«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей
30 октября Институт гидробиологии и экологии анонсировал выход фильма «По мелям Каспия - Зов тюленей», который рассказывает о...
В нынешнее время из-за нескончаемого стресса люди сталкиваются с различными эмоциональными проблемами, нередки депрессивные периоды, приводящие к экзистенциальным кризисам. В материале разбираем как смысл жизни разбирался в творчестве и философии.
Как считал немецкий философ, психиатр Карл Ясперс, человек перед лицом смерти, стресса, страха, вины может осознать свою «экзистенцию» — данную ситуацию он описывал, как «пограничную».
В наше время можно связать данную концепцию с эпидемией коронавируса или военными событиями, когда практически каждый сталкивается с негативными эмоциями. Если в результате рассуждений о смысле своей жизни, реальности происходящего человек не приходит к чему-либо, то он сталкивается с экзистенциальным кризисом, когда мы не можем разобраться с диссонансом:вроде бы, я имею значение, а с другой стороны все бессмысленно.
Разберемся в том, как творчество может отражать в себе экзистенциальные вопросы и почему «отсутствие смысла» — это не конечная остановка.
Экзистенциализм — направление в философии, основными объектами которого являются существование, «экзистенция» человека. Американский психолог, психотерапевт Ролло Мэй определяет экзистенциализм «как стремление понять человека».
В итоге экзистенциализм может восприниматься не только как «философское течение», но и как часть творческой деятельности человека, учитывая, что философия — это форма мыслительной деятельности человека, направленная на осмысление мира и существования человека в нем.
Принято считать, что абсурдизм происходит из экзистенциализма и его основная идея заключается в том, что жизнь, существование человека не имеет смысла. Полностью концепция была сформирована благодаря французскому философу Альберу Камю в его работе «Миф о Сизифе», где Камю ставит себе задачу ответить на единственный, по его мнению, важный вопрос: «Стоит ли жизнь труда быть прожитой?».
На протяжении своей жизни человек сталкивается с различными трудностями: материальными, карьерными, учебными, личностными, при этом недаром существует понятие «кризиса среднего возраста», когда человек приходит к переоценке своих достижений и личности. В процессе решения проблемных вопросов человек может столкнуться с экзистенциальным кризисом.
Как отмечают доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития личности Жигинас Н.В. и старший преподаватель Томского государственного педагогического университета Сухачёва Н.И., кризисы могут произойти в любой период жизни человека: «В отличие от нормативных возрастных кризисов, которые подготавливаются постепенно, ценностно-смысловые кризисы «могут возникать и внезапно в случае проявления резких изменений в социальной ситуации развития».
В вопросах преодоления экзистенциального кризиса, по словам магистра психологии, старшего преподавателя ЗКИТУ г. Уральск Кадыржановой Ж.Е., все исследователи приходят к выводу, что преодолеть кризис бытия можно только признав, что смысл жизни состоит в проживании настоящего момента.
Люди в результате попыток обозначить свою роль и место в мире, придать своей жизни значения могут прийти, например, к различным конфессиям, учитывая, что религии в большинстве своем также предлагают проживать жизнь в настоящем моменте, в любви к ближнему и «состоянии осознанности».
Методы разнообразны и каждый имеет естественное право ответить на вопрос своего существования самостоятельно: как раз, так и можно толковать философию Альбера Камю.
«And countless odd religions too, it doesn’t matter which you choose» («И бесчисленные странные религии, не имеет значения, какую ты выберешь»), — пел Джулиан Касабланкас, фронтмен The Strokes, в песне «You only live once», герой которой будто бы принял разнообразие и абсурдность происходящего в мире. А припев «Last Nite» этой же группы так зациклен на том, что никто, абсолютно никто не поймет, почему лирический герой чувствует себя паршиво, даже он сам смиряется с тем, что в итоге не найдет ответов.
В своей дебютной работе «Посторонний» Альбер Камю показывает персонажа, который адаптируется к ситуациям, на которые он не имеет никакого влияния, даже то, что он застрелил человека, главный герой объясняет влиянием «жары, солнца». До убийства на похоронах матери персонаж не плакал, что прокурор объяснил «отсутствием морали», «отсутствием души и человеческих чувств».
Важно отметить то, как Камю описывал себя после смерти своей матери: «Человек, который искал жизни там, где ее обычно ищут (женитьба, положение в обществе), и который вдруг обнаружил, читая каталог мод, насколько он был посторонним к этой жизни (той жизни, которая была эталоном в каталоге мод)».
