Итоги казахстанского киногода 2019

5 минут Гульнара Абикеева
Итоги казахстанского киногода 2019

Главным итогом этого года является принятие «Закона о кино» и создание Государственного центра поддержки национального кино — то, о чём мечтали столько лет, и то, что должно позволить нашим кинематографистам получать государственное финансирование на производство фильмов на основе открытого конкурса — питчинга.

Огромный вклад в продвижение решения этих двух вопросов внёс молодой продюсер и режиссер Ахат Ибраев — человек, мыслящий стратегически и современно.

Ахат Ибраев

Хорошо и то, что центр возглавила продюсер Гульнара Сарсенова — человек, который был удостоен звания «Лучший кинематографист года Азии» за продюсирование фильмов «Тюльпан» и «Монгол». В 2008 году «Тюльпан» получил Гран-при в Каннах в программе «Особый взгляд», а «Монгол» вошёл в шорт-лист «Оскара».

Она работала независимым продюсером и понимает, как строится бюджет картины, поэтому она категорически против изначально завышенных бюджетов фильмов. Также она против того, чтобы давать гранты или финансирование одним и тем же людям, что тоже правильно.

Гульнара Сарсенова

В задачах центра не только распределение государственного бюджета, но и выход на копродукции, в чём у Сарсеновой также большой опыт, привлечение иностранных компаний для съёмок в Казахстане, а также продвижение отечественного кино за рубежом. Конечно, всё это, так сказать, в идеальном видении.

Фактически Центр работает с сентября 2018 года. Многое зависит от того, как Центр будет работать в реальности — будет ли открытый, справедливый питчинг, не будет ли коррупции и так далее.

Лучший фильм года — «Конокрады. Дороги времени» Ерлана Нурмухамбетова и Рисы Такебы. Не случайно эта картина стала фильмом церемонии открытия Бусанского кинофестиваля. Такое происходит крайне редко. В последний раз это случилось одиннадцать лет назад, когда Бусанский кинофестиваль открывался казахстанской лентой «Подарок Сталину» Рустема Абдрашова.

«Конокрады. Дороги времени» удивительно казахская картина — по духу, по характерам, по ментальности, и я бы сказала — по дыханию. Я бы её сравнила с «Тюльпаном» Сергея Дворцевого: здесь такой же неспешный ритм, удивительной красоты пейзажи, а накал человеческой трагедии даже больше, чем в «Тюльпане», ведь рассказывается история того, как подросток теряет отца.

Кадр из фильма «Конокрады. Дороги времени»

Наверное, Ерлана можно в какой-то степени назвать учеником Дворцевого — не случайно он пропадал на его съемочной площадке не месяцы, а годы. В то же самое время в картине видно продолжение режиссерского стиля Нурмухамбетова, проявившегося в его предыдущих лентах «Перед грозой» и «Ореховое дерево».

Видно, что в новой картине всё делалось более продуманно, основательно, ведь это серьёзная казахско-японская копродукция. Блистательный актерский состав, замечательный сценарий, отличная операторская работа. Вот фильм, который надо на следующий год выдвигать от Казахстана на «Оскара».

Главное открытие года — «Марьям» Шарипы Уразбаевой. Сегодня, когда более или менее устоялся круг фестивально-успешных казахстанских режиссеров, участие дебютного фильма молодого режиссера-женщины в конкурсе кинофестиваля в Локарно было настоящим шоком.

Кадр из фильма «Марьям»

Не сказать, что этот успех случаен: у неё была очень хорошая короткометражка «Едоки картофеля», которая объездила многие кинофестивали, она принимала участие в «Талант прожект маркет» на Берлинале в 2018 году, и вот настоящий успех — участие на МКФ в Локарно. Единственная отобранная картина со всего постсоветского пространства. 

Картина очень выдержанная, строгая, снятая зимой, даже без тех визуально-изобразительных изысков, которые были у Шарипы в короткометражке, но это понятно, ведь в фильме рассказывается серьёзная история о том, как у женщины, живущей в ауле, пропал муж, и она осталась одна с четырьмя детьми. С каждым днем запасы еды и денег тают, и вот она уже не знает, как ей выживать.

Наверное, вторым открытием года можно назвать актрису, исполнившую роль Марьям — Мерует Саббусинову: то она состарившаяся, некрасивая и убитая горем, то она помолодевшая и воодушевлённая на светлое будущее. В картине много тонких эмоций и правды жизни. А продвигать картину на фестивали помогала третья женщина — российский продюсер Анна Качко и уже сегодня «Марьям» объездила полмира. 

