Новогодний вишлист с казахстанскими брендами: выбор редакции STEPPE и Altel
Подарки, которые объединяют...
Первая мировая война изменила судьбы нескольких поколений и поставила под сомнения моральные устои целых стран. Вернувшись с фронта, истощённые физически и морально молодые солдаты разочаровались в навязанных обществом идеалах. Патриотические лозунги потеряли свою привлекательность, а страна, которую они считали своим домом, стала для них чужой.
Упаднические настроения 1920-х годов нашли отражение в литературе. Прежние формы письма изжили себя и оказались неуместными. Авторы, сами прошедшие через военные действия, не только писали о жизни на линии фронта, но и сами стали частью потерянного поколения.
«Потерянное поколение» — это люди, достигшие совершеннолетия до или во время Первой мировой войны, нередко даже не окончившие школу, но рано начавшие убивать. На западе таких молодых фронтовиков называли вне зависимости от страны, за которую они воевали.
После войны они часто не могли адаптироваться к мирной жизни: спивались, сходили с ума, имели посттравматическое расстройство, заканчивали жизнь самоубийством.
Пройдя через кошмары войны, они не придавали значения капиталистическим ценностям. Эти люди признавали только высшие человеческие категории — жизнь, дружба, творчество и любовь. Они не чувствовали себя частью социума, так как ни они его, ни он их не принимали.
Индивидуалисты, сосредоточенные на себе и своём окружении, — такие люди становились центральными героями писателей «потерянного поколения». Они воплощали в творчестве тотальное разочарование в современной цивилизации, утрату веры в нравственные идеалы и отчуждённости от антигуманного мира.
Первоначально литература «потерянного поколения» получила широкое распространение в США, где наиболее сильно был ощутим контраст между мирным существованием и пережитым американскими солдатами военным опытом за океаном.
Позже эти писатели эмигрировали и работали в Европе в период между окончанием Первой мировой войны и Великой депрессией. К концу 1930-х годов литература «потерянного поколения» исчерпала себя, но некоторые её темы нашли продолжение и после Второй мировой войны в творчестве битников в США, «рассерженных молодых людей» в Великобритании и «поколения вернувшихся» в ФРГ.
Среди главных представителей потерянного поколения числятся: Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Уильям Фолкнер, Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдингтон, Джон Дос Пасос, Торнтон Уайлдер и поэт Томас Элиот.
Первой понятие «потерянное поколение» — lost generation — использовала американская писательница Гертруда Стайн в разговоре с Эрнестом Хемингуэем. В 1926 году писатель поместил фразу в качестве эпиграфа к своему роману «И восходит солнце», также известному как «Фиеста». А позже в романе «Праздник, который всегда с тобой» описал случай, при котором и родилась фраза.
У «Форда» Гертруды Стайн были проблемы с зажиганием. Работа молодого механика, бывшего фронтовика, теперь работавшего в гараже, не удовлетворила Стайн, после чего она пожаловалась его начальству. Хозяин сделал строгий выговор работнику и добавил: «Все вы — génération perdue!», с французского — потерянное поколение.
Так Гертруда Стайн позаимствовала фразу у автомеханика и добавила:
Вот кто вы такие! И все вы такие! Вся молодёжь, побывавшая на войне. Вы — потерянное поколение.
Американская писательница и теоретик литературы Гертруда Стайн прежде всего известна в модернистской литературе как организатор своего «салона» для молодых англоязычных писателей. Её квартира на улице Флёрюс стала одним из центров художественной и литературной жизни Парижа первой половины XX века. Для многих писателей она была наставником и нередко спонсором.
После войны многие молодые и пока непризнанные американские писатели, переехав в Париж, стали посещать салон Стайн. Её мнения старался узнать каждый гость, она обладала способностью предугадать тенденции, своей критикой могла возвысить или разрушить карьеру любого автора.
Гостями её салона были Эрнест Хемингуэй, Шервуд Андерсон, Скотт Фицджеральд, Джон Пассос, Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдингтон.
Семья Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй были особенно почитаемыми гостями. Последний в знак крепкой дружбы сделал Гертруду крёстной матерью своего сына.
Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк, урождённый Эрих Пауль Ремарк, оказался на итало-австрийском фронте в 18 лет, был тяжело ранен и остаток войны провёл в военных госпиталях Германии.
В послевоенные годы сменил множество профессий: был учителем в школе, продавцом надгробных памятников, воскресным органистом в доме для умалишённых, торговым служащим, а позже профессиональным журналистом.
В 1917 году от рака скончалась мать писателя Анна Мария Ремарк. В память о ней он сменил своё второе имя Пауль на Мария, впоследствии романы автора выходили под этим именем.
