Несмотря на непрекращающуюся критику, боевик как жанр не пропадает ни из истории кино, ни из расписания кинопремьер. Например, сейчас в прокате идут три разноплановых боевика — комедийный «Телохранитель жены киллера», драматичная «Красная река» и нереалистичный «Форсаж 9».

Каждый из них в той или иной степени отвечает духу времени и говорит о тех проблемах, которые волнуют общество сегодня. Конечно, репрезентация социальных или политических проблем интереснее представлена в хоррорах, но и боевики полноценно иллюстрируют современность.

Жанр боевика сформировался уже в современном Голливуде, в 80-е годы XX века, которые сейчас называют «золотым веком» боевиков. Некоторые исследователи считают, что боевик является не более чем сменой вестерна, только теперь действие происходит в городе, а не на ранчо Дикого Запада.

источник: afisha.ru

Если возвращаться к тому, как боевики говорят о современности, нужно вспомнить об одном из самых известных фильмов 80-х — «Рэмбо» с Сильвестром Сталлоне.

«Только на первый взгляд может показаться, что это просто накачанный Сталлоне занимается тем, что разбирается с целой группой полицейских и каких-то народных ополченцев, которые на него выдвинулись. В принципе, это довольно глубокая критика коммунитаризма. Фильм говорит о том, что сообщество, община, если она лишена индивидуального начала, начинает негативную трансформацию. Она, по сути говоря, перерождается, становится несправедливой, становится коррумпированной, и так далее», — говорил на лекциях в НИУ ВШЭ профессор Виталий Куренной.

  • В 80-ые боевики представляли собой классический тип или картезианский — герой здесь решает не только свою личную проблему, но и может устранять опасность, представляющую угрозу для всего общества. Самый яркий пример такого фильма — «Коммандос» с Арнольдом Шварценеггером.
  • Следующий тип — полицейский боевик. В нем главную роль играет солдат, полицейский агент или сыщик, который попросту исполняет свою работу. К этому типу можно отнести «Смертельное оружие» с Мелом Гибсоном, фильмы «Бондианы» и «Крепкий орешек». Но последний, к слову, ввел несколько новых клише на смену старым. Например, герой Брюса Уиллиса крайне разговорчив и даже язвителен, он не представляет собой гору мышц, как персонажи Шварценеггера, и за него зрители искренне переживали во время первого просмотра.
  • Психологический боевик или боевик возмездия. Главный мотив героя понятен из названия типа, то есть он мстит кому-то за потерю семьи, друга или других глубоко личных проблем. Это и «Убить Билла» Квентина Тарантино, и «Музыкант» Роберта Родригеса, и «Гнев человеческий» Гая Ричи — самый свежий пример боевика возмездия.

кадр из фильма «Гнев человеческий»/gazeta.ru

В 90-е жанр продолжил плыть по течению, хотя в отдельных фильмах и были интересные кинонаходки. Например, «Терминатор 2: Судный день» показал, что грамотно пользуясь визуальными эффектами и талантливыми актерами, можно снять экшен-фильм, который навсегда останется в истории вне зависимости от жанровой принадлежности. Но «Терминатор», конечно, не чистый боевик, а скорее смесь научной фантастики, боевика и семейной драмы.

И еще: женский персонаж Сары Коннор не представляет жертву спасения или любовное вожделение главного героя, а является сложным и проработанным персонажем. 

Стоит отметить, что со времен Сигурни Уивер в «Чужом» еще не было такого сильного женского персонажа.А вот «Скорость» с Киану Ривзом показала, что полицейские боевики могут быть действительно интересными. Например, Виталий Куренной говорил, что полицейский боевик «самая скучная часть этого жанра, потому что она очень предсказуема».

кадр из фильма «Скорость»/afisha.ru

В нулевые и десятые начали говорить о кризисе жанра — и сюжеты избитые, и герои неинтересные, и мотивы однообразные — чаще всего месть. Поэтому все чаще в ХХI веке боевики смешиваются с другими жанрами, образуя метажанр.

Во многом это случилось благодаря «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино — киноделы увидели, что можно миксовать жанры и стили, использовать нелинейный монтаж и отсылки к поп-культуре прошлых лет. Или уже названый «Убить Билла» — своеобразный ремейк «Невеста была в черном» Франсуа Трюффо, в котором американский боевик мщения соединился с восточными фильмами о единоборствах и японскими фильмами о возмездии.

В нулевые хитами кинопроката стали боевики о восточных единоборствах, или уся — это и «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» Энга Ли, и «Дом летающих кинжалов» Чжана Имоу.

кадр из фильма «Дом летающих кинжалов»/russian.cri.cn

Кроме того, и в нулевые, но больше в десятые главными героями боевиков становятся женщины. В 80-е и 90-е годы они или были женами главных героев — как в «Крепком орешке», или своей гибелью давали толчок действиям главного героя — как в «Вороне».

Однако со сменой настроений в обществе, третьей и четвертой волнами феминизма главными героинями боевиков все чаще становились женщины. Это и «С меня хватит» с Дженнифер Лопес, и «Домино» с Кирой Найтли, и «Ханна. Совершенное оружие» с Сиршей Ронан.

источник: rg.ru

Конечно, далеко не все из них удостаивались таких хвалебных отзывов и любви зрителей, как «Убить Билла», но тем не менее по ним можно проследить, как боевики эволюционировали с социальной точки зрения.


Читайте также: 

Гениальное комбо: как музыка Дзе Хисаиси «подружилась» с работами Хаяо Миядзаки?

Почему мюзиклы — это не просто развлекательное кино?

«Кровавый башмачок»: как менялись сюжеты сказок с XV века до наших дней


Читай нас в  Инстаграм и Телеграм