«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей
30 октября Институт гидробиологии и экологии анонсировал выход фильма «По мелям Каспия - Зов тюленей», который рассказывает о...
В этом году Казахстан во второй раз представит собственный павильон в рамках Венецианской биеннале — крупнейшего мирового смотра современного искусства. Рассказываем, почему проект павильона может стать крупнейшим имиджевым проектом, наравне с Олимпиадой и ЭКСПО.
История выставки, сыгравшей в XX веке ключевую роль в развитии современного искусства, а сегодня считающейся одним из самых престижных событий в арт-мире, началась в 1887 году, когда в Венеции успешно прошла первая (и единственная) Esposizione nazionale artistica — Национальная художественная выставка. Ее впечатляющие результаты вдохновили консула Риккардо Сельватико задуматься о создании мероприятия уже международного масштаба. В 1895 году в садах Джардини был возведен павильон Pro Arte, где и состоялась первая биеннале с шестнадцатью странами-участницами. Тогда выставку посетили более 200 тысяч человек. Само название «биеннале» появилось у выставки несколько позднее: от латинского bis — дважды и annuus — год. Основная выставка проходит в двух локациях в Венеции — Giardini и Arsenale. Это большие по площади территории с построенными ещё в XX веке специально для выставки национальными и общими павильонами. «Дом» для экспозиции каждой страны, как правило, строил именитый архитектор своего времени и часто на средства меценатов.
За всю 120-летнюю историю Казахстан будет выставляться во второй раз — за исключением нескольких коллективных центральноазиатских павильонов. Также казахстанские художники Елена и Виктор Воробьевы выставлялись как участники основного павильона. Среди стран постсоветского блока наиболее долгую историю в рамках биеннале имеет Россия. Также это единственная страна, которая имеет свой «дом» — в этом году, как и в 2022, участие России было приостановлено из-за военного конфликта.
В первые десятилетия своего существования биеннале была в основном выставкой искусства из богатых западных стран. Но на волне деколонизации, последовавшей за Второй мировой войной, освобожденные страны начали стремиться принять участие — чтобы продемонстрировать свою идентичность на мероприятии, привлекающем кураторов и коллекционеров со всего мира.
«Венеция – это аналог Олимпийских игр в мире искусства — это единственное место, где в буквальном смысле проявляется весь мир», — говорит лондонский куратор Хаммад Назар в одном из интервью, курировавший национальный павильон ОАЭ на биеннале 2017 года. «Это место, где мировой мир искусства обращает на вас внимание. Это не сильно отличается от того, когда малые или постколониальные страны выигрывают свое первое олимпийское золото. Это тот момент, когда вы можете заявить: мы можем соревноваться на равных с самыми сильными мира сего», — считает Назар.
Независимо от того, насколько развита сцена современного искусства в стране, участие в Венецианской биеннале через национальный павильон зависит от двух основных факторов: поддержки правительства и наличия средств для организации выставки, включая доставку произведений искусства и аренду помещений в Венеции для стран, которые не имеют своих собственных павильонов в Джиардини и Арсенале.
Получение правительственного одобрения имеет решающее значение для участия страны — и этот фактор, возможно, наиболее тщательно проверяется организаторами биеннале. В результате политическая или официальная апатия к современному искусству может оставить страну не представленной. Так, казахстанский павильон стал возможным благодаря поддержке Министерства культуры и информации — комиссаром павильона выступила лично министр Аида Балаева. Этот шаг также помог фасилитировать процессы переговоров об участии.
И, как и в прошлый раз, инициатива Казахстанского павильона стала частной — концепция павильона, его участники были собраны в экстремально сжатые сроки так как до последнего момента было неизвестно, получится ли получить финансирование. В целом павильон стал возможным благодаря краудфандинговой программе.
