5 новогодних подарков, которые понравятся детям (и не только им)
Помните, как в детстве мы с нетерпением ждали наступления Нового года, а потом спешили к елке, чтобы распаковать подарки? Мы...
Музыкальный критик Роман Райфельд рассуждает о самых выдающихся музыкальных альбомах, выпущенных в период независимости Казахстана.
Лауреаты вошедшего в историю самого первого «Азия Даусы» (1990) умудрились выпустить буквально за несколько месяцев до распада СССР полноценную пластинку на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия».
Группа возникла под предводительством Руслана Кары (Карина), который и сегодня не оставляет занятий музыкой. В коллективе был и второй солист — Серик Кошкинбаев. Честно вам признаюсь, в начале 90-х, получив альбом на кассете, я заслушал до дыр тот участок ленты, на котором была народная трехдольная «Колыбельная». Столько там было неисчерпаемого минора и степной тоски.
Трогают и сегодня крепко сделанные, отлично спродюсированные и записанные рок-песни, преисполненные этнической аутентичности. С этого альбома, несмотря на выпуск еще в советских рамках, можно сказать, началась история независимой казахской популярной музыки. Этот уровень не удалось и по сей дей достичь ни одному из казахских музыкантов, работающих с этнической музыкой.
Здесь стоит оговориться, что в тех или иных вариациях пластинка издавалась на разных российских фирмах в период с 1990 по 1993 годы. Сама песня, давшая название альбому, впервые прозвучала в Казахстане опять же со сцены «Азия Дауысы» и популярной казахской юмористической передачи «Тамаша» в 1989 году. Собственно, это год ее создания.
«Джулия» — второй релиз группы, которая в свое время возникла на фундаменте аккомпанирующего состава Розы Рымбаевой «Арай». В 1990 году наши ребята под руководством Байгали Серкебаева перешли под крыло «Театра песни Аллы Пугачевой», где во время «Рождественских встреч» певица представила их как открытие, молодую и самую стильную группу. Многие, но не только песни из этого альбома, вошли в одноименную музыкальную картину Алексея Берковича (1993), которую можно посмотреть на YouTube. Кроме заглавной в диске, написанном в стиле электро-поп с джаз и фанк-элементами, в релиз также вошли «Мальчик Пинг-Понг» и «Сезон дождей», «Белая река» и «Был мой сон». Это была поп-музыка мирового уровня.
Карину Абдуллину и Булата Сыздыкова стоит помнить хотя бы потому, что в середине 90-х это были единственные казахские артисты, вырвавшиеся за пределы страны и достучавшиеся своей музыкой и текстами до сердец слушателей разных государств.
Познакомившись в 1992 году, билет в популярность им дал гран-при 17-летней Карины в телеконкурсе «Утренняя звезда» Юрия Николаева. Дуэт выпустил альбом на российском отделении Polygram, подкрепив хитовость заглавной дорожки песнями «Вспоминай меня», тягучими, прекрасными и совершенно нетипичными для поп-музыки тех лет «Прощай» и «Предчувствие» и более ранним «Розовым рассветом». Карину тогда часто упрекали за копирование исполнительской техники вокалистки ирландской группы Cranberries — Долорес О’Риордан. Сегодня все это вспоминается с улыбкой, только грустной, потому как нет уже ни Долорес, ни замечательного гитариста Булы — второй половины дуэта, гитара которого и продюсерские навыки придали этой пластинке и вкус, и стиль, и красоту.
В списке сразу два релиза группы. Этот — дебютный. И вышел он сначала как магнитоальбом, то есть был выпущен на кассете. На песню, давшую ему название, было отснято и первое музыкальное видео коллектива. Бессменные участники группы — Айдос Сагат и Рустам Мусин, в разное время в ансамбле работали вокалисты Даурен Сыздыков и Нурлан Албан, каждый из которых придавал группе свежесть звучания, позволяя ей в то же время оставаться верной тому, с чего все начиналось.
Первые песни Urker были написаны на стихи классиков: Магжана Жумабаева, Шакарима, Мукагали Макатаева. По сути, это было живое доказательство тому, что по-казахски петь можно и можно делать это на уровне, который будет притягивать людей, в том числе и тех, для кого казахский не является родным. Если в свои первые годы группа тяготела к арт-року с предлинными композициями и большими инструментальными вставками, то этот альбом собрал в себя их попытки стать более доступными, не упрощая музыкальной концепции коллектива в целом.
