Почему мюзиклы — это не просто развлекательное кино?

4 минуты Наиля Галеева
Почему мюзиклы — это не просто развлекательное кино?

Мюзикл, или музыкальный фильм — классический голливудский жанр, важный для кинематографа, благодаря которому были раскрыты большие возможности звукового кино. Напомним, до 20-х годов XX века в мире господствовало немое кино, но с развитием технологии оно было вынуждено уступить место следующему этапу — звуковому кино.


К сожалению, некоторые звезды немого кино не смогли развить свою карьеру в звуковом по банальной причине — невыразительному голосу, который звучал тускло и не выражал необходимых эмоций. Сложности этого перехода хорошо продемонстрированы в оскароносном фильме «Артист» 2011 года. Для героя Жана Дюжардена в итоге все закончилось хорошо, но сотни артистов не смогли преодолеть вставшие перед ними барьеры и перестали сниматься.

Первый музыкальный фильм в истории мирового кино — американская картина «Певец джаза» 1927 года. В 1930 вышел французский мюзикл «Под крышами Парижа», а в 1934 — советский музфильм «Веселые ребята». Как говорил профессор Виталий Куренной, создатели мюзикла часто упаковывают в свои картины мощные идеологические посылы и идеи, несмотря на внешнюю развлекательную оболочку. 

кадр из фильма «Певец джаза»

«»Певец джаза» — это история о певце еврейского происхождения, который в качестве своего сценического амплуа выбирает роль темнокожего, и основная как бы интрига фильма, основная дилемма, которая там выстроена, это выбор между общиной, между семьей, между вот таким вот еврейским обычным габитусом поведения, с одной стороны; а с другой — это карьера, внешний мир, успех и так далее», — отмечал Куренной.

Этим фильмом основатели Warner Brothers — братья Уорнеры — говорили, что для достижения успеха в Америке нужно не только не забывать, но и признавать свое этническое происхождение. Иными словами, интегрироваться в американское общество можно только при условии сохранения своей культурной идентичности. По мнению профессора Куренного, на такую же тему говорит и «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы. 

Однако и нельзя говорить, что музыкальный фильм — это стандартный фильм, в который просто вставляют музыкально-танцевальные номера для разбавления хронометража. Как писал режиссер Сергей Эйзенштейн, «музыкальным мы полагаем фильм не тогда, когда в какой-то момент на экран вылезает гармонист, в другой момент поется частушка, а в остальное время — фильм просто разговорный». По его мнению, в настоящем мюзикле нужна «музыкальная непрерывность», когда мелодия пронизывает всю ткань фильма — диалоги, переживания персонажей и даже монтаж.

В 1964 году Жак Деми сделал фильм, который стал настоящей сенсацией: герои пропевали каждую фразу, а музыкальные номера являлись логическим продолжением диалогов и не казались вставным элементом, как во множестве других мюзиклов. Речь идет о «Шербурских зонтиках» — на первый взгляд шаблонной мелодраматической истории о первой любви, которая разбилась о жестокую реальность. Но гениальная музыка Мишеля Леграна, которая не устарела до сих пор, обаяние Катрин Денев и Нино Кастельнуово раскрасила сюжет и сделала фильм классикой мирового кинематографа. И, конечно, как и говорилось выше, в фильме заложено важное высказывание, на этот раз — политическое, ведь разлучает героев война в Алжире. 

 

Советский кинематограф также отметился многими знаковыми музыкальными фильмами, отвечающими на запросы эпохи. Так, «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова критиковала бюрократическое сознание и ограниченность, хотя на первый взгляд и кажется новогодней комедией, воспринимаемой нами сегодня как приятное ностальгическое кино с молодой Людмилой Гурченко. Хотя иногда бывает и так, что фильм обретает новые смыслы и посылы уже после создания — например, музыкальный фильм «31 июня» Леонида Квинихидзе семь лет не выходил в прокат из-за того, что актер и танцор балета Александр Годунов стал «невозвращенцем», что в СССР приравнивалось к государственной измене. После выхода фильма в нем стали искать двойные смыслы, анализировать тексты песен, искать в них какие-то подсказки — все, чего изначально в картину заложено не было.

Нельзя не вспомнить и о казахстанских музыкальных фильмах времен СССР — тогда вышли любимые народом «Ангел в тюбетейке», «Наш милый доктор» и «Песня зовет». Давайте разберем первый из них.

На первый взгляд, «Ангел в тюбетейке» — добрая комедия о матери, которая хочет устроить личную жизнь своего сына. Однако если присмотреться, то этот фильм критикует устаревшее отношение к браку и говорит о том, как важно молодежи уметь самой принимать решения. Не успевшая еще понять новые порядки мать Тайлака совершает ошибку за ошибкой, но в конечном итоге уважительно относится к выбору сына, который сначала не принимала из-за своего прошлого.

 

Современный казахстанский кинематограф не может похвастаться обилием музыкальных фильмов. Видимо, поэтому, как писал автор газеты «Литер», некоторые киножурналисты относят к мюзиклам дилогию Баян Алагузовой «Коктейль для звезды» — даже с очень большой натяжкой вряд ли это возможно. Но в 2018 году вышел фильм «Сиситай», который заявлялся как единственный за последние 40 лет казахстанский мюзикл. Журналистка Айсулу Тойшибекова отмечала, что «Сиситай» — это «сборная солянка из музыкальных клипов, карикатуры и мелодрамы с зашкаливающим количеством рекламы». А кинокритик Галия Байжанова заявила, что в «Сиситай» есть «обаятельная история, уверенная режиссура, приятная музыка, новые актеры, юмор, ну и громкое имя телезвезды Алагузовой и ее яркая биография». 

 

Как это ни прискорбно, но в Казахстане нет индустрии мюзиклов, как было в советское время. И, конечно, тягаться с американскими мюзиклами казахстанским не под силу, потому за Голливудом — многолетняя история и опыт, а также умение органично вплетать музыкальные номера в ткань фильма. Возможно, мюзиклов нет и потому, что режиссеры еще не рискуют высказываться на сложные темы, упаковывая их в развлекательное зрелище. Кроме того, режиссер музыкальных фильмов должен уметь сохранять баланс между музыкой и действием, чтобы картина не стала приторной, но и не была тяжеловесной. Создатели мюзиклов — вообще отдельная каста режиссеров с уникальным видением, что тоже взращивается исторически. В любом случае, у казахстанского кино есть все шансы освоить этот жанр, а может, и создать новый и уникальный. Надо только подождать.

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Почему стоит посмотреть фильм «Бауырына салу»

Почему стоит посмотреть фильм «Бауырына салу»

18 июля на широкие экраны выходит дебютный фильм Асхата Кучинчирекова «Бауырына Салу», затрагивающий казахский обычай передачи...

1 минута
1 минута
Стартовал прием заявок для участия в премии Alternativa Film Awards
Партнерский

Стартовал прием заявок для участия в премии Alternativa Film Awards

Alternativa Film Project — глобальная некоммерческая киноинициатива компании inDrive — объявляет о начале приема заявок на...

2 минуты
2 минуты
Как Elevate Your Sound Empowered by Visa развивает электронную сцену Казахстана
Партнерский

Как Elevate Your Sound Empowered by Visa развивает электронную сцену Казахстана

Как проводятся самые высокогорные вечеринки в Казахстане.

6 минут
6 минут
Что посмотреть в апреле на Кинопоиске

Что посмотреть в апреле на Кинопоиске

Собрали специальную разножанровую подборку для тех, кто не может выбрать фильм на вечер.

3 минуты
3 минуты