«Моменты согласования в Венеции и Казахстане в рекордно короткое время стали самым трудным этапом. Помог тот факт, что в этот раз мы решили не фокусироваться исключительно на современных художниках. Исходя из темы павильона, мы решили собрать несколько поколений казахстанских артистов, которые наиболее ярко отвечали заданной тематике — "Чужестранцы повсюду". Так, среди представленных работ оказались произведения ключевых живописцев Камиля Муллашева, Ерболата Толепбая, одного из родоначальников практик современного искусства Сергея Маслова, архитектора и мастера пространственных инсталляций Сакена Нарынова, а также молодых художников, работающих в жанре видео-арта и саунд-инсталляции Анвара Мусрепова, Лены Поздняковой и Эльдара Таги», — рассказывает Данагуль Толепбай, нынешний инициатор и куратор павильона. Участие примут также казахстанские художники Елена и Виктор Воробьевы. Они согласились воспроизвести его инсталляцию внутри павильона.
В странах с устоявшимися программами в области искусства отбор художников для национального павильона, как правило, не зависит от правительств и поручается финансируемым государством, но в оперативном отношении автономным фондам. Например, Британский совет отвечает за то, чтобы художники представляли страну на биеннале с 1937 года, и каждый год назначает комиссию из профессионалов в области искусства для принятия решения.
Обеспечение финансирования является еще одной серьезной проблемой, особенно для небольших стран с ограниченными государственными средствами на развитие искусства. Но даже развитые страны, такие как Великобритания, часто рассчитывают на благотворительность, частные фонды и (когда проводятся выставки их художников) коммерческие галереи, которые помогают покрыть расходы, начинающиеся с нескольких сотен тысяч долларов. Стоимость участия в биеннале сильно варьируется в зависимости от амбиций команды. Сравнивать затраты павильона Казахстана с павильоном той же Великобритании будет нерелевантно, но среди открытых данных можно узнать затраты Кот Д'Ивуара — 110 000 евро, и 300 000 евро — для павильона Косово.
Нередка практика, когда многие небольшие страны требуют, чтобы художники сами финансировали свои производственные расходы и поездки, но инициаторы павильона по-прежнему отвечают за обеспечение значительной части общего бюджета. В дополнение к лоббированию правительств, подаче заявок на гранты и общению с фондами и коллекционерами, им иногда приходится проявлять еще большую изобретательность. В этот раз финансирование казахстанского павильона стало возможным благодаря поддержке частных компаний.
«Нам повезло — за последние десять лет современное искусство в Казахстане наконец-то стало предметом общественного интереса. Появляются центры современного искусства, все больше молодых имен заинтересовано в создании искусства, появляются специализированные медиа. Это очень важно. Ведь когда ты находишься в поиске средств, тебе важно продемонстрировать меценату, что он участвует в проекте, который волнует социум. Интерес к искусству нужно воспитывать. В развитых странах культура меценатства, поддержки художников существовала столетиями, понятно, что здесь это также может занять десятилетия. Если мы посмотрим на страны вроде Франции, то там уже существует государственные программы, которые, например, делают налоговые послабления для бизнесов, инвестирующих в культурные проекты. Наша цель в долгосрочной перспективе — создать экосистему, в которой художники, галереи, музеи, фонды и государство будут коллаборировать и сотрудничать», — подчеркивает Анвар Мусрепов, куратор павильона.
Ламис Хамдан, врач и страстный коллекционер из ОАЭ, была движущей силой первого павильона Эмиратов. Позже правительство и крупные фонды приняли более активное участие и в 2013 году ОАЭ подписали долгосрочную аренду помещения в Венеции для размещения своего постоянного национального павильона. Фандрайзинговая программа казахстанского павильона продолжается. По словам Данагуль Толепбай, на данный момент собрано 80% бюджета, необходимого для реализации павильона. Венецианская биеннале — это не только самая престижная международная художественная выставка в мире искусства, но и одна из самых требовательных по отношению к своим участникам. Страны со всего мира должны перевезти произведения искусства на крошечный остров, обеспечить помещение (которому может быть сотни лет и которое может быть плохо оборудовано для экспозиции технически сложных или масштабных работ) и укомплектовать его персоналом на все шесть месяцев биеннале. И это исключая все затраты на производство, логистику, страховку.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)