Изнанка мира кино: актеры массовых сцен о гонорарах, условиях и сложностях работы

16 минут Асем Миерханова
Альтернативный текст

Успех художественного кино во многом зависит от выбора актера для главной роли. Сегодня сложно представить «Терминатор» без Арнольда Шварценеггера или «Амели» без Одри Тоту. Однако есть еще один компонент, остающийся за пределами фокуса зрителя, — статисты. Нанятые для съемки в массовых сценах, они появляются в кадре обычно без реплик на заднем плане.

Понаблюдать за работой актеров массовых сцен и съемочной команды редакции Степи удалось на площадке фильма «Жамбыл. Новая эра». Художественная картина о жизни казахского акына готовится к выходу на большие экраны в декабре 2022 года. Работа над фильмом подходит к завершению своего самого трудоемкого этапа – съемочного периода. Редакция побывала в селе Мынбаево на съемках и поговорила с командой об условиях работы, оплате и сложностях в кино.


В жаркий полдень в открытой степи команда фильма занималась съемкой батальной сцены. Здесь воссоздаются события 1858 года. Согласно сюжету, казахский батыр Суранши возглавляет восстание против кокандского правителя Кудияра. Именно это событие легло в основу поэмы Жамбыла Жабаева. Для съемок только этой сцены была собрана съёмочная команда из 90 человек. В кадре сегодня присутствует в общей сложности 172 человека – это актеры, каскадеры и участники массовых сцен.

Актеры

Появлению актеров на площадке предшествовал общий сбор в 6 часов утра в городе, трансфер до поселка, затем подготовка по костюму и гриму в гримвагенах.

Статисты в ожидании съемки сцены

Между съемками сцен фильма появляется возможность приблизиться к мужчинам в черном одеянии. По сюжету, это противники казахских воинов.

Актеры массовки в роли противников — Мансур и Валихан — рассказали о работе и том, что им нравится в этом деле больше всего.

Валихан и Мансур, актеры массовых сцен

«В тенек, конечно, пойти нельзя, но до команды "Начали!" есть время, чтобы попить воды», — отмечает Мансур.

С раннего утра статисты находятся под открытым небом в черной одежде. На вопрос о том, как они себя чувствуют в таких условиях, отвечают: «Потеем, а что поделать?».

«Здесь еще хорошие условия. Бывало, снимали по 17 часов. А тут с утра дали чай с булочкой. Обед скоро будет. Не жалуемся», — добавляет Валихан.

Статист Валихан попал на площадку, отправив накануне вечером в What’s App-группу с открытыми кастингами свою анкету с фотографиями. Время сбора группы было назначено на 3 часа ночи следующего дня. Съемочный день группы массовки начался на рассвете и продолжится до вечера.

Отвечать на вопрос об оплате парни сначала смущаются, подчеркивая, что снимаются ради идеи. Наконец один из актеров озвучивает цифру – 5 тысяч тенге за смену. На возражение Валихана «По идее, говорить об этом нельзя» коллега парирует «А ты договор подписывал? Нет. Значит, можно».

Актеры массовки на конях

Были на площадке и те, кому сложностей добавлял «живой реквизит» – боевой конь. Среди актеров в седле уверенно держался Арман Жиенбаев – актер массовых батальных сцен.

Арман (слева) и актеры массовки в перерывах между сценами

На вопрос, планировал ли он утром быть весь день на коне, Арман ответил: «Требования уметь управлять конем в объявлении об актерах не было. Определяли всадников и пеших для массовки уже на площадке, перед съемками. Я из села Науалык в Восточно-Казахстанской области, поэтому управлять конем умею с детства».

Каскадерская группа во время съемки батальной сцены

В 3 часа дня после отснятой сцены баталий по команде второго режиссера актеры прервались на обед. Традиционно съемочная команда обедала так называемым «кинокормом» – едой в пластиковых контейнерах, которую служба кейтеринга привозит на съемку.

Статист на обеде

В перерывах между сценами в импровизированной крафт-зоне можно встретить актеров и суетящихся вокруг них ассистентов. Здесь коротал свой перерыв и актер массовой сцены, играющий роль джунгара, Бекен Мумбаев.

Бекен Мумбаев, актер массовки

Как рассказал Бекен, Жамбыл Жабаев является его предком по маминой линии. Именно поэтому сниматься в этой картине для него — большая честь.

Бекен снимается в кино уже 20 лет и называет себя профессиональным актером массовых сцен. Начинал свою кинокарьеру с эпизодических ролей, а после прохождения обучения в любительском театре актеру стали предлагать главные роли в рекламах.

«В профессии я состоялся благодаря роли пьяницы. Однажды поехал в гости в аул к апашке, а она, увидев меня в этих ролях, спрашивала “Спился ты там, что ли?”. Я говорю “Нет, это же кино”, но она мне не верит», — рассказывает актер.

Самой сложной ролью Бекен называет роль покойника в фильме «Жалантос батыр», отмечая, что снимали много дублей, а дышать в кадре было нельзя.

На вопрос об условиях содержания актеров на площадке, Бекен ответил: «На площадке видел всякое: как-то актеров массовки просили сделать трюки на конях. Однажды снимали фильм про первобытных людей. Там вообще не было условий. Играли дикарей, ну и жили как дикари. Ходили полуголые по 40-градусной жаре с утра до вечера. Кормили хорошо, а вот воды не хватало. Но я уже привык ко всему, не капризничаю».

Сегодня Бекен исполняет роль джунгара. Он отмечает, что для того, чтобы быть хорошим статистом, мало просто вовремя приехать на площадку.

«Нужно уметь видеть образ, быть в хорошей физической форме. Главное – играть для своего удовольствия, ведь каждая роль – это отдельная жизнь. Настоящий актер массовки проживает сто жизней» – делится Бекен.

