Как прошел Чемпионат по Шинкиокушинкай Каратэ в Алматы
В Алматы завершился Чемпионат по Шинкиокушинкай Каратэ, собравший более 250 участников из лучших Ассоциаций города...
Альпинизм — это уникальный вид спорта, требующий не только высочайшего уровня физической подготовки, но и острого интеллекта, развитых навыков коммуникации, умения выживать в экстремальных условиях и находить нестандартные решения. По данным исследования, опубликованного в Journal of Outdoor Recreation and Tourism в 2023 году, в экстремальном спортивном туризме традиционно преобладают мужчины. Несмотря на то, что число женщин-участниц растёт, гендерный разрыв все еще остаётся заметным.
Тем не менее, женщины показывают хорошие результаты и даже чаще добиваются своих целей, чем мужчины. Это подтверждается статистикой, собранной среди 124 508 участников различных горных восхождений и ультратрейлов: хотя женщин меньше, они успешнее реализуют свои планы.
Трудно представить, с какими трудностями сталкиваются женщины, строя карьеру в спортивном альпинизме. Во-первых, им требуется больше времени на подготовку из-за физиологических особенностей. Во-вторых, многим приходится прерывать карьеру на длительные периоды для создания семьи и рождения детей. В-третьих, в серьезные экспедиции чаще берут мужчин, исходя из стереотипов о большей вероятности успешного восхождения с их участием. И это не считая того, что альпинизм — один из самых дорогостоящих видов спорта, требующий значительных затрат на снаряжение и подготовку.
Мы запускаем серию материалов, посвященных альпинисткам Казахстана — сильным, целеустремленным и невероятно талантливым женщинам, которые взбираются на вершины и открывают новые горизонты. В каждом интервью мы будем знакомить вас с их историями, опытом и мечтами, чтобы показать, что альпинизм доступен каждому, независимо от пола или возраста.
И первой героиней материала стала 27-летняя Гульназ Джанузакова, инструкторка с I разрядом по альпинизму и кандидатка в мастера спорта по ледолазанию. Что привело Гульназ в альпинизм, как ей удаётся совмещать его с другими сферами жизни и что необходимо для развития этого спорта в Казахстане — читайте в нашем новом материале.
Как все начиналось?
По образованию я биолог. Работала в лаборатории прикладной микробиологии в НИИ, потом в частной генетической лаборатории, немного преподавала студентам. Серьезного спортивного бэкграунда в анамнезе у меня никогда не было. Занималась легкой атлетикой, баскетболом, обожала беговые лыжи. В детстве не было возможности заниматься спортом профессионально, а мне этого очень хотелось.
Альпинизмом я увлеклась в студенчестве, что произошло довольно забавно. В то время наша секция по альпинизму проводила интересные соревнования на День первокурсника, и мне пришлось принять участие, чтобы закрыть свои пропуски по физкультуре. Неожиданно для себя я прониклась атмосферой — душевной, поддерживающей. Меня окружали люди, на которых хотелось равняться. Я нашла ролевые модели и подумала: «Вот такой я хочу быть». На тот момент была самой младшей в секции, но ребята очень меня поддерживали и помогали, за что им огромное спасибо.
Альпинизм стал для меня чем-то особенным ещё и потому, что я родом из Восточно-Казахстанской области — горного региона, по которому я очень скучала. В какой-то мере занятия позволяли мне ощущать себя ближе к дому.
Каким было самое незабываемое восхождение?
Наверное, как и у многих, это было моё первое восхождение. В конце весны 2016 года я сходила на пик Амангельды, западный маршрут, 1Б категории трудности. В альпинизме маршруты классифицируют по сложности, чтобы облегчить ориентирование. В странах СНГ, например, используется шкала от 1А до 6Б. Категория 1Б означает, что на маршруте встречаются простые скальные стенки или пологие ледовые участки.
На тот момент у меня не было особой уверенности в своих силах: организм плохо переносил высоту, да и я только начала тренироваться, не имея еще хорошей физической базы.
Следовательно, это оказалось невероятно тяжело, я чувствовала себя ужасно и твердо пообещала больше никогда не появляться в горах. Но, как говорится, обещать — не значит жениться, поэтому… что есть, то есть. Теперь альпинизм стал неотъемлемой и важной частью моей жизни.
На вершине всегда одно и то же чувство: «Блин, ещё же спускаться!».
Сталкивались ли вы с гендерными стереотипами?
Я не сталкивалась с очень жесткими или радикальными проявлениями стереотипов или сексизма. Иногда бывает гиперзабота, когда окружающим кажется, что тебя нужно максимально оберегать. Но меня это нисколько не тревожит, ведь я считаю, что пол не имеет значения — главное, какой ты человек. Кроме того, ты всегда знаешь, что у тебя получается лучше, а что — нет, работаешь над слабыми местами, оцениваешь риски, проявляешь себя и несешь ответственность наравне с мужчинами.