Главное признание года — «Чёрный, чёрный человек» Адильхана Ержанова. Адильхан Ержанов был удостоен звания «Лучший режиссер Азии» на ежегодной премии APSA, которую также называют «Азиатским Оскаром».

Кадр из фильма «Чёрный, чёрный человек»

Читайте также: Адильхан Ержанов стал лучшим режиссером Азии

Адильхан победил в этой номинации, опередив таких претендентов как Эллиа Сулейман из Палестины, Лав Диас из Филиппин, Ван Ксяшуаи из Китая и Аноча Сувичакорнпонг из Тайланда. Четыре года подряд фильмы Ержанова выходили в номинанты АПСА и вот — блестящая победа. Премьера фильма состоялась в Сан-Себастьяне, где картина участвовала в главном конкурсе кинофестиваля, а также будет показана в почётной программе Роттердама в январе 2020 года.   

Самый амбициозный проект года — «Томирис» Акана Сатаева. Профессионально сделанная историческая лента «Томирис» собрала в прокате 508 миллионов тенге (данные ticketon.kz на последней неделе проката), а на её производство ушло 2 миллиарда 259 миллионов тенге.

Кадр из фильма «Томирис»

Читайте также: Жаксылык Сабитов: «Томирис» — это казахстанский «Король Лев»

Самые коммерчески успешные фильмы года — «Аким» Нуртаса Адамбая (577 млн тенге), «Бизнес по-казахски в Африке» Нурлана Коянбаева (573 млн тенге), «Томирис» Акана Сатаева (508 млн тенге), «Каникулы off-line» Руслана Акуна (455 млн тенге), «Кудалар» Нуртаса Адамбая (390 млн тенге).

Самые фестивально-успешные картины года — «Конокрады. Дороги времени» Ерлана Нурмухамбетова, «Чёрный, чёрный человек» и «Бой Атбая» Адильхана Ержанова, «Марьям» Шарипы Уразбаевой, «Шынырау» Жанабека Жетируова, «Дом» Данияра Саламата.

Кадр из фильма «Бой Атбая»

Казахстанские фильмы 2019 года

  • «Кудалар»
  • «Бизнес по-казахски в Африке»
  • «Брат или брак 2»
  • «Келинка тоже человек 2»
  • «Станция судьбы»
  • «Ангел в тюбетейке 2»
  • «Досье тамады»
  • «В поисках мамы 2»
  • «Кино по понятиям»
  • «Казахское ханство. Золотой трон»
  • «Мама+папа»
  • «Карта мечты»
  • «Семьянин»
  • «Балуан Шолак»
  • «Анажан»
  • «Дневник безумной женщины»
  • «Аруах»
  • «Композитор»
  • «Я здесь»
  • «Самая лучшая свадьба на Земле!»
  • «Каламгер»
  • «Дети солнца»
  • «Девушка и море»
  • «Томирис»
  • «Бекзат»
  • «Я люблю тебя»
  • «Многодедный»
  • «Бала ғашық»
  • «Зеркала»
  • «Аким»
  • «Красавчики до нашей эры»
  • «Казбат»
  • «Аташка на хайпе»
  •  «Свободный»
  • «Ва-Банк»
  • «Каникулы офф-лайн 2»
  • «Бизнес по-казахски в Корее»
  • «Конокрады. Дороги времени»
  •  «Марьям»
  • «Чёрный, чёрный человек»
  • «Бой Атбая»
  • «Шынырау»
  • «Дом» 
  • «Жақсылық»

Всего за 2019 год в Казахстане было произведено 44 полнометражных игровых фильма, 37 из которых вышли в этом году в прокат по данным портала Kino.kz.  

 

 

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Почему стоит посмотреть фильм «Бауырына салу»

Почему стоит посмотреть фильм «Бауырына салу»

18 июля на широкие экраны выходит дебютный фильм Асхата Кучинчирекова «Бауырына Салу», затрагивающий казахский обычай передачи...

1 минута
1 минута
Стартовал прием заявок для участия в премии Alternativa Film Awards
Партнерский

Стартовал прием заявок для участия в премии Alternativa Film Awards

Alternativa Film Project — глобальная некоммерческая киноинициатива компании inDrive — объявляет о начале приема заявок на...

2 минуты
2 минуты
Как Elevate Your Sound Empowered by Visa развивает электронную сцену Казахстана
Партнерский

Как Elevate Your Sound Empowered by Visa развивает электронную сцену Казахстана

Как проводятся самые высокогорные вечеринки в Казахстане.

6 минут
6 минут
Что посмотреть в апреле на Кинопоиске

Что посмотреть в апреле на Кинопоиске

Собрали специальную разножанровую подборку для тех, кто не может выбрать фильм на вечер.

3 минуты
3 минуты