«Посторонний», реж. Лукино Висконти, eksmo.ru
По своему наполнению «Посторонний» можно соотнести с романом «Тошнота» французского философа Жан-Поля Сартра, в котором главный герой Антуан Рокантен столкнулся с ощущением «тошноты» от окружающих вещей, людей, мира, себя, тем самым на протяжении всего романа пребывая в экзистенциальном кризисе, ища источник этой «тошноты».
В итоге персонаж приходит к тому, что «тошнит» его от очевидности, что в жизни смысла нет, но к финалу находит свои личные ориентиры, смыслы, цели, которые помогают ему справиться с данным осознанием.
Если судьба персонажа Камю трагична, но при этом не лишена философской радости «свободы», то Сартр приводит Антуана Рокантена к тому, что еще Абрахам Маслоу называл «самоактуализацией»: «непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности».
Пирамиду Маслоу можно анализировать, истолковывая произведения-антиутопии. Возьмем два классических примера антиутопии:
Можно утверждать, что вышеописанные произведения гиперболизируют не только политические, социальные формы, но и низводят человека до такого состояния, когда смыслов «настолько много», что даже думать запрещено под страхом расстрела, либо «смысла никакого нет», но можно посвятить жизнь коллективизму и бесконечному удовлетворению своих базовых потребностей, без возможности на самоактуализацию.
Например, в данной тематике белорусская группа «Петля пристрастия» часто сталкивает в своих песнях человека с государством, социальными установками, взять в пример лишь песню «Норма», где «повсюду камеры висят», «нельзя, нельзя, нельзя» и «выплюнь дурь, надень их форму и иди по их пути, это — норма», а конформизм, всеобщая апатия, бессилие и отсутствие эмоций отражаются в песне «Автоматизм», как элементы громоздкой победы абсурда над судьбой человека.
Боб Дилан в песне «Like a Rolling Stone» поет о человеке, что остался без дома, без ничего перед лицом неизвестности – это также может соприкасаться с идеями Камю, которые он выразил в своем памятнике абсурдизму «Мифе о Сизифе».
Сизиф — персонаж древнегреческой мифологии, которого боги за его проступки при жизни приговорили к вечному вознесению тяжелого камня на гору. И вот вроде бы достигая вершины горы, Сизиф всегда скатывается вниз и начинает восхождение заново.
По мнению Камю, Сизифу так или иначе принадлежит его судьба, он прекрасно осознает свою участь и абсурдность своего существования, но это не мешает быть ему поистине счастливым.
На основе мифа Камю сталкивает людей с лицом безвестности и безмолвным бытием, которое человеческое восприятие, мышление не способно познать полностью, раз за разом утыкаясь в бессмысленность существования, что так или иначе не стоит воспринимать с отчаянием или пессимизмом.
«Итак, я вывожу из абсурда три следствия, каковыми являются мой бунт, моя свобода и моя страсть. Одной лишь игрой сознания я превращаю в правило жизни то, что было приглашением к смерти, и отвергаю самоубийство. Конечно, я понимаю, каким будет глухой отзвук этого решения на протяжении всех последующих дней моей жизни. Но мне остается сказать лишь одно: это неизбежно», — отмечает Камю в «Мифе о Сизифе».
В «Уловке 22» Джозеф Хеллер описывает сюрреалистичную, абсурдную жизнь бомбардировочного полка ВВС США. Главный герой — капитан Йоссариан, наводчик, всячески пытающийся не участвовать в военных действиях после того, как один человек из его экипажа погиб.
Однажды сославшись на свое сумасшествие, желая отправиться домой, главный герой погружается в бюрократический ад: «Всякий, кто пытается уклониться от выполнения боевого долга, не является подлинно сумасшедшим», — так гласит одно правительственное постановление.
В мире, описанном Джозефом Хеллером, есть место человеку со званием майора, которого зовут Майор Майор — он же, получив свое звание случайно буквально в первые дни призыва, вводит правило, что к нему на прием нельзя заходить, пока он находится в своей палатке.
Высшее руководство Йоссариана, стремясь к званиям, достижениям, отправляет каждый раз солдат на заведомо опасные задания. На первых порах вроде бы комедийное, сатиристическое произведение погружает читателя в бессмысленное безумие, которое находит свое отражение в войнах, что происходили или происходят в нашем, реальном мире.
Catch-22 series, источник New York Times
Франц Кафка практически во всем своем творчестве, используя фантастические образы, ситуации, показывает читателю потерянных персонажей, бессильных перед лицом внешних факторов. Взять только одно из известных произведений Кафки «Превращение», в котором основной персонаж Грегор Замза проснувшись утром обнаруживает, что превратился в насекомое.