Но могу сказать одно: женщинам действительно труднее ввиду того, что многое лежит на них — дети, быт, семья, карьера, и при этом важно не забывать о себе. Но, увы, совмещать все не всегда получается. В нашем обществе еще крепко сидит догма, что женщина обязана больше жертвовать своими интересами.
Я искренне надеюсь, что у каждой будет возможность не забывать о себе и исполнять собственные мечты. Это не всегда легко, особенно, когда встречаешь сопротивление родных, например. Женщины тоже могут жить, следуя мечте. Ведь жизнь одна, а другой отдельной — на себя и на мечты — у нас не будет.
Как вы готовитесь физически и морально к сложным восхождениям? Есть ли особые ритуалы перед стартом?
Я тренируюсь по 2-3 раза в неделю на скалодроме, а когда есть возможность, выезжаю на скалы. Выходные всегда стараюсь проводить активно — это либо восхождения, либо тренировки на скалах. Если говорить о подготовке перед восхождением, то физически я стараюсь хорошо поесть и выспаться.
Что касается моральной подготовки, я использую плеер и музыку, сохраняю скриншоты вдохновляющих фраз из любимых книг, или просто разговариваю с напарником.
Как вы совмещаете альпинизм с другими аспектами жизни, например, работой или семьей?
Сейчас альпинизм занимает большую часть моей жизни и плавно перетек в другие сферы, поэтому совмещать его стало гораздо проще. Раньше я совмещала с работой и учебой, что было труднее, но если четко и заранее стараться расписывать график, чтобы освобождалось место для гор, скал и сборов, то проблем обычно не возникает. В университете я заранее сдавалa зачёты и училась в ускоренном темпе, чтобы получить возможность уехать на сборы, восхождения или ледовые занятия.
Я уверена, что рано или поздно можно найти баланс и выделить время на любимое занятие.
Главное — правильно расставить приоритеты и понимать, как сильно все это «безобразие» тебе нужно и на каком уровне.
Какие советы вы бы дали женщинам, которые мечтают заниматься альпинизмом?
Мечты могут стать реальными целями — будьте в этом уверенны. Альпинизм — это огромный пласт знаний, навыков и физической подготовки, которые надо постоянно совершенствовать, но вы справитесь.
Главное — помнить о безопасности, быть подготовленной, так как альпинизм требует постоянного принятия решений в изменяющихся условиях. Тут хорошо прокачивается данный навык. Так что, если вы задумали заниматься альпинизмом, начинайте постепенно и берегите себя.
Как, по вашему мнению, развивается альпинизм в Казахстане? Что, на ваш взгляд, необходимо для его популяризации?
Первым важным аспектом является финансовая поддержка и развитие тренировочных площадок, а именно — скалодромов и ледодромов. Эти объекты закладывают первоначальную физическую базу, привлекают больше единомышленников, а также позволяют отточить технику, которая затем пригодится на скалах. Альпинизм ведь многогранен и имеет различные ответвления. Это одновременно способствует популяризации альпинизма и развитию большого спорта в целом. Скалолазание, к слову, уже является олимпийским видом спорта, и ледолазание тоже в недалеком будущем может им стать.
Во-вторых, нужно поддерживать и развивать местные фестивали, например, такие как Almaty Mixt и Tamgaly Fest. Это, опять-таки, способствует популяризации и развитию горных и скальных районов. Аутдорные фестивали прекрасно развивают навыки в непринужденной дружеской атмосфере. За границей таких фестивалей проводится много, и они пользуются большим успехом и поддержкой.
Кроме того, замечательные инициативы только начинают развиваться, например, проект SolQyz. Создателем этого проекта является Ада Ибраевна Дусалиева. SolQyz направлен на поддержку женщин в горах, и под его эгидой будут проводиться различные мастер-классы, занятия и лекции. Некоторые мероприятия будут платными (в пределах разумного), а другие — бесплатными. Также запланированы совместные активности с детьми и отдельные занятия для них.
Можно ли рассматривать альпинизм как основную работу? Почему не стоит излишне романтизировать профессию?
Любая профессия требует отдачи и вовлеченности, особенно, если она сопряжена с рисками и большой долей ответственности. В каждой работе есть неприятные моменты, рутина. Альпинизм — не исключение. Главное, помнить о том, что нужно всегда правильно рассчитывать время, соблюдать технику безопасности, постоянно совершенствовать свои навыки и тренироваться. Ведь в горах много объективных и субъективных опасностей, факторов, из-за которых что-то может пойти не по плану.
Три вещи, которые мне не нравятся в альпинизме: холод, тяжесть подъема и ранние подъемы (смеется). Но это неизбежные «издержки производства».
Мои спортивные и карьерные мечты связаны с техническим альпинизмом, скалолазанием и ледолазанием. Хочу развиваться в этих направлениях и участвовать в экспедициях, исследуя новые регионы, такие как Кыргызстан, Патагония, и легендарный Indian Creek для щелевого лазания. В будущем мне также хотелось бы организовывать женские кемпы, чтобы поддерживать и вдохновлять других на этом пути!
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)