Зачем казахстанские художники принимают участие в международных ярмарках современного искусства: рассматриваем пример Contemporary Istanbul

10 минут Ирина Харитонова
Зачем казахстанские художники принимают участие в международных ярмарках современного искусства: рассматриваем пример Contemporary Istanbul

Интеграционные процессы, открытые рынки и глобализм сделали современное искусство мощным коммуникационным мостом и двигателем креативной экономики. Сегодня в мире около 500 крупных музеев современного искусства, 180 биеннале и более 200 арт-ярмарок, каждая из которых обслуживает определенные экономики, регионы и финансовые интересы. Арт-ярмарки — крупные международные ивенты, которые соединяют художников, коллекционеров, кураторов и галеристов. Чем выше статус ярмарки, тем сложнее на нее попасть и тем выше средняя цена произведений, предлагаемых на ярмарке. Ярмарки проходят раз в год и сегодня мир насчитывает порядка 500 значимых спотов. Среди них TEFAF (Маастрихт), Art Basel (Базель, Майами, Гонконг, Париж), Frieze (Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сеул), Contemporary Istanbul и другие. Автор материала — директор департамента креативного туризма АО НК Kazakh Tourism, эксперт, исследователь культурно-креативных индустрий в ЦА, СНГ и Европе Ирина Харитонова рассказывает об опыте участия Казахстана в стамбульской арт-ярмарке.


Contemporary Istanbul является ведущей художественной ярмаркой в регионе и крупной платформой, объединяющей художников, галереи и коллекционеров со всего мира. Основана ярмарка в 2006 году, стремится продемонстрировать исключительное современное искусство и продвигать новые идеи. Ярмарка активно вносит свой вклад в развитие культуры Стамбула и поддерживает креативную индустрию. Благодаря новым инициативам и сотрудничеству с турецкими и международными партнерами, Contemporary Istanbul стремится формировать будущее искусства в регионе. Как показала ярмарка Contemporary Istanbul, работы молодых художников пользуются большим спросом. 

На ярмарке Contemporary Istanbul, которая проходила с 26 сентября по 1 октября 2023, Казахстан был представлен впервые за 18 сезонов. 

Разные по технике и тематике, работы художников, представленные на ярмарке, объединены общей темой странствования, будь то метафорическое путешествие в библейские сады, как в инсталляции Рашида Нурекеева, возвращение в детские воспоминания, когда Асхат Ахмедьяров ощущал большую связь с землей и историей своего народа, или физическое пересечение национальных границ в поисках лучшей жизни, как в серии картин Нурбола Нурахмета. Понятия странствований и сопутствующей трансформации являются ключевыми для всех трех художников.

На ярмарке Contemporary Istanbul один из самых известных казахстанских современных художников Асхат Ахмедьяров представил монументальную картину «Сойора» (2015) из серии «Босоногое искусство». Серия представляет собой размышление художника о героях нашего и прошлого времени, от исторических личностей до простых людей — друзей и близких автора. Портреты, представленные на больших ненатянутых холстах в черно-белых тонах, созданы по фотографиям, но выполнены очень свободными, выразительными мазками. При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что работы написаны стопами художника, а не обычными кистями. Ахмедьяров сравнивает процесс письма босыми ногами с процессом замеса глины — в детстве Ахмедьяров часто помогал своему отцу в сельском строительстве. Благодаря особой чувственности и выразительности босоногой живописи происходит осмысление телесностью, и художник чувствует себя ближе к портретируемым им героям.

Наряду с картиной, Ахмедьяров представил свою новую скульптуру «Затмение» (2023), созданную специально для ярмарки с использованием традиционной для Центральной Азии посуды — кесе и ляганы, расписанные вручную. Форма скульптуры напоминает нанизанные на нить бусины, где каждая бусина образована двумя чашками. В простой форме кроется стремление художника воссоединиться со своими корнями и идентичностью. Скульптура Ахмедьярова из той же серии, посвященная Балхашу, недавно стала одним из произведений, отобранных для коллекции «Шағылыс», созданной совместно с Центром современной культуры Целинный для музея M HKA в Антверпене.

Рашид Нурекеев — один из самых плодовитых художников Казахстана, работающий в различных техниках, включая живопись, фотографию, коллаж, инсталляцию и перформансы. В своей инсталляции «Оливковая роща» (2018) автор изображает осла, часто символизирующее смирение, мир, страдания и служение. Работа повествует о пути человека: неоднозначное наследие, как иллюзорный ориентир и сегодняшняя реальность как шум бегущей воды, в потоке которой переплетены моменты выбора, сомнения, жертвоприношения, сожаления и сопереживания.

