Подходит к концу 2020 год — время, благодаря которому мы на себе почувствовали прелести самоизоляции и поняли преимущества фриланса. Однако каким этот год оказался для отечественного кинематографа?

Возможно, вы удивитесь, но даже в этом году, относительно бедном на масштабные события, казахстанские фильмы завоевали награды на престижных кинофестивалях и их показывали за рубежом.

Мастерские| Прокат| Мировые фестивали 

Казахстанские фестивали| Выбор критиков| Итоги года

Адильхан Ержанов| Ожидания

Участие в международных киномастерских

Полнометражный фильм Ольги Коротько «Пара кожаных сабо» включили в программу Script Station Берлинского кинофестиваля. Script Station — одна из проектных лабораторий Берлинского международного кинофестиваля. В ее рамках десять режиссеров разрабатывают свои проекты с точки зрения концепции, структуры и сюжета. Кроме того, в течение недели режиссеры посещают индивидуальные занятия со сценаристом-наставником. В общем на программу подали 3 400 заявок, и фильм «Пара кожаных сабо» вошел в десятку лучших, которых пригласили на Берлинале.

Несколько месяцев спустя фильм Ольги Коротько принял участие в программе La Fabrique Cinéma du Monde Каннского кинорынка Marche Du Film Online. Из-за пандемии Каннский кинофестиваль не состоялся, но программу кинорынка провели в виртуальном режиме. В рамках La Fabrique Cinéma du Monde режиссеры работают с профессиональными консультантами и встречаются с представителями самых крупных фондов, копродакшн-маркетов и форумов.

Кроме «Пары кожаных сабо», в виртуальных Каннах представили фильм Акана Сатаева «Томирис». По сообщению Государственного центра поддержки национального кино, канадская компания Arclight — агент по продажам фильма — заявила о продажах «Томирис» в рамках Cannes Marche du Film Online в несколько стран: Францию, Италию, Испанию, Румынию, Россию, Турцию, Японию, Ближний Восток, Южную Корею и Сингапур.

Прокат за рубежом

18 января в кинотеатрах Японии начали показывать казахстанско-японский фильм «Конокрады. Дороги времени». Режиссеры картины — Ерлан Нурмухамбетов и Лиза Такэба. Картину показали в таких японских городах, как Токио, Йокогаме, Осаке и Киото. Историю семьи, чья жизнь меняется после нападения конокрадов, увидит и французский зритель. 

Источник: nomadmgz.kz

С 14 октября фильм Адильхана Ержанова «Черный, черный человек» начали показывать в кинотеатрах Франции. Известно, что картину покажут в 60 кинотеатрах крупных городов страны, включая девять кинотеатров Парижа.

Редакция Brod.kz выбрала несколько цитат из рецензий французских СМИ. Приведем некоторые из них.


«Черный, черный человек» — микс нуара и степного вестерна с минималистской эстетикой» — Le Monde.

«Пронизанный вспышками насилия и бурлескными виньетками «Черный-черный человек» в то же время удивительно меланхоличен» — Premiere.

«Адильхан Ержанов практически достигает кинематографического совершенства» — Voir A Lire.


В декабре «Черный, черный человек» вошел в десятку лучших фильмов года по версии авторитетного французского издания Transfuge. Наравне с лентой Адильхана Ержанова, в топ вошли фильмы Андрея Кончаловского и Тодда Хейнса.

В течение 2020 года фильм «Томирис» продолжали показывать зарубежному зрителю. Режиссер Акан Сатаев в Instagram поделился итогами Каннского кинорынка, о котором мы вкратце говорили выше.

«С радостью хотим сообщить, что в рамках Каннского онлайн-кинорынка наш сэйлз-агент Arclight Films анонсировал успешные сделки для выхода в международный прокат кинокартины "Томирис" в следующих странах: Франция (дистрибьютор: SND Films), Италия (Blue Swan), Испания (Art Mood), Россия (Paradise), Румыния (Program 4 Media), Турция (Siyah Bayez Movies), Япония (AT Entertainment), Ближний Восток (Gulf Film), Южная Корея (Challan), Сингапур (Shaw)», — написал режиссер.

