Режиссерка Малика Мухамеджан: «Мы с Казахстаном в любовных созависимых отношениях»
В новом материале Кристина Михайлова, основательница Women make docs, беседует с режиссеркой Маликой Мухамеджан о фильме...
На сегодняшний день SKAM, он же «Стыд», — один из самых известных сериалов в жанре подростковой драмы норвежского производства. По сериалу снято 7 римейков, 5 из которых запустились в один год.
Сериал изменил подход режиссёров к подростковым драмам. Отсылки к норвежскому сериалу можно увидеть в «Эйфории», «Половом воспитании» и «Элите».
В Норвегии строгие законы относительно алкогольной продукции из-за того, что в начале 1900-х годов Норвегия буквально умирала от алкоголя. «Сухой закон» и монополия на производство алкоголя стабилизировали ситуацию, но в культуре норвежцев осталось и поощряется выпивка по выходным.
2016 год. Начало октября. В роскошной квартире в центре Осло идёт пятничная вечеринка. Молодые люди держат в руках бокалы с выпивкой, громко шутят и смеются. На всю громкость играет песня One Dance Дрейка.
В толпу врывается парень. Он начинает кричать и просит сделать музыку потише. Молодые люди оборачиваются к парню, пытаются разобрать, что он говорит. По толпе идет нервный гул. Кто-то крикнул: «Вышел новый отрывок Скама!»
Всё так и было, если верить словам Эрленда, музыканта, который присутствовал на этой самой вечеринке. Он живёт в Осло — в столице, где родился SKAM. До неприличия популярный сериал, в жанре подростковой драмы. Каждый эпизод сериала посмотрели более 1,3 млн человек — это четверть населения Норвегии.
На норвежском слово skam означает «стыд». Сериал публиковался с 2015 по 2017 год в режиме реального времени и без каких-либо анонсов.
Если снимали эпизод во вторник днём, то на сайте он появлялся в это же время. Если это происходило в субботу ночью, то и на сайте это появлялось в ночь с субботы на воскресенье. В конце недели все эти эпизоды склеивались в одну серию и транслировались на ТВ.
Каждый сезон посвящен одному из учащихся Hartvig Nissen —настоящей государственной школы в Осло.
Первый сезон рассказывает о нервной, слабовольной 16-летней Еве, которая отбила парня у лучшей подруги и поступила на первый курс старшей школы.
В центре второго сезона оказывается Нура. Она упряма, умна, придерживается феминистских взглядов, любит красную помаду и хулигана-старшеклассника Уильяма.
Третий сезон знакомит нас с душевными терзаниями Исаака. Сезон наполнен сильными цитатами о сексуальной ориентации и знакомит зрителя с темой ЛГБТ-сообщества.
Четвёртый сезон самый серьёзный. Он рассказывает о мусульманке Сане, которая обожает макияж и не боится общественного осуждения.
Сериал чётко следует сценарию, но стирает границы между вымыслом и реальностью. У персонажей шоу даже есть собственные аккаунты в Инстаграме.
А вымышленные тексты переписок, которые записаны веб-продюсером Мари Магнус, публикуются на сайте в перерывах между сериями. Иногда один такой текстовый разговор вызывает больше напряжения, чем целая серия.
Режиссёр, сценарист и идейный вдохновитель шоу — Джули Андем — не разрешала актёрам давать интервью в период съёмок. У этого было две причины: актёры были слишком молоды и никогда до этого не снимались в телесериалах, а Джуди Андем хотела сохранить иллюзию того, что персонажи шоу вполне реальны.
В интервью разница между дерзким и загадочным Вильямом на экране и застенчивым тихим Томасом в жизни была бы слишком очевидна.
Эта стратегия позволила связать дружеской нитью зрителей и персонажей шоу. Каждая переписка и слова как будто были обращены не только к персонажам, но и к зрителям. Складывалось впечатление, будто это ваш реальный друг расстался с девушкой или перебрал на вечеринке.
На площадке не было профессиональных гримёров или стилистов. Актрисы делали себе повседневный макияж и подбирали одежду согласно темпераменту своего персонажа.
Операторская работа заслуживает отдельной похвалы: камера всегда оставалась на ручной позиции, без штатива и чётко выстроенного кадра.
Здесь можно посмотреть, где снимался сериал.
В 2015 году телевидение Норвегии пыталось установить контакт с норвежскими подростками старшего возраста, которые проводили большую часть своей жизни на Netflix или в Твиттер.
Джули Андем уже работала на норвежском телевидении и снимала аналогичное короткоформатное шоу в режиме онлайн.
Коллеги отмечают её скрупулезный подход к созданию проекта. Она месяцами путешествовала по стране и опрашивала норвежских подростков обо всём — сексе, наркотиках, свиданиях, друзьях, мечтах, проблемах с родителями.
Прототипами многих персонажей SKAM послужили реальные люди, которых встретила Андем в своих путешествиях.
Начались прослушивания. На кастинг пришло более 1200 детей, родившихся в период с 1996 по 2000 год.
«Вначале людям не было интересно», — рассказала Андем в одном редком интервью, которое она давала норвежскому телеканалу. «Норвежское телевидение не делало ничего для подростков, поэтому на кастинг приходили скептически настроенные люди».
В конечный актёрский состав сериала вошли пара местных детей-актёров, оставшуюся часть составляли любители. Большинство актёров на площадке трудно было назвать актёрами, но их игра была настоящей: они понимали своих персонажей и в каждом их действии видели себя.
Например, когда Ева боится кинуть в Фейсбуке запрос в друзья Нуре. Актрисе, сыгравшей Еву, не пришлось играть: она помнила о том чувстве волнения, которое испытывала в похожей ситуации.
Андем и PR-менеджеры шоу не планировали анонсировать сериал и рекламировать его на телевидении.
«Продюсеры хотели, чтобы подростки сами нашли сериал», — рассказывает PR-менеджер сериала. Это тоже являлось частью стратегии по сближению зрителя и персонажей и заранее предрасполагало к лояльности к сериалу.
Мне было 16, когда я посмотрела первый сезон, в тот же вечер я поглотила залпом и второй.
«Это не было высмеиванием подростковых проблем, как это делается в подобных американских драмах».
Тогда проблемы казались нерешаемыми, родители были главными антагонистами, а если что-то не получалось (как в американских фильмах), то жизнь считалась потраченной зря.
Сейчас это выглядит до смешного нелепо, но в том возрасте имело значение для меня и миллиона подростков по всему миру.
SKAM проявил уважение к этапу, когда пытаешься найти свою личность, собрать её по кусочкам.
В сериале нет ни гиперкачков-капитанов футбольной команды, ни стерв-чирлидерш. Нет антагонистов и протагонистов, хороших и плохих. Персонажи такие же, как в жизни. У них бывают плохие дни, а бывают хорошие.
Сериал привнес новую искренность в клишированные подростковые драмы и показал реальность, которая не хуже вымысла.
А третий сезон сериала показал проблему принятия своей нетрадиционной ориентации лучше, чем смогут «Оскаровские» фильмы после 2024 года.
А заключительный сезон, как и персонажи сериала, вырос не только в качестве съёмки и декораций, но и в наполнении.
Андем удалось показать мир девочки-мусульманки и отойти от привычного клише, которое можно наблюдать в испанском сериале «Элита».
Сериал заканчивается сценой празднования Курбан-Байрама, где все герои прошли через определённые сложности, но выросли из своих проблем и нашли секрет счастливых дней.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)