы. 

«Сыщик является образцом модерновой рациональности, индивидуалистического рационализма. Если герой вестерна ― это герой, который легитимирует современное общество с точки зрения рынка и с точки зрения индивидуализма, то сыщик ― это центральная фигура, центральный характер, который воплощает рациональную сторону мира, или то, что Макс Вебер называл расколдованным состоянием современности», — говорил Куренной.

источник: afisha.ru

То есть, благодаря детективам люди понимают, что в мире не действуют никакие магические силы, а сыщик действует таким интеллектуальным холодным ориентиром. По мнению социолога Зигфрида Кракауэра, детектив являет показателем уровня либеральной демократии, потому что не верит ни во что иррациональное, развеивая «тьму заблуждений, тьму предрассудков, и, собственно говоря, является настоящим героем цивилизованного мира, который верит в могущество просвещения и индивидуальной свободы».

Кроме того, детектив тесно связан с так называемым «миром вещей» — сыщик всегда разбирается в буржуазном мире, и очень часто сам является его представителем, пусть даже и отличается от остальных уровнем своего интеллекта и способностей. Он знает, как устроен современных мир, хорошо разбирается в характерах и типажах своих современников, и знает многое об окружающих людей предметах.

Все тот же Василий Куренной утверждает, что копией Шерлока Холмса на современном телевидении можно считать доктора Хауса из одноименного сериала. Грегори Хаус ведь тоже сыщик, просто работает в ином пространстве — мире болезней. Но в каждой серии доктор разгадывают какую-то загадку, и его методы очень похожи на те, что использовал мистер Холмс.

источник: naked-science.ru

«Детектив — исключительно сложный жанр, потому что в нем очень маленькая площадка, на которой автор может реализоваться. Схем детектива всего-навсего семь, и есть одна восьмая так трудна, которая почти не используется», — объяснял на лекциях литературовед и писатель Дмитрий Быков.

  1. Каминный детектив — есть узкий круг подозреваемых, и кто-то один убил. В этом узком круге читатель или зритель ищет убийцу. В нем работали почти все авторы детективов, начиная с Гофмана, который написал первый детектив в истории литературы — «Мадемуазель Скюдери». 
  2. Сидят семеро, а убил восьмой, которого не было видно — садовник, дворецкий, приятель кого-то из подозреваемых. 
  3. Человек убивает сам себя, а думают на других. Пример — «Десять негритят» Агаты Кристи.
  4. Убийцами оказываются все герои, как было в «Убийстве в Восточном экспрессе» Агаты Кристи.
  5. Есть круг подозреваемых, есть труп, но оказывается, никто не убивал. Человек только притворяется убитым или инсценирует свое убийство. Примеры — «Истинная жизнь Себастьяна Найта» Владимира Набокова или «Живой труп» Льва Толстого. 
  6. Убивает сам следователь, как в известной пьесе Агаты Кристи «Мышеловка». В ней маньяком оказывается следователь. Или, например, «Занавес» той же Кристи, в которой Эркюль Пуаро убивает преступника, который собирался нанести вред многим людям.
  7. Убивает автор — так было у Антона Чехова в его «Драме на охоте» или экранизации этого произведения «Мой ласковый и нежный зверь».
  8. Убивает читатель, но, по мнению Дмитрия Быкова, эту схему возможно реализовать только в театре, так как именно он может так сильно воздействовать на зрителя, что он поверить в свою причастность к гибели героя. Пример — пьеса Джона Пристли «Инспектор Гулл».

Напоследок мы предлагаем вам порассуждать на досуге о том, что привычный нам со школы классический роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского есть не что иное, как детектив. Федор Михайлович много изучал уголовную хронику в публицистике, и умел схватывать криминальные типажи. Помимо «Преступления и наказания», к детективам можно отнести монументальных «Братьев Карамазовых» все того же Достоевского. Перечитайте какой-нибудь из этих двух романов русского классика, но чтение в этот раз пройдет увлекательнее, ведь вы будете знать, что это не просто школьная обязаловка, а настоящее изучение интересного и многогранного жанра.


Читайте также: 

7 имен современной кыргызской режиссуры

Фильм Адильхана Ержанова выдвинули на премию «Оскар»

Что смотреть на The Calvert Journal Film Festival 2021?


Читай нас в  Инстаграм и Телеграм