В Латинской Америке 3 декабря презентовали фильм «Жаным, ты не поверишь» Ернара Нургалиева. Картина участвовала в основном конкурсе  Buenos Aires Rojo Sangre — это один из старейших фестивалей фильмов научной фантастики, ужасов и фэнтези. Это же фильм 10 декабря презентовали КиноПоиск HD. Картина доступна для просмотра только по подписке. 

Международные кинофестивали

«Конокрады. Дороги времени»

Практически в начале года — январе-феврале — фильм стал участником 43-го  Гетеборгского международного кинофестиваля в Швеции. Фестиваль в Гетеборге проводится с 1979 года. В течение 10 дней показывают примерно 450 картин из 60 стран. Показы посещают более 200 тыс. зрителей. Кроме того, Гетеборгский кинофестиваль — отличная площадка для заключения договоров и с этой точки зрения имеет не так много конкурентов. И хотя Каннский и Венецианский кинофестивали считаются более престижными, именно в Гетеборге картины проходят «проверку качества». И от этих показов зависит, достоин ли фильм Канн или Венеции.

В июле фильм принял участие в Шанхайском кинофестивале. Картину Ерлана Нурмухамбетова и Лизы Такэба представили в рамках Недели кино «Пояса и пути».  Стоит напомнить, что за годы работы — а проходит он с 1993 года — Шанхайский кинофестиваль перестал быть региональным мероприятием. На него приезжают мировые мастера кино. В состав жюри фестиваля входили такие маститые кинорежиссеры, как Оливер Стоун и Карен Шахназаров.

«Черный, черный человек» и «Жаным, ты не поверишь»

Буквально через несколько дней после казахстанской премьеры лента Адильхана Ержанова «Черный, черный человек» стала участником Роттердамского кинофестиваля. Фильм отобрали в программу Voices Main Programme секции Voices International Film Festival Rotterdam. Наряду с казахстанской картиной, в программе представили еще 40 артхаусных фильмов.

В феврале картина удостоилась специального приза на Festival International des Cinemas d'Asie de Vesoul во Франции. Фильм Адильхана Ержанова представили во внеконкурсной программе. По итогам кинофестиваля, «Черный, черный человек» получил награду от жюри владельцев кинотеатров Франции.

Не забыли международные кинематографисты отметить и исполнителя главной роли — Данияра Алшинова. Так, на мадридском кинофестивале Imagine India в его номинировали в категории «Лучший актер». В основном конкурсе фестиваля показали и сам фильм Адильхана Ержанова.  О самом фестивале известно, что его создали 19 лет назад, а его название — отсылка к легендарной песне Джона Леннона Imagine.

На открытом российском фестивале кино стран СНГ и Балтии «Киношок» два казахстанских фильма забрали сразу пять наград. Фильм «Чёрный, чёрный человек» Адильхана Ержанова отметили наградой за лучшую режиссуру. Данияр Алшинов  получил статуэтку как лучший актер. Кроме того, комедия «Жаным, ты не поверишь» Ернара Нургалиева получила Гран-при кинофестиваля, приз в номинации «Лучший сценарий» и диплом прессы. В октябре этот  фильм вошел в конкурсную программу Free Spirit Competition 36-го Варшавского кинофестиваля.

В декабре «Черный, черный человек» выиграл специальный приз NETPAC на VIII Фестивале азиатских фильмов в Барселоне. Там показали киноработы авторов из 25 стран азиатского континента. Нужно отметить, что премия NETPAC присуждается на международных кинофестивалях для продвижения азиатского кино.

«Мариям»

В феврале картина Шарипы Уразбаевой получила Гран-при Le cyclo d’or 2020 на кинофестивале Vesoul International film festival of Asian cinemas во Франции. Это — старейший и крупнейший фестиваль азиатского кино в Европе. Ежегодно на кинофестиваль приходят около 30 тыс. зрителей, а в его программу входят более 90 фильмов.