В 1929 году роман «На Западном фронте без перемен» о буднях молодых фронтовиков, окружённых ужасом войны и страхом смерти, принёс писателю первый читательский успех. Его последующие романы: «Возвращение», «Три товарища», «Возлюби ближнего своего», «Триумфальная арка» и другие репрезентировали опыт бывших солдат и мигрантов, показывали абсурдность войны и бессмысленность событий того времени.
Его творчество стало одним из ярких примеров антифашисткой литературы, за что вскоре власти Германии лишили его гражданства, а позже писатель был вынужден эмигрировать.
Персонажи Ремарка сдержанные, но чувственные герои, с травматичным фронтовым прошлым, немного циничные и скупые на эмоции, но благородные и возвышенные. Несмотря на разрушенные надежды, они всё же стараются сохранить те идеалы, которые окончательно не унесла с собой война.
Нередко герои напоминают эпизоды из жизни самого писателя, на страницах романов Ремарка литрами льётся кальвадос — его любимый напиток, а главные женские персонажи являются прообразами возлюбленных писателя, к концу романов чаще всего умирающих от туберкулёза.
Американский писатель и журналист Эрнест Хемингуэй не был призван на службу для участия в Первой мировой войне из-за травмы глаз, полученной в отрочестве.
В 1918 году он уехал добровольцем в отряд Красного Креста в Европе, где был шофёром на итало-австрийском фронте, там же и получил ранения, после чего был удостоен итальянской награды за воинскую доблесть. Позже Хемингуэй побывает на фронте во время Гражданской войны в Испании и Второй мировой в качестве военного корреспондента.
Первый писательский успех пришёл к Хемингуэю в 1926 году после выхода в свет романа «И восходит солнце», или «Фиеста», о французских и испанских репатриантах 1920-х годов.
1952 году вышла повесть «Старик и море» — история старого рыбака, поймавшего, но затем упустившего самую большую рыбу в своей жизни. Повесть пользовалась успехом как у критиков, так и читателей. За это произведение в 1953 году писатель получил Пулитцеровскую премию, в 1954 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Хемингуэй известен благодаря своему нетипичному стилистическому способу письма. Скупой на красноречия он отказался от описательной прозы и для передачи эмоций предпочитал использовать диалоги и молчание в качестве литературных приёмов.
Герои романов Хемингуэя прежде всего преданы жизни и самим себе, сражаются не только за страну, но и за право быть свободными, за право на любовь и дружбу.
Вокруг Эрнеста Хемингуэя бытует литературная легенда: якобы писатель поспорил, что напишет самый короткий рассказ, способный растрогать любого. Ему приписывают авторство строк: «Продаются детские ботиночки. Неношеные».
Однако достоверных доказательств, что писатель действительно придумывал этот рассказ нет. Тем не менее инициатива нашла продолжение в соцсетях в качестве целых флешмобов.
Не окончив Принстон, Фрэнсис Скотт Фицджеральд ушёл добровольцем в армию в 1917 году и дослужился до адъютанта генерала Райана, выполняя обязанности его секретаря. Во время службы он познакомился с Зельдой Сейр – дочерью судьи в штате Алабама. Она стала музой писателя и прототипом героинь его романов.
После успеха дебютного автобиографического романа «По эту сторону рая» в 1920 году Фицджеральд стал востребованным автором. Его рассказы начали публиковаться в ведущих американских журналах и газетах, а сама чета Фицджеральд выступала яркими представителями эпохи «джазового века».
Термин «век джаза» ввёл сам писатель, обозначив период между Первой мировой войной и Великой депрессией, когда джазовая музыка обрела особую популярность.
Во время поездки в Париж Фицджеральд заканчивает работу над своим главным романом «Великий Гэтсби», выведшем в 1925 году. История о Джее Гэтсби — незаурядном, но способном человеке, который растрачивает себя в погоне за ложными ценностями. Фицджеральд, несмотря на своё неравнодушие к блеску «новых денег», критически описал идею «американской мечты» и стремление к материальному процветанию.
С писателями «потерянного поколения» Фицджеральда связывает пессимизм. Одна из наиболее характерных черт его произведений – ощущение предстоящей катастрофы в качестве расплаты за внешнюю лёгкость и беззаботность.
Гедонизм стал для героев Фицджеральда методом облегчить боль и скрыть от окружающего мира своё бессилие. Послевоенная действительность оказалась сильнее людей, дала им почву для чёрствости и цинизма. Герой, как правило, либо богат, либо ставит богатство во главу, чтобы сотворить собственный мир, полный роскоши и вечеринок.
Ему кажется, что лоск и богатство спасёт его от мрачной действительности, но в финале эта действительность оставляет человека наедине с его слабостью.
Что читать у писателей потерянного поколения, чтобы разбираться в линиях фронта, но не спиться окончательно:
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)