Еще один типично алматинский альбом, где в каждой песне звучит любовь музыкантов к соулу и фанку 70-х и, конечно, джазу. «Я люблю тебя», «Жизнь была бы сказкой», «Что-то подобное думают дети», «Потому что я тебя одну люблю» — произведения, без которых нельзя вспоминать то время. Их всегда тепло принимала публика, будь то еженедельное резидентское выступление JCS в Джаз-клубе на Мира или выступление на сцене театра оперы и балета им. Абая. Последнее случилось, кстати, в рамках первой музыкальной премии молодежного телеканала а1, которым руководил тогда Булат Акунов — создатель многих интересных вещей, как на нашем, так и на российском ТВ. В конце 2004 года трагически погиб Данияр Макашев — один из вокалистов JCS, чье исполнение придавало выступлениям группы несравненный шарм и было одной из фирменных фишек коллектива, собранного в конце 90-х Казбеком Спановым. Спасибо вам, ребята, уже упомянутые, а также Виктору Хоменкову, Ермеку Диярову, Абаю Рахышеву, Валерию Насибуллину за то, что вы записали все эти песни.
Навсегда врезалась в память алматинская презентация альбома в «Армане», которую артист отработал, как обычно, на ура. В те времена выступления в клубах шли часто под «минус один» (фонограмма без голоса), но Шукенов представил восемь своих новых песен полностью с живым составом музыкантов. Остался в памяти и шикарный клип Дина Махаматдинова на заглавную песню альбома, первого сольного после ухода из A’Studio и такого неожиданного для Батыра релиза.
Над пластинкой работал мэтр Куат Шильдебаев. Именно он и помог артисту выбрать тему, концепцию его первого сольного релиза, написал песни, взрастил тогда еще совсем «зеленого» атырауского гения Рината Гайсина. Вместе им удалось создать удивительной красоты образчик, где любовь Батырхана к джазу и фанку, его саксофон звучат в единой гармонии с академическим бэкграундом композитора Шильдебаева и креативностью продюсера Гайсина. Здесь уместно и стильно звучат и загадочный текст «Қайран көңіл-ай», и классика — калдаяковская «Бақыт құшағында» и зацепинская «Гүл Алматы», и народная «Япырай» в какой-то абсолютно психоделической электронной аранжировке, которая и сегодня звучит архисовременно, и мажорная инструментальная «Бал сезім».
Основной первый тираж пластинки несколько раз допечатывался, а в 2006 году она была переиздана в новом дизайне и с бонус-треками. И да — это еще один артист, которого мы потеряли.
Год 2002 был чрезвычайно богат на альбомы казахстанской музыки. И этот — еще один из самых достойных и за год, и за 30 лет. Восьмидорожечный релиз казахской рок-группы был выпущен на CD. На мой взгляд, он является наиболее роковым, драйвовым в дискографии ансамбля. Все его треки, начиная с взрывных «Konyr» и «Tugan Elim» (Urker уже в те времена использовали латиницу) и заканчивая лиричной «Zhanym», звучат вместе на редкость концептуально.
Редкий случай, когда я слушал на репите сутками этот альбом с асыками и штрихкодом на обложке, настолько плотно подходят друг к другу все составляющие его композиции. В записи приняли участие известные в стране музыканты: Газиза Габдрахимова (кобыз), Асылбек Енсепов (домбра), Евгений Калистратов (бас-гитара), Сергей Литвинов (ударные). Мастерингом альбома занимался небезызвестный москвич, композитор и звукорежиссер Илья Хмыз, хорошо знакомый казахстанским артистам.
Самых больших успехов наши музыканты добились в этнонишах современной популярной музыки. И этот релиз один из таких. Этнорок от коллектива, ведомого гитаристом Максимом Кичигиным из Риддера и на тот момент — Ержаном Алимбетовым (домбра) и Аидой Аюповой (скрипка). Возможно, включение в состав пластинки произведений Моцарта и Баха и не выглядит такой уж супер удачной находкой, но Ulytau однозначно были в своем роде первопроходцами, звучали энергично, интересно, скрупулезно подходя ко всему, что они делали.