Съемочная команда

Автором сценария и режиссером фильма «Жамбыл Жабаев. Новая эра» является Жандос Кусаинов. Как отмечает режиссер, сцена сражения – это «открывашка», первая сцена фильма . Кроме того, это единственная батальная сцена в фильме, именно поэтому команде важно отобразить эпичность и масштаб события.

Жандос Кусаинов, автор сценария и режиссер фильма

Работой большой команды руководит второй режиссер Жулдыз Ерболат. Вооружившись громкоговорителем и перемещаясь по масштабной площадке на коне, она раздает команды операторам, актерам и художникам.

Жулдыз Ерболат, второй режиссер

Жулдыз в роли второго режиссера выступает впервые.

«Опыт работы на площадке получала в течение 10 лет. Участвовала в 27 проектах в качестве каскадера и ассистента художника-постановщика. На площадке «Жамбыл. Новая эра» попробовала себя в качестве кастинг-директора. Сейчас мне доверили должность второго режиссера», — рассказывает Жулдыз.

Задачей второго режиссера, которого на площадках Голливуда называют First Assistant Director, является следование таймингу. Миссия Жулдыз – помочь команде исполнить видение режиссера фильма, не выбиваясь из рабочего графика. На вопрос о том, как удается справляться с работой в крупном проекте, она отвечает: «В день мы успеваем снимать по 3-4 сцены. Все потому что кадр снимаем с первого-второго дубля. Мне работается легко, благодаря составу команды, которую собрал продюсер».

Пока операторы и осветители по команде режиссера подготавливали кадр, редакции удалось поговорить со специалистом, от работы которого зависит появление актеров на съемочной площадке, — ассистентом по актерам Азизой Купбаевой.

Азиза Купбаева, ассистент по актерам

«Моя задача состоит в том, чтобы главные и второстепенные актеры появились на площадке в правильно подобранной одежде в назначенный час. Сегодня жарко, поэтому мне также нужно приносить им воду, следить за их самочувствием», — отмечает Азиза.

Если ответственность ассистента по актерам ограничивается работой с 5-7 актерами на площадке, то для работы с десятками и сотнями актеров массовых сцен нужен особый специалист. Такая должность на площадке называется бригадир массовки. Он ведет набор группы статистов, дает краткие инструкции, сопровождает актеров массовки на съемочной площадке и обеспечивает здесь всем необходимым.

На съемках фильма «Жамбыл. Новая эра» бригадиром массовки является Максат Керимбеков.

Максат Керимбеков, бригадир массовки

«Сегодня на площадке у нас 110 актеров – 50 пеших, 40 всадников и 20 каскадеров. При этом пешие и всадники – это актеры массовых сцен. Актеров набрали вчера через мессенджер, в чате кастинг-группы города. Некоторых парней набирали из близлежащих аулов. Было важно, чтобы они умели управлять конем. Снимаем под открытым небом, но ребята здесь приспособленные», — отмечает Максат.

Как рассказал бригадир массовки, распорядок дня для актеров фильма сегодня следующий: дорога на площадку, чай, завтрак, съемки, обед, съемки, разгрим и дорога домой.

В кино Максат работает всего год, и уже успел попробовать себя в роли администратора площадки и художника по костюмам. В качестве бригадира массовки работает впервые.

«Сложностей в моей работе нет. Даже если есть, мы — киношники — привыкли к тяжелой работе», — отмечает бригадир.

Ближний кадр обязывает актеров выглядеть на экране более убедительно. Поэтому на площадку между съемками сцен торопится костюмерный департамент – ассистенты художников по костюму и гриму. Девушки, как говорят в мире кино, «делают правки» на актерах: наносят густым слоем черные тени на глаза, поправляют чалмы на головах. Кто-то «фактурит» одежду — наносит на костюмы глину или рвет одежду в нужных местах.

Подготовка актеров по костюму и гриму

Салтанат Рысбаева, художник по костюмам, рассказывает о своей части работы: «Черные костюмы кокандцев уже “играли”. То есть, мы выбрали готовые чапаны черного цвета из подбора. И только головные уборы – чалмы – мы делали своими руками. На площадке сегодня 110 костюмов. Большинство из них изготовлены из натуральной кожи, поэтому костюмы относительно легкие. Весят не более 15 кг. Это удобно в жаркую погоду и облегчает исполнение трюков каскадерам».

Кинопроизводство — это командный процесс. Режиссеры, продюсеры, сценаристы, операторы, ассистенты и широкий круг художников входят в число профессионалов, которые работают для одной единственной цели – создания кино.

Статьи STEPPE

«Они первыми сделали синтез западной эстрады и казахских национальных мотивов»: интервью с режиссером байопика «Дос-Мұқасан»

Как снимали новый музыкальный байопик об ансамбле «Дос-Мұқасан», благодаря чему проект получил успех, какие вызовы приняла на себя съемочная команда и в чем заключается главный феномен ансамбля.

24 минут
24 минут

Подборка нетипичных женских образов казахстанского кино

Забудьте о келинке Сабине, мы собрали для вас фильмы с героинями, на которых действительно стоит обратить свое внимание.

11 минут
11 минут

Голодные игры, Куб и Игра в кальмара: почему фильмы про игры на выживание популярны?

Рассказываем о причинах интереса зрителей к жанру и советуем, какие кинокартины на эту тему стоит посмотреть.

10 минут
10 минут

Creative Steppe: как Самгар Рахым снимает короткометражное кино

Молодой казахстанский режиссер Самгар Рахым рассказал о победе на кинофестивале в США и короткометражном кино.

7 минут
7 минут