Семья буквально отказывается от Грегора, относится к нему с пренебрежением. Сам главный герой газлайтит себя и считает виноватым в том, что не может больше обеспечивать родных. Трагичный финал не ставит точку, но растягивает ощущение абсурдности происходящего в повести.
Музыканты в своем творчестве, если затрагивают вопросы экзистенции, не чураются более искренних и реалистичных форм самовыражения, порою буквально пересказывая события из своей жизни.
Вышедший в этом году обласканный критиками и слушателями альбом «Ants from Up There» группы Black Country, New Road как раз концентрируется на возможных ментальных проблемах участника группы Айзека Вудса, который оставил свою карьеру за пару дней до релиза самого альбома.
Сам Айзек отвечал за игру на гитаре, вокал и основную лирическую составляющую композиций в группе. «Ants from Up There» — это закольцованное произведение, которое, как и любое творчество можно интерпретировать по-разному, но судя по текстам оно является эдакой саморефлексией Айзека Вудса, который разбирает успех группы, созависимые отношения, сексуальные перверсии, смерть, отчуждение от общества, депрессию: «you are scared of a world where you’re needed, so you never made nice with the locals» (ты боишься мира, где ты нужен, поэтому ты никогда не ладил с местными жителями).
Элементы абсурдизма также можно проследить в предыдущем альбоме группы «For the first time», где в песне «Sunglasses» рассматриваются солнцезащитные очки в качестве защитного механизма от социального давления, очки позволяют лирическому герою чувствовать себя «сильнее, лучше», но в то же время они пробуждают в герое «нарциссизм, лживые и невежественные способы существования», как отмечают сами артисты.
Black Country, New Road
источник Bandcamp Daily
Fontaines D.C. в номинированном на Грэмми в 2021 году альбоме «A Hero’s Death», а именно в заключительной песне «No» приводят следующие строчки: «give us all you got, you’re in love and then you’re not, you can lock yourself away, just appreciate the grey»(отдай нам все, что у тебя есть, ты влюблен, а потом нет, ты можешь запереться, просто цени серость).
Такая позиция соприкасается с тем, что при борьбе с абсурдностью, экзистенциальным кризисом, возможно, необходимо придерживаться «серой позиции», любить себя и свою жизнь такой, какая она есть в условиях постоянно изменяющегося мира, в котором правду могут подменить, факты стираются, чувства обесцениваются и «ничего не ясно». «Even when you don’t know, you feel» (даже когда ты не знаешь, ты чувствуешь), — протягивает Гриэн Чаттен на протяжении двух последних минут песни, не обнадеживая, но успокаивая.
Fontaines D.C., источник
Человек тесно сталкивается с бессмысленностью всего окружающего, когда в одночасье жизнь может смениться смертью. В мире, который описывает Дэвид Марксон в «Любовнице Витгенштейна» с глаз главной героини, исчезли все люди, остались только вещи — единственное, что свидетельствует о былой цивилизации.
Нам не дают информации, что произошло. Возможно, прошла война, государства закидали друг друга водородными бомбами, либо это произведение доводит читателя до радикального, солипсического субъективного взгляда персонажа на объективную реальность. В целом, произведение больше затрагивает вопросы взаимосвязи человека с культурой: главная героиня на протяжении всей книги рассуждает об ее различных деятелях.
Но истолковывать произведение можно и в контексте того, как человечество, предметы теряют свою значимость, смыслы для субъекта, но героиня все еще продолжает жить. Как в песне «It’s the end of the world as we know it (and I feel fine)» группы R.E.M. человек столкнувшись с концом света не сопротивляется неконтролируемым событиям, а наоборот принимает их и при этом чувствует себя «хорошо».
Шоу Эрика Андре — телесериал, выполненный в форме классического ток-шоу с приглашенными звездами. По крайней мере, программа изначально представляет себя так. Незаменимыми ведущими являются американский комик Эрик Андре и Хэннибал Бёресс.
На протяжении пяти сезонов Эрик творит буквальный хаос, провоцируя гостей и прохожих на улице, тем самым будто бы делая высказывание о бессмысленности статусов и социальных ролей.
В одном из эпизодов Эрик практически отказывается вести шоу и в бессильном исступлении просит о помощи, как если позволить уставшему, выгоревшему человеку карт-бланш на любые действия, при этом человек понимает, что сосуществует с другими людьми в правовом поле, а значит около позволительным остается лишь ломание предметов, крики и скабрезные шутки, выходки.
Деконструкция самого формата «ток-шоу» достигает своего пика, когда при приглашении так называемых звезд: вместо них выходят другие люди, то есть подражатели, взаимодействие Эрика с которыми также не лишено абсурда.