Источник: brod.kz

На XVI Казанском международном фестивале мусульманского кино актриса Меруерт Саббусинова получила награду за лучшую женскую роль. 

«Она столько пережила в своей жизни, не может получить справку о смерти мужа (его нет до сих пор), мать четверых детей, чтобы их кормить, ей приходится работать на трех работах (мыть полы), и вот ее мечта с детства — сыграть хоть в одном фильме — сбылась, и она победительница», — рассказала режиссер картины Шарипа Уразбаева.

В ноябре картина «Мариям» получила премию имени Веры Глаголевой за лучший дебютный фильм на восьмом Российско-британском кинофестивале SIFFA. Фестиваль проходит два раза в год в Сочи и Лондоне. В этом году из-за пандемии коронавируса лондонскую часть кинофестиваля отменили. В Сочи кинопросмотр прошел в обычном режиме, но с соблюдением всех санитарных правил.

Кроме того, Шарипа Уразбаева рассказала в Facebook о том, что картина «Мариям» вошла в Архив фильмов библиотеки японского города Фукуока.

Фильм «Мариям» также участвовал в программе монгольского Golden Ger International Film Festival и международном конкурсе дебютных фильмов International Women's Film Festival.

«Улболсын»

В августе фильм Адильхана Ержанова завоевал главный приз в секции Work-In-Progress на 26-ом Sarajevo Film Festival — крупнейшем кинофестивале юго-восточной Европы. Первый фестиваль прошел в почти военной атмосфере — во время осады Сараево с 25 октября по 5 ноября 1995 года. С того времени аудитория фестиваля выросла с 15 тыс. зрителей до 100 тыс. 

В конце сентября картина «Улболсын» вошла в основной конкурс XXIV Таллиннского  кинофестиваля «Тёмные ночи». Этот фестиваль ежегодно собирает кинематографистов, профессионалов из киноиндустрии, журналистов и любителей кино. 

«Это единственный в Северной Европе кинофестиваль класса А, что ставит это мероприятие на одну линию с таким престижнейшими международными кинофестивалями как Каннский, Венецианский и Берлинский кинофестивали», — делится информацией visit estonia.

«Умай»

В апреле дебютный короткометражный фильм Инкар Абдраш победил в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший сценарий» МКФ любительских фильмов British International Amateur Film Festival. Картина претендовала и на специальный приз издания Daily Mail, который традиционно вручают лучшим работам фестиваля.

В том же месяце фильм признали лучшей картиной Х МКФ Dadasaheb Phalke Film Festival.  Кинофестиваль DPIFF ежегодно проходит в день рождения основоположника индийского кино Дадасахеба Фальке — 30 апреля. 

В июле Инкар Абдраш получила награду «Лучший режиссер-дебютант» на Международном ежемесячном кинофестивале Kosece International Monthly Film Festival в Словакии. Каждый месяц молодые кинематографисты Словакии выбирают лучших режиссеров, которые по итогам года претендуют на главные награды KIMFF в своих категориях. Церемония вручения годовых наград запланирована на 26-28 мая 2021 года.

«Домбыра»

В марте короткий метр Рамазана Халиоллы принял участие в двух международных кинофестивалях. Первый — МКФ Sensus — прошел в Санкт-Петербурге. Программа фестиваля включила в себя полнометражные и короткометражные игровые фильмы, документальные картины, анимацию и музыкальные клипы из разных стран мира. 

Второй фестиваль — 19 МКФ Kids First (США) — стартовал 14 марта и продлится до 28 марта. На кинофестивале аудиторию знакомят с детскими фильмами крупных студий и  независимых компаний, а также рассказывают о  начинающих режиссерах со всего мира.