Представитель молодого поколения казахстанских художников Нурбол Нурахмет окончил Художественную Академию Сан-Франциско. Его основным медиумом является живопись, которую он блестяще использует, переходя от абстракции к фигуративности в рамках одной композиции. В серии Нурбола Нурахмета «Пересекая границы» (2017) молодые человеческие тела представлены как призрачные фигуры, исчезающие на заднем плане, пойманные в момент неподвижности, почти лишенные каких-либо отсылок к тяжбам реального иммиграционного опыта. Как и в других своих работах, Нурахмет использует кинематографические эффекты, чтобы изменить наше восприятие и раскрыть чувства уязвимости, обиды и тоски.

Среди недавних выставок художника следует отметить PANOPTICON.THE UNSETTLED BODY в Three Highgate Gallery в Лондоне (2023), «Евразийские утопии: Пост скриптум» в Suwon I’Park Museum of Art в Сувоне (2018), «На углу: Город, место, люди» в Центре современной культуры «Целинный» в Алматы (2018), Suns and Neons above Kazakhstan в Центре современной культуры Yarat в Баку (2017).

Aspan Gallery — галерея, которая была официально приглашена и утверждена организационным комитетом ярмарки и смогла принять участие при поддержке Министерства Туризма и спорта РК и АО НК «Kazakh Tourism». Дебют оказался очень успешным, ведь в первый сезон участия картину казахстанского художника Нурбола Нурахмета приобрели коллекционеры — это является ключевым доказательством того, что казахстанское современное искусство востребовано на международном рынке. «Туризм и современное искусство помогают развивать бренд страны, знакомят с уникальным культурным кодом», — делится Ирина Харитонова, директор департамента креативного туризма АО НК «Kazakh Tourism».

Как отмечает Эда Оздоюран, руководителем отдела по связям с экспонентами, Istanbul Contemporary — это уважаемая художественная ярмарка, в которой приняли участие 77 участников, в том числе 67 галерей, 10 музеев и учреждений. 18-й CI посетило рекордное количество — 54 000 человек.

Эти участники представляли самые разные страны, что подчеркивало международный характер ярмарки. На ярмарке были представлены Болгария, Колумбия, Чехия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Иран, Казахстан, Латвия, Мексика, Китайская Народная Республика, Португалия, Россия, Южная Африка, Южная Корея, Испания, Швейцария, Турция, Ю.А.Э, Великобритания, США.

Значение участия в таких ярмарках, как «Contemporary Istanbul», заключается в возможности, которую они предлагают, познакомиться с широким спектром художественных взглядов и культурных точек зрения. Участие художников и галерей из разных стран в ярмарке обогащает международный характер мероприятия, способствуя межкультурному обмену. Кроме того, присутствие многочисленных иностранных посетителей повышает яркость ярмарки, способствуя глобальному диалогу и расширяя сферу влияния и влияние современного искусства.

 Рынок искусства действует с определенной степенью гибкости, когда дело касается ценообразования на современные произведения искусства. В контексте «Contemporary Istanbul» стоимость произведений искусства обычно варьируется от 5000 до 400 000 долларов. Однако важно отметить, что отдельные галереи несут ответственность за определение цен на выставленные ими произведения искусства. Сама ярмарка не играет роли в установлении этих цен или влиянии на них. Рынок искусства характеризуется множеством факторов, которые могут повлиять на оценку искусства, включая репутацию художника, спрос на его работы, историческое значение и текущие рыночные тенденции.

Представление Казахстана как единственной страны из Центральной Азии на ярмарке действительно примечательно и потенциально может служить индикатором развивающейся динамики международного арт-рынка.

Включение ведущей галереи современного искусства Казахстана Aspan Gallery означает растущее признание художественного вклада страны на мировой арене. Это сотрудничество может стать основой для более активного присутствия казахстанских галерей и коллекционеров на будущих ярмарках. Подобные события могут способствовать наведению мостов между различными регионами, развитию культурных обменов и расширению горизонтов международного арт-рынка.

Ярмарки туризма и искусства, в том числе такие мероприятия, как «Contemporary Istanbul», находятся в симбиотической связи. Художественные ярмарки обладают уникальной способностью привлекать влиятельных коллекционеров и художников со всего мира. Этот приток любителей искусства не только обогащает ярмарку, но и оказывает заметное влияние на местную туристическую индустрию. Присутствие коллекционеров и предметов искусства, несомненно, способствует развитию туристического сектора, стимулируя культурные поездки, бронирование отелей, посещение ресторанов и другие сопутствующие услуги.