The Eric Andre Show, источник Mubi
В 2021 году на платформе Netflix вышел спешл «Бо Бёрнем: Дома», в котором англоязычный стендапер Бо Бёрнем находясь в однокомнатном помещении без аудитории и профессиональной съемочной группы, рефлексирует на темы популярности, социальных сетей, деперсонализации, секстинга, стриминга, культуры отмены, капитализма, романтизации ментальных проблем.
Шоу выполнено в форме высказываний, сценок и песен, а сам Бо умудряется в одиночку выполнить всю техническую составляющую на высоком уровне: спецэффекты, эксперименты с операторской работой, необычные визуальные решения.
Основа произведения — панические атаки и кризис, который Бо переживал с 2016 года и которые, по всей видимости, ухудшились во время эпидемии коронавируса. Комик не делает каких-либо конкретных высказываний касательно вышеупомянутых тем, но и не выражает своей явной позиции, попросту позволяя себе рассуждать о происходящем в мире и своей карьере в абсурдистской манере, не обесценивая, но и не находя сил на ответы.
Bo Burnham: Inside, источник Den Of Geek
Греческий режиссер Йоргос Лантимос еще в своем фильме «Клык» ставил своих персонажей в достаточно гротескную ситуацию, препарируя влияние семьи, родственников друг на друга за счет сюжета, где родители лишили своих трех детей связи со внешним миром.
В «Лобстере» Лантимос выкручивает абсурд на максимум, показывая зрителю дистопический мир, где у одиноких людей есть 45 дней на то, чтобы найти партнера, в ином случае они будут превращены в животных.
В «Убийстве священного оленя» персонаж Колина Фаррелла, кардиохирург Стивен Мёрфи, знакомится с сыном своего умершего пациента. Злополучное знакомство приводит к необъяснимому — паренек заявляет врачу, что ему необходимо сделать выбор: кого убить из своих родственников, чтобы остальные могли жить.
Постепенно родственники Стивена начинают заболевать друг за другом, постепенно теряя возможности спокойно жить. Отец в силу своего образования и навыков сначала пытается разобраться в ситуации с точки зрения науки, водит семью на обследования, обсуждает проблему со своими коллегами, но в конечном счете отчаивается и понимает, что разум, рационализм тут не помогут.
The Killing of a Sacred Deer, источник Kinoteatr
Аниматоры Зак Хейдел и Майкл Кьюсак начали свои карьеры с флеш-роликов на Youtube, Newgrounds, затем в 2020 году телеканал Adult Swim показал пилотный выпуск шоу «Улыбающиеся друзья» — совместной работы аниматоров, и в 2022 году телеканал продлил сериал на второй сезон ввиду массового ажиотажа среди англоязычного сегмента.
Успех можно объяснить и коротким форматом (каждая серия длится 11 минут), отчего сериал смотрится легко и бодро; и гиперактивностью всего происходящего на экране; и абсурдным юмором; и горькой, грустной сатирой, что скрывается за всем вышеперечисленным.
В конечном счете, сериал может предоставить вам, возможно, оригинальный творческий взгляд создателей на примитивную анимацию, неоригинальную, но уместную озабоченность политическими, социальными вопросами, в сериале высмеивается даже нигилизм, а существование «высших сил» наоборот выставляется как нечто более «вероятное», чем то, что мы оставлены на этой планете блуждать в одиночестве и категоричной бесцельности.
Возможно, нам всем, как минимум, нужно стараться быть добрее и отзывчивее друг к другу, а «вечные» вопросы ответят сами на себя.
Smiling Friends, HBO MAX
Дебютный фильм Дэвида Линча по сей день пытаются «разгадать»: сюрреализм и акцент на сны — это всегда почва для разнообразных интерпретаций, при этом сам режиссер практически никогда не раскрывал всех секретов своих фильмов.
Трудно пересказывать сюжет «Головы Ластик», а саму «канву» можно уложить в пару слов: самые обычные дни обычного человека, на которого однажды сваливается груда ответственности за ребенка, непохожего на человека, о существовании которого он узнал лишь спустя шесть месяцев после расставания с его матерью.
Серость будничных дней в исхудавшей каморке, сексуальная фрустрация, непрекращающиеся вопли и визг младенца выводят Генри, главного героя, из себя, отчего тот грезит о рае, о котором ему поет человек из батареи отопления.
Бытовой ужас, с которым столкнулся главный герой, несмотря на нереалистичность самой картины, по своим ощущениям может дотошно соотноситься с тем, что, вероятно, испытывает каждый человек хоть раз в своей жизни. И ничего не говорит о нашем существовании лучше, чем то, как мы проживаем каждый наш день.