В апреле  фильм «Домбыра» завоевал Специальный приз жюри зимнего сезона испанского фестиваля короткометражных фильмов Short Of The Year. Этот фестиваль состоит из 4 выпусков — по одному на каждое время года. В каждом сезоне участвуют 50 фильмов — художественных, анимационных, документальных, музыкальных и экспериментальных. Их продолжительность не должна превышать 30 минут.

В ноябре фильм получил специальный приз жюри За «Амаркорд» на втором Международном фестивале кино стран Содружества «Московская премьера».

Источник: brod.kz

«Шыракшы»

В марте художественный фильм «Шыракшы» («Хранитель») режиссера и автора сценария Ермека Турсунова номинировали на российскую кинопремию «Ника» в категории «Лучший фильм стран СНГ и Балтии».

«Бой Атбая»

В апреле фильм Адильхана Ержанова победил в номинации «Лучший фильм года» на шестом Якутском международном кинофестивале. Картину «Бой Атбая» выбрали из более чем 900 фильмов из 40 стран. 

«Олма Джон»

В августе французско-казахстанский фильм «Олма Джон» победил в номинациях «Лучший актер» и «Лучший полный метр» на International Filmmaker Festival of New York.

History of Civilization

В августе короткометражная картина Жаннат Алшановой History of Civilization завоевала серебряного леопарда на Locarno film festival. Картину включили в основную конкурсную программу Pardi di domani 2020.

«18 килогерц»

В октябре впервые в истории Варшавского кинофестиваля Гран-при завоевал казахстанский фильм. Им стала картина Фархата Шарипова «18 килогерц» .

«Это очень сильная и убедительная картина, и члены жюри ни минуты не сомневались, какой фильм лучший из 16-ти, что мы посмотрели вместе. Каждый из членов жюри сделал свой список из трех фильмов, которые понравились каждому, и после того, как мы зачитали свои списки, мы поняли, что мы не будем спорить, какому фильму отдать приз, потому что у всех на 1-ом месте стоял "18 килогерц" Фархата Шарипова», — процитировала жюри продюсер фильма Юлия Ким.

В декабре картину признали лучшей на  30-ом Международном кинофестивале в Германии. Фильм участвовал в конкурсной программе Youth Film Competition.

«Зулмат. Массовый голод в Казахстане» 

Все в том же октябре фильм казахстанского журналиста и политика Жанболата Мамая получил главный приз фестиваля русскоязычного документального кино RusDocFilmFest-3W в США. 

«The Humanitarian Award — награда, которая выдается за особый вклад в сохранение и развитие гуманитарных ценностей и присуждается человеку, кинопроекту или фильму», — объяснили организаторы фестиваля.

«Три»

В октябре фильм Руслана Пака «Три», снятый Казахстаном, Южной Кореей и Узбекистаном, завоевал главный приз конкурсной секции New Currents 25-го Международного кинофестиваля в Пусане. 

«Батыр»

В ноябре короткометражный фильм «Батыр» получил приз за лучшую женскую роль на London X4| Seasonal Short Film Festival AUTUMN 2020. 

«Желтая кошка»

Фильм Адильхана Ержанова получил награду на 2-м Международном фестивале кино стран Содружества «Московская премьера». Картину  отметили международное жюри киноведов и кинокритиков.

«Карантинный дневник»

Короткометражный фильм «Карантинный дневник» Самгара Рахима завоевал бронзовую награду на The 3rd Meihodo International Youth Visual Media Festival в Японии. Независимый фестиваль основали в 2018 году. Традиционно он состоит из трех частей: тематическая выставка работ, дискуссионный форум и церемония награждения. 

Казахстанские кинофестивали

Просмотровый фестиваль короткометражного кино «НЕ просто кино»

Основная программа прошла с 29 ноября по 1 декабря 2019 года, однако 12 февраля 2020 года в Караганде прошел смотр короткометражных фильмов. К усеченной программе фестиваля, состоящей из работ режиссеров из Чувашии, Якутии, Татарстана и Казахстана, добавили фильмы карагандинских кинематографистов Никиты Марченко и Талгата Мурат. 