Более того, арт-ярмарки служат платформой для культурного обмена, где люди из разных слоев общества собираются, чтобы оценить современное искусство и пообщаться с ним. Это взаимодействие способствует новым связям и отношениям между европейскими, азиатскими, американскими и другими коллекционерами. Например, ярмарка дает посетителям возможность познакомиться с казахской культурой и галереями, открывая двери для более глубокого межкультурного понимания и сотрудничества. Таким образом, арт-ярмарки выступают катализатором развития культурной дипломатии и глобального художественного диалога.

«Это был наш первый опыт участия на ярмарке Сontemporary Istanbul и было здорово представить работы современных казахстанских художников на таком большом и престижном мероприятии. Кроме нас в ярмарке участвовало 74 галереи из 22 стран. Несмотря на то, что с Турцией нас объединяет много общего, в последнее время было очень мало культурных обменов. Казахстанское искусство практически незнакомо турецкой публике и наоборот. На нашем стенде было представлено три художника разных поколений – Рашид Нурекеев показал инсталляцию «Оливковая роща», Асхат Ахмедьяров представил новую скульптуру, сделанную специально для ярмарки «Затмение» и монументальный портрет девушки, выполненный босыми ногами. Самый молодой художник Нурбол Нурахмет выставил серию картин «Пересекая границы», одну из которых сразу же купили», — комментирует Меруерт Калиева, директор Aspan Gallery.

На ярмарки как правило приходят не только коллекционеры и представители широкой публики, но и кураторы и арт-критики. Часто они впервые знакомятся с творчеством художника на ярмарке. Особенно для таких отдаленных мест от центров искусства, как Алматы для нас очень важно участвовать в ярмарках. Не так много ценителей искусства доезжают до Казахстана, но познакомившись с нашими художниками, многие начинают планировать поездки, чтобы более глубоко погрузиться в нашу художественную сцену. Без участия на международных ярмарках наша галерея не смогла бы существовать. На ярмарках мы встречаем коллекционеров и деятелей искусства, которые в последующем приобретают работы наших художников для частных, корпоративных и институциональных коллекций, приглашают на выставки. Также важно самим художникам знакомиться с творчеством других художников, представленных на ярмарках, чтобы быть в курсе последний тенденций в мире искусства.

Ценообразование, как и в других отраслях, отражает стоимость изготовления, и спрос/предложение. Например, начинающий живописец мог бы запрашивать за свои картины в районе 1000 долларов США. Если все работы распродаются очень быстро и выстраивается лист ожидания на новые работы, есть стимул поднять цены примерно на 20 процентов. Если история повторяется, то через год можно снова поднять цены. Начинающий же скульптор, работающий с металлом, например, должен отталкиваться от стоимости изготовления. Только на материалы может уйти достаточно крупная сумма. Художники, работающие с фотографией, видео, инсталляцией и так далее также всегда учитывают стоимость изготовления.

Чем больше казахстанские художники участвуют на международных выставках, биеннале, ярмарках, тем больше людей узнает о художественной сцене и культуре Казахстана. Становится все больше людей, кто приезжает и изучает нашу культуру.

Ни для никого не секрет, что культурный туризм — это один их самых больших сегментов международного и внутреннего туризма. Увидев часть нашей культуры через произведения современных авторов, у многих людей возникает желание приехать в страну и узнать ее изнутри. Ярмарки, выставки и биеннале, как правило, собирают большое количество высокообразованного, платежеспособного, интересующегося культурой населения. Поэтому я вижу прямую связь между представлением казахстанских художников на престижных международных ярмарках и биеннале и туристической привлекательностью страны.

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Шесть заблуждений в истории Казахстана

Шесть заблуждений в истории Казахстана

История Казахстана, как и любой другой страны, обременена множеством мифов и недопонимания. Эти заблуждения могут возникать...

11 минут
11 минут
Почему у Казахстана именно такая государственная символика

Почему у Казахстана именно такая государственная символика

Государственные символы Казахстана, как флаг, герб и гимн, являются важными элементами идентичности страны. Их формирование,...

8 минут
8 минут
Что такое экотуризм и кто его развивает в Казахстане

Что такое экотуризм и кто его развивает в Казахстане

Представьте, что вы решили отправиться в поход с ночевкой в горах. Как это обычно бывает? Вы идете в шумной компании,...

13 минут
13 минут
Раскрепощение женщин в СССР: борьба за свободу или часть колониальной политики

Раскрепощение женщин в СССР: борьба за свободу или часть колониальной политики

До 1917 года женщины не имели большинства гражданских прав. Ленин называл это «возмутительным пережитком крепостничества и...

1 минута
1 минута