Eraserhead, TCM
Наверное, весь фантастический сериал можно назвать пособием по тому, как надо жить с осознанием того, что «ничего не имеет смысла, но все возможно». Еще в первом сезоне были мультивселенные, открывшие двери для всевозможных вариаций главных персонажей.
Сериал нельзя назвать стройным, линейным произведением, тем самым он больше роднится с форматом ситкомов, нежели с каким-нибудь «Конем БоДжеком», где действия персонажей отражались на сериях и самих персонажах.
Остается в сухом остатке лишь гадать: к какому конкретно финалу могут привести создатели «Рика и Морти» зрителя, учитывая, что они полностью не закрывают глаза на развитие персонажей, лишь изредка давая по крупице «прошлой жизни» Рика Санчеса, депрессивного алкоголика-ученого, самого «умного существа» во всей Вселенной, иногда раскрывая характеры и его родственников.
Существование двойников, мультивселенных в шоу не проходит мимо персонажей: Рик будто бы смирился с этим, когда как Морти, его родители и сестра с ужасом встречают любую информацию, которая выбрасывает их в пучину экзистенциальных вопросов.
Но сами создатели сериала, кажется, не призывают унывать зрителя, смешивая трагедию идентичности и своего места в мире с порою похабными шутками, высмеиванием философских, научно-фантастических клише и так или иначе «оптимистичным нигилизмом» Рика.
Rick and Morty, источник Entertainment
Своей структурой и наполнением «Полночные откровения» напоминают фильм «Пробуждение жизни» Ричарда Линклейтера, но если последний еще был более или менее сдержан в визуальных и речевых экспрессиях, то Пендлтон Уорд берет безумие «Времени приключений», буддистские постулаты, шаманские свистопляски, мультивселенные, медитацию, философские изречения и вкладывает это все в оболочку «радиошоу», которое ведет Клэнси, путешествуя по Вселенной и беря интервью у различных существ.
Эпизод за эпизодом на зрителя сваливается шквал непрекращающихся бесед, в которых собеседники обсуждают смысл жизни, дух, смерть, перерождение, практики осознанности. «Полночные откровения» можно, конечно, просто слушать, но анимация не является лишней, а наоборот помогает зрителю войти в гипнотический транс.
В совокупности, данный мультсериал навряд ли предоставит вам советы и рекомендации по тому, как справляться с экзистенциальным кризисом, но в его задачи это и не входит, наоборот, возможно, сериал подтолкнет вас к дополнительным размышлениям о том, как можно прийти к своему собственному счастью в потоке бесконечной галиматьи — а это то, к чему, вероятно, стремился Камю в своей философии.
The Midnight Gospel, источник Eye On Design
Среди направлений в психотерапии существует экзистенциальная психотерапия, концентрирующаяся на том, чтобы помочь пациенту прийти к осмыслению своей жизни. Большой вклад в данную науку сделал Виктор Франкл, разработав «логотерапию».
Психиатр представил трехмерную модель личности человека: соматическое (здоровье), психическое (удовольствие), поэтическое (смысл). Франкл утверждает, что «быть человеком — значит выходить за рамки себя», самодистанцироваться от психического и соматического для самоанализа.
Три главных пути к обретению смысла заключаются, по мнению психолога, в творчестве, переживании жизненных ценностей и осознанном принятии определенного отношения к неконтролируемым нами обстоятельствам.
Виктор Франкл, источник НОЖ
Альбер Камю в «Мифе о Сизифе» выводит три основных вещи, которые применимы в сопротивлении абсурду: бунт, свободу, страсть. Постоянная борьба против всех обстоятельств в нашей жизни; гибко пользоваться разумом, придерживаться критического мышления; бесконечно и отчаянно любить жизнь, стараться жить так много, как это возможно.
«Я оставляю Сизифа у подножия его горы! Ноша всегда найдется. Но Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни. Он тоже считает, что все хорошо.
Эта вселенная отныне лишенная властелина, не кажется ему ни бесплодной, ни ничтожной. Каждая крупица камня, каждый отблеск руды на полночной горе составляет для него целый мир. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека.
Сизифа следует представлять себе счастливым», — так заканчивает свое эссе Альбер Камю, знаменуя, возможно, не нашу беспомощность, когда мы осознаем вероятный абсурд во всей нашей жизни, а наоборот огромную силу и источник счастья, так как окончательно освободившись от «экзистенциального вакуума», изначально осознав его, мы достигаем действительную свободу и непоколебимую волю к жизни.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)