Работы на смотр отбирала команда сайта Vosmerka под руководством программного директора фестиваля «НЕ просто кино», члена международной Федерации кинопрессы FIPRESCI Александры Поршневой.

«Мы отсмотрели порядка двух десятков работ, что само по себе уже является вдохновляющим фактом. Именно ради этого и прорабатывалась концепция нашего фестиваля-кочевника, который начинает свой путь в Караганде. Мы глубоко убеждены, что не только в столицах живут энергичные и талантливые кинематографисты. Наша задача найти их и представить заинтересованному зрителю. Работы карагандинских режиссеров, которые мы отобрали для показа, конечно, имеют определенные слабости, однако, в них совершенно точно просматривается понимание кино как материи и хороший потенциал для дальнейшего творческого роста», — рассказала Александра Поршнева.

К сожалению, пандемия коронавируса приостановила работу фестиваля, но он возобновится после того, как эпидситуация стабилизируется.

Источник: http:vosmerka.kz

Фестиваль документального кино Qara Film Festival

Независимый кинофестиваль проходил с 6 по 9 августа. В рамках Qara Film Festival показали восемь креативных документальных фильмов со всего мира. Как и многие фестивали 2020 года, прошел в формате онлайн.

«Они (фильмы — прим.ред.) приглашают нас видеть, чувствовать, искать правду, по-иному взглянуть на табуированные темы. Суметь увидеть живых людей сквозь предубеждения о них. Заметить то, как экранные образы влияют на наши реальные отношения. Открыться новому», — рассказали организаторы фестиваля.

BAIQONYR International Short Film Festival

Фестиваль короткометражного кино прошел в этом году в формате онлайн 10-11 октября. По словам организаторов, у BAIQONYR International Short Film Festival нет аналогов в Казахстане. Этот фестиваль — стартовая площадка для его участников. Кроме того, на BAIQONYR ISFF ежегодно открывают новые имена казахстанского кино. 

В этом году фестиваль получил более 90 заявок от режиссеров из Казахстана, Турции, Азербайджана, России, Узбекистана, Кыргызстана и других стран. В основной конкурс прошли 29 фильмов, победили — 11.

«"Байконыр" объединяет разные кинематографы даже во время пандемии, было удовольствие смотреть программу, обсуждать с жюри, замечательно подняло настроение во время карантина. Здорово, что премьера фильма проводится без срывов, тем самым он закрепляет звание, на мой взгляд, самого постоянного и влиятельного фестиваля не только уже в стране, а в регионе», — подчеркнул председатель национального жюри фестиваля Адильхан Ержанов.

«Выбор критиков — 2020»

Лучшие казахстанские фильмы 2020 года по мнению Ассоциации кинокритиков Казахстана, объявили в мае. Так, лучшим фильмом-драмой стала картина «Черный, черный человек». Лучший жанровый фильм — «Каникулы off-line». Лучшим режиссером признали Адильхана Ержанова, а лучшим сценаристом — Фархата Шарипова. С полным списком победителей и номинантов можно ознакомиться на сайте Vosmerka.

Напомним, Ассоциация кинокритиков Казахстана ежегодно, начиная с 2015 года,  проводит кинопремию «Выбор критиков». Что важно, отечественные кинокритики отмечают как авторское, так и коммерческое кино. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на лауреатов и претендентов премии.

Какие отечественные фильмы отметили казахстанские кинокритики

Александра Поршнева, кинокритик, один из создателей сайта о кино Vosmerka

«Наверное, если бы мне удалось посмотреть картины 2020 года, я бы смогла ответить на этот вопрос. Пока что я видела "Жаным, ты не поверишь", и фильм показался достаточно спорным. "Конокрады" Ерлана Нурмухамбетова — визуально захватывающий фильм, в котором, как показалось мне лично, изображение доминирует над историей. На подходе к просмотру "Желтая кошка", и то благодаря тому, что фильм появился на стриминговых сервисах”».

Евгений Лумпов, главный редактор сайта Vosmerka

«Хотел бы я порадовать вас россыпью названий, но, увы, этого не произойдет. Для меня главным фильмом года стал "Черный, черный человек" Адильхана Ержанова, я наслаждался его разбором, сделал специальный выпуск блога «На камеру» на YouTube-канале Vosmerka. Другое приятное впечатление — фильм Шарипы Уразбаевой "Мариям" (я посмотрел его только в этом году). На сегодняшний день мне нечем дополнить этот анти-список. В столице кинотеатры не открыли, может, до конца года что-то стоящее еще увижу".

Итоги года глазами кинокритика

Специально для нашего материала Евгений Лумпов написал свой вариант киноитогов 2020 года. 

Фото из личного архива Евгения Лумпова

  •  Казахстан вновь облажался на «Оскаре». Иначе и быть не могло. Может, это заставит комитет начать искать номинантов в стане авторских фильмов? (P.S. — пока готовился этот материал, подоспел новый «выдвиженец» нашего оскаровского комитета: увы, ничему жизнь не учит). 
  • Наш фестиваль «НЕ просто кино». Нескромно, знаю, но у феста добрые побуждения именно в сфере авторского кино.
  • «Казахфильм» догадался, что можно выкладывать свое кино на YouTube — там уже есть хорошие авторские картины. Для зрителя важно иметь возможность увидеть его.
  • Премия «Выбор критиков-2020». «Ассоциация кинокритиков» внимательно следит за авторским кино, хотя их коммерческое не обижает.
  • Выход в прокат «Черного, черного человека». Он был куда шире, чем тот, что достался годом ранее «Ласковому безразличию мира». Кто-то должен прокладывать дорогу авторскому кино на большие экраны.
  • Завершены съемки нового фильма Дарежана Омирбаева «Поэт». Кто скажет, что не ждет этого фильма? Очень любопытно.
  • В работе новый фильм Владимира Тюлькина о Ходже Ахмете Яссауи и проекты Кати Суворовой «Хроники одного года моего города» и «Қыз болсын» — обнадеживающие новости для авторской документалистики.
  • Qara Film Festival. Интересный стартап в области демонстрации нешаблонного документального кино.
  • Возможно, я что-то  упустил в связи с весьма активной самоизоляцией этого года.

Адильхан Ержанов о работе в 2020 году

Сначала мы спросили у режиссера, каким для него был 2020 год. Потому что в условиях пандемии и производство, и прокат фильмов усложнились в несколько раз.

«Сперва показалось, что предстоит нечто невиданное. Затем выяснилось, что можно жить и так», — признался Адильхан Ержанов.

В этом году он снял фильмы  «Улболсын», «Онбагандар», «Обучение Адемоки». При этом режиссер отметил, что для него важен каждый из снятых фильмов.

Источник: adilkhanyerzhanov.com

«Касательно картины "Обучение Адемоки" — для меня это уникальный проект, в котором нет, казалось бы, трагедии. Я рад, что смог создать интересного героя, что смог сотрудничать с великолепным композитором Сандро Ди Стефано, поработал с оператором Дулатовым и конечно, рад, что снял свой четвертый фильм на "Казахфильме"», — подчеркнул он.

Чего ожидать от казахстанского кино в 2021 году

Фильм «Плач Великой степи» Марины Кунаровой может побороться за две престижные кинонаграды в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» — «Золотой глобус» и «Оскар». Пока картина вошла в лонг-лист. Фильм Адильхана Ержанова «Черный, черный человек» тоже включили в длинный список претендентов. 

Войдут ли казахстанские картины в итоговый список, мы узнаем 3 февраля 2021 года.

В январе 2021 года два фильма примут участие в 13-м Софийском международном кинофестивале — это картины «Девушка и море» и «Шыңырау».
 


Читайте также: 

«Будет, что посмотреть»: 10 главных кинопремьер 2021 года

«Нам было страшно, мы бежали ни с чем»: топ-5 фильмов о беженцах

Чем занимаются кинокритики и зачем они нужны в Казахстане?