Так или иначе, а не за переигрывания академической классики мы вспоминаем сегодня альбом. К слову, он вышел и за границей под названием «Two Warriors». Собственно, название его — это имена двух батыров. Российский критик Сергей Соседов так описал свои впечатления: «Диск записан вдохновенно и вкусно. Музыканты очень бережно относятся к первоначальной музыкальной фактуре, досконально оттачивая каждую ноту, каждую фразу, каждый композиторский штрих. Эта пытливость при высочайшей технике игры и фонтанирующей креативности и выдает в них незаурядных мастеров».
Этот инструментальный диск казахские музыканты записали в лондонской Abbey Road — студии, откуда в мир вышли песни и даже целые альбомы массы мировых звезд, начиная с Beatles. Для проекта кобызистка Газиза Габдрахимова привлекла работавших с JCS басиста Валерия Насибуллина и клавишника Виктора Хоменкова.
Украсили состав и «дружащий» с горловым пением мультиинструменталист Жалгасбек Илес, и домбрист Курмангазы Калиев, и казахская легенда музыки также мультиинструменталист Едиль Хусаинов. Музыкантам на этом альбоме удалось достичь консенсуса между современным и звучанием древних инструментов — таких как шан-кобыз и сыбызгы, например. В трек-листе из 17 составляющих рядом стоят как написанные современными композиторами мелодии, так и их древние «коллеги», созданные давным-давно народом.
33-летний артист из маленького аула в Кызылординской области начал творить свои чудеса 10 лет назад. Это его дебютная пластинка вышла двумя годами позже. Получился неплохой синти-поп — первый в истории Казахстана такой современный, актуальный и оригинальный, особенно его тексты. Стихами Молданазара сразу же увлеклась молодежь.
Пелену моих глаз
Увлажнили слезы
Вижу, как луч солнца
Проходит по коридору
Едва начинаю дышать
Слабо течет в жилах кровь
Начинаю приходить в себя
Это перевод нескольких строк из его хита «Ақпен бірге». «Қош бол» дарит совсем другое настроение — минималистичное диско! Но восемь дорожек релиза, несмотря на отличия в темпоритме и то, что посвящены все они разному, рассказывают будто одну историю — историю самого артиста, когда-то провинциального мальчишки, открывшему для себя целый новый мир. Молданазару удалось не только соединить все это стилистически, музыкально, вокально, лирично, но и на уровне концепции.
Самый сложный выбор. Почему «Kensshi», а не «Праздник на улице 36» Скриптонита? Потому что первый музыкально глубже и концептуально бездоннее. Почему МЧТ, а не The Limba, Darkhan Juzz, M’Dee, Dequine и даже ZOLOTO? У всех у них есть достойные релизы. Последнего откинуть было сложно: он музыкально крепок и многослойнее прочих, в сравнении с предшествующими в списке — проще, но в целом — примерно по тем же причинам, что и со Скрипом.
МЧТ — единственный из всех новых казахских артистов, который делает классный не хип-, но трип-хоп со всей свойственной ему психоделичностью. И не надо называть его казахским «Трики» — он крут сам по себе. Единственный, у кого уровень музыкального продакшена полностью соответствует смыслу, который артист хочет донести до слушателя. Все эти духовые секции в целом и одинокая джазовая труба словно из «Summertime» Армстронга-Фитцджеральд, сэмплы из казахской классики, вроде «Sagyndym Seni» (1971) от «Дос-Мукасан», национальные инструменты и отсылки к Хичкоку («SAJH»). И, конечно, вопрос, который иные артисты за всю жизнь не осмелятся задать ни своему слушателю ни себе: «Так за кого же болеть на этой земле и кого любить?»
Многослойные видео Айсултана Сеитова на несколько треков МЧТ лишь усиливают впечатление от произведений карагандинца. А еще пластинка в силу мудрености, как ее музыкального, так и текстового материала, думается, останется недооцененной, что обидно, даже несмотря на комментарии в YouTube: «МЧТ — лучшее, что могло случиться с Казахстаном».
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)