Гид по профессии: кто такие IT-аналитики и чем они занимаются
Если вы задумывались, как появляются новые цифровые продукты и сервисы и кто за ними стоит, самое время разобраться в том, кто...
Казахский народ обладает богатым и разнообразным культурным наследием, в том числе этническими традициями, касающимися семьи и родства. Эти традиции развивались с течением времени в ответ на социальные, экономические и политические изменения, а также культурное влияние советской власти. В этом материале Степь рассказывает о трансформации казахских семейных традиций с течением времени, а также показывает актуальные и забытые национальные обычаи.
Традиционно казахские браки устраивались родителями посредством сватоства и часто включали в себя выплату калыма и қыз жасауы. Однако сегодня молодые люди сами выбирают себе партнеров, часто с помощью социальных сетей или приложений для знакомств. Хотя традиция браков по договоренности все еще существует в некоторых сельских районах, в целом они становятся все менее распространенными. Что касается калыма и приданого, на сегодняшний день этой традицией в разной степени следуют казахи из разных регионов страны.
В традиционном казахском обществе ожидалось, что мужчины будут кормильцами и защитниками семьи, в то время как женщины отвечали за приготовление пищи, уборку и уход за детьми. Однако с увеличением уровня образованности и конкурентности женщин на рынке труда гендерные роли начинают меняться. Получив свободу и возможности для развития, современные женщины строят успешную карьеру и обретают независимость, а мужчины берут на себя больше домашних обязанностей. Это отражается и в увеличении числа женщин на руководящих должностях, в том числе в правительстве и бизнесе.
В прошлом большая семья была наиболее распространенной формой семьи в Казахстане. Несколько поколений жили вместе в одном доме. Однако после урбанизации, «нуклеарная» семья становится все более распространенной. На этот сдвиг повлияли изменения в структуре жилья (из-за урбанизации молодые семьи чаще переезжают и отделяются от родителей), а также проявления независимости и индивидуализма личности. В то время как «расширенная» семья по-прежнему важна для многих казахстанцев, особенно в сельской местности, нуклеарная семья становится нормой в городах.
картина «Қазақ даласы», turkystan.kz
Трансформация казахских национальных традиций в отношении семьи отражает более широкие изменения в обществе и культуре. По мере модернизации Казахстана традиционные семейные модели уступают место новым формам семьи и родственных связей. Хотя некоторые аспекты традиционной казахской семейной жизни остаются актуальными, особенно в сельской местности, тенденция к индивидуализму и независимости, вероятно, сохранится в ближайшие годы.
Шашу — обычай осыпать гостей конфетами и деньгами. Согласно поверьям, собранные детьми сладости приносят изобилие и удачу в семью. Эта традиция активно используется и по сей день на семейных торжествах казахов, чтобы гости могли вместе с хозяевами праздника разделить радостный момент.
Жар-жар — одна из самых популярных обрядовых песен. Ее исполняют в конце свадебной церемонии перед отъездом невесты в новый дом. Эта песня особенна тем, что она исполняется в форме айтыса между жигитами и девушками. Жар-жар остается популярным обрядом в наши дни, продолжая традицию желать невесте счастливой жизни в семье мужа и стать хорошей хозяйкой в новом доме.
Существует цикл обрядов, который начинается с рождения ребенка:
картина «Национальная культура», bilimainasy.kz
Это один из основных обычаев традиционной правовой культуры прошлого, когда после смерти мужчины один из его братьев или ближайших родственников женится на вдове и не оставляет детей сиротами. Эта традиция была обоснована особенностями кочевой жизни и ролью женщины в семье. Согласно историку Тастановой, чтобы защитить семью умершего мужчины от опасности грабежа имущества и помочь после потери кормильца, в казахском обществе «жесірін қаңғыртпаған». В настоящее время с изменением роли женщины в обществе вдовы стали способны заботиться о семье самостоятельно и не нуждаются в браке с родственником умершего мужа.
Эта традиция предполагает передачу первенца на воспитание старшему поколению. Она была распространена в прошлом из-за того, что молодые люди вступали в брак в раннем возрасте и не были готовы к воспитанию ребенка. Поэтому ата и әже воспитывали первенца как собственного ребенка, и он становился опорой и поддержкой для стариков. В настоящее время традиция бауырына салу стала менее распространенной и подлежит критике. Многие эксперты утверждают, что такая традиция пагубно влияет на детей, так как они могут чувствовать себя чужими рядом с собственными родителями.
Жарыс қазан — традиция, которую проводили во время схваток роженицы. В ожидании рождения нового члена семьи родственницы роженицы начинали варить в казане мясо. Считалось, что этот обряд ускоряет процесс родов, так как ребенок «вступает в гонку», поэтому родится быстрее.
фотография «Торговые взаимоотношения города», e-history.kz
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)