Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
После постановки диагноза тяжелой или хронической болезни человек чаще всего начинает воспринимать свою жизнь по-другому. У него повышается тревога на фоне недостатка информации и уже устоявшихся в сознании стигм о том, что на этом жизнь заканчивается. Рассказываем, как культурные явления и поп-культура переосмысливают тяжелые и хронические болезни, и почему о них важно говорить больше.
Тема болезней отражена во многих видах искусства: литература, театр, кинематограф. Репрезентация заболеваний дает возможность людям, страдающим от них, высказать свою боль и поделиться переживаниями.
Как известно, фильмы имеют большое влияние на коллективное восприятие и поведение людей. Изображение болезней в кинокартинах может способствовать как формированию правильных представлений, так и укреплению стереотипов и стигматизации. Например, некоторые эпизоды всеми известных медицинских американских сериалов «Анатомия страсти», «Скорая помощь», «Надежда Чикаго» и «Доктор Хаус» иногда основывают различные болезни на не совсем реалистичной концепции.
Особенно это касается вопросов выживания пациентов и результатов лечения в популярных медицинских телешоу.
Сериал «Доктор Хаус»
Фото: filmdaily.co
Согласно исследованиям, уровень смертности вымышленных пациентов в телевизионных больницах в девять раз выше, чем у пациентов в реальных. По этой причине поклонники этих шоу могут быть более склонны к мнению о том, что настоящие пациенты мало что могут сделать для предотвращения серьезных заболеваний, а эффективные методы лечения чаще всего «обречены на провал».
Заболевания в сериалах также обычно не обсуждаются дольше, чем один-два эпизода.
Пациент в телешоу имеет дело со своей болезнью только временно.
Подобная недостаточная достоверность в отражении темы тяжелых и хронических болезней может привести к ослаблению общественной поддержки решения проблем, связанных с опасными хроническими заболеваниями.
Фильмы «Спеши любить», «Сейчас самое время», «Виноваты звезды» и многие другие раскрывают тему юношеской любви, онкологии и трагедии.
Фильм «Виноваты звезды».
Фото: nbcnews.com
Хоть подобная идея трагической и несправедливой смерти хорошо «продается», о чем свидетельствуют огромные кассовые сборы, считается, что такие фильмы также могут вызывать излишнее беспокойство и веру в предопределенность жизни после диагноза рака или других хронических заболеваний.
В книге «Болезнь как метафора» писательница Сьюзен Зонтаг разоблачила мифы, окружающие определенные болезни, утверждая, что они часто стигматизируют пациентов и мешают им прийти к подходящему лечению. К примеру, в популярном художественном фильме «До встречи с тобой» показано, как успешный парень Уилл Трейнор попал в аварию на мотоцикле и получил паралич.
Кадр из фильма «До встречи с тобой»
Он так и не смирился с тем, что не может больше кататься на лыжах, плавать, заниматься серфингом. Каждое утро для него — это мучения, из-за чего парень решает закончить свою жизнь с помощью эвтаназии. Но его мать уговаривает подождать шесть месяцев в надежде, что Уилл передумает.
В то же время жизнерадостную и улыбчивую девушку Луизу Кларк принимают на работу сиделкой для Уилла. Только ей удалось привнести в его жизнь яркие краски. Но несмотря на то, что персонажи влюбляются друг в друга, Уилл все равно решается на эвтаназию. Такая концовка спровоцировала бойкот фильма и хэштег в Твиттере #MeBeforeEutanasia, который произошел от оригинального названия фильма на английском языке — Me Before You.
Некоторые из тех, кто протестовал, посчитали, что решение Уилла покончить с собой является нелогичным и показывает жизни людей с инвалидностью как недостойные