Как прошёл и чем запомнился 81 Венецианский кинофестиваль
О важности Венецианского кинофестиваля говорит простой факт — это старейший кинофестиваль мира, основанный в далёком 1932 году...
Если говорить в целом, то за 2010-2019 года в казахстанском кино произошли две важные вещи: пришло поколения «детей независимости» — тех, кто не боится цензуры и смогли свободно высказываться по поводу самых острых проблем общества.
Второе — кино стало развиваться как бизнес. Это тоже поколенческий вопрос, в том смысле, что молодежь, пришедшая в кино, уже не стала ждать помощи от государства и начала зарабатывать на кино, снимая гламурное и комедийное развлекательное кино.
Каждый год за это десятилетие я подводила итоги киногода в Казахстане, и здесь я хотела бы предложить выборку главных событий по годам.
Лучшим фильмом года стала молодежная драма «Сказ о розовом зайце» Фархада Шарипова. Он был не просто популярным, а культовым фильмом, потому что в нём была показана и гламурная жизнь Алматы, и социальное расслоение общества, где главный герой хоть и стремится попасть в компанию мажоров, но по своим нравственным установкам остается выше их.
В 2010 году международный кинофестиваль в Локарно в программе «Открытые двери» сделал фокус на кино Центральной Азии, где прошла презентация будущих кинопроектов, которые находятся на стадии готового сценария. От Казахстана в число финалистов были отобраны Адильхан Ержанов, Эмир Байгазин и Нариман Туребаев. И вдруг стало очевидно, что в кинематографе произошла смена поколений. В кино пришли молодые и стало ясно, что именно они будут определять будущность казахского кино в ближайшие десять лет.
В Казахстане начали снова снимать телесериалы. Их появилось за год почти столько же, сколько больших полнометражных фильмов (10 в этом году): «Город мечты», «Астана — любовь моя», «Жаным», «Асель, друзья и подруги», завершены съемки военно-патриотического сериала «Жас улан» и другие. В этом плане телепродюсером года я назвала бы Алию Увальжанову.
Лучший фильм года — «Перед грозой» Ерлана Нурмухамбетова и Сано Синдзю. Поразительной красоты фильм о том, как бабушка-шаманка Дергелей собирает семью, которая её приютила более, чем на десять лет, чтобы сообщить, что завтра она умрет, и вернется как жена Асхата — старшего сына Кинуще. Картина была удостоена Гран-при кинофестиваля «Евразия».
На кинофестивале в Бусане участвовала картина «Каусар» Гульсины Миргалиевой, снятой в Актау, что позволило говорить о зарождении регионального кино в Казахстане. Драматичная история рожениц городского роддома перекликается с природной суровостью Мангистауского края.
Из 23 полнометражных игровых фильмов года в прокат вышли только 4, где безусловным лидером стал фильм «Коктейль для звезды» — 1 и 2 продюсера Баян Есентаевой. Фактически она доказала, что коммерческое кино в Казахстане может быть финансово успешным.
Лучшая картина года — «Шал» Ермека Турсунова. История старика, заблудившего со своим небольшим стадом овечек, которых атакуют волки, стала метафорой противостояния добра и зла. Картина поднимала дух нации и обратила взор отечественного зрителя к казахскому кино.
В этот же год вышел самый большой исторический блокбастер «Жаужурек мын бала» Акана Сатаева, на который было потрачено 12 млн долларов. Лента тоже была патриотической по духу и была выдвинута от Казахстана на «Оскар».
Технологический прорыв в кино попытался свершить молодой режиссер Ахат Ибраев, сняв фильм-сказку «Книга легенд: таинственный лес», где сказочные персонажи Медведь, Лебедь, Сороконожка и другие делались в компьютерной графике.
Лучший фильм года — «Уроки гармонии» Эмира Байгазина. Фильм получил «Серебряного медведя» на Берлинале и окончательно ознаменовал собой приход нового поколения в казахское кино, которые мы, киноведы, назвали «Детьми независимости». В фильме прозвучала острая социальная критика казахстанского общества через показ дедовщины в школе.
Год был успешным и в плане коммерческого кино. Всего в прокат вышло 14 из 21 произведенного фильма, и доля (не бокс-офис) отечественного кино в нашем прокате составила 3,9%. Знаменательным был фильм «Запрещенные танцы» Ерболата Беделхана, в котором был показан мир андеграундной танцевальной культуры.
Лучший фильм года — «Хозяева» Адильхана Ержанова, участник «Особого взгляда» в Каннах. Представлял Казахстан в Бусане, Торонто, получил призы в Варшаве и вошёл в пять номинаций «Азиатского Оскара», в том числе в категории «Лучший фильм», соперничая с «Левиафаном» Андрея Звягинцева и «Зимней спячкой» Нури Сейлан Бильге.
Из 26 полнометражных игровых фильмов года 18 были произведены на частных киностудиях, 7 на киностудии «Казахфильм», что означает, что 70% фильмов произведены частным образом. Это говорит о том, что наши режиссеры перестали ждать милости от государства и начали сами снимать кино. В результате появилось жанровое кино, продюсеры начали бороться за бокс-офисы. Комедия «Келинка Сабина» Нуртаса Адамбая и её сиквел феноменально успешно прошли в прокате.
При этом в Казахстане нет Национального центра кино, практически ни одного журнала или портала о кино, нет Кинокомиссии, нет Ассоциации кинопродюсеров, фактически не функционирует Союз кинематографистов, ослабло фестивальное движение.
Лучший фильм года — «Шлагбаум» Жасулана Пошанова, отмеченный призом Московского кинофестиваля за главную мужскую роль, сыгранную Еркебуланом Дайыровым. Автором сценария этого фильма, рассказывающем о бедных и богатых, стоящих по разные стороны шлагбаума, является Адильхан Ержанов, который в этот же год озвучил манифест «Партизанского кино».
Стало очевидно, что казахстанское кино делится на три сектора: государственный, частный и коммерческий. Государственный в основном выполнял заказы на исторические фильмы — «Аманат», «Кунанбай»; коммерческий сектор зарабатывал деньги — «Рэкетир 2», «Свадьба на троих»; третий сектор, который снимает фильмы на маленькие деньги, которые показываются на кинофестивалях — «Ореховое дерево», «Бопем» и другие.
В 2015 году мы основали Ассоциацию кинокритиков Казахстана с вручением премии «Выбор критиков» по итогам киногода.
Лучший фильм года — «Раненный ангел» Эмира Байгазина — портрет «потерянного» поколения, тех, кто был подростком в начале девяностых.
В этом году стало заметно кино совсем молодых: республиканский кинофестиваль «Байконур», организованный сайтом Brod.kz принял более 200 заявок короткометражных фильмов, произведенных в Казахстане. 38 финалистов боролись за 11 наград в категориях игровое, документальное, анимационное кино. Гран-при получила картина Шарипы Уразбаевой «Едоки картофеля».
Выявилась тенденция: снимается кино коммерческое – лёгкое, развлекательное для внутреннего пользования и фестивальное — серьёзное, интеллектуальное, социальное, которого наши зрители практически не видят.
Лучший фильм года — «Оралман» Сабита Курманбекова, где рассказана история возвращения казахской семьи на историческую родину. Фильм получил самое большое количество международных призов в этом году.
Казахстанский кинематограф можно сравнить с кораблём, который находится в свободном плавании в нейтральной зоне. Вроде престижно плыть на этом корабле, поэтому кто только на него не заскакивает — и музыканты, и КВН-щики, только профессионалов остается на нём всё меньше и меньше. А главное — у этого корабля всё время меняются команды, нет капитана и даже нет маршрута следования. Потому что нет государственной культурной политики.
Наиболее яркие социально значимые фильмы: «Арман. Когда ангелы спят» Рашида Сулейменова и «Неделимое» Олжаса Ахметова. Всего было произведено 32 фильма.
Лучшие фильмы года — «Ласковое безразличие мира» Адильхана Ержанова и «Река» Эмира Байгазина. Первый был показан в Каннах в программе «Особый взгляд», второй получил «Приз за режиссуру» в Венеции в программе «Горизонты». Эти молодые режиссеры прочно вошли в плеяду участников кинофестивалей класса «А», высоко подняв флаг казахского национального кино.
Также мои любимые фильмы года — «Айка» Сергея Дворцевого и «В безмолвии» Ардака Амиркулова, режиссёров более старшего поколения.
Всего было произведено 47 игровых полнометражных фильма, и доля бокс-офиса казахстанских картина составила 10% от всего проката. Лидеры отечественного коммерческого кино — Нурлан Коянбаев, Нуртас Адамбай, Аскар Узабаев, Куралай Анарбекова.
Это единственный год, где я не писала об итогах года, потому что была на стажировке в Японии.
Лучшие фильмы года — «Тренинг личностного роста» Фархада Шарипова и «Конокрады. Дороги времени» Ерлана Нурмухамбетова и Рисы Такебы. Первый получил Гран-при Московского кинофестиваля, второй стал фильмом церемонии открытия Бусанского кинофестиваля.
Главным итогом этого года, безусловно, является принятие «Закона о кино» и создание Государственного центра поддержки национального кино. В сентябре прошёл первый открытый питчинг проектов, в результате которого было поддержано производство 18 фильмов.
Звания «Лучший режиссер Азии» был удостоен Адильхан Ержанов на церемонии награждении премии APSA (Asian Pacific Screen Award). Открытие года — «Марьям» Шарипы Уразбаевой, которая стала участником конкурса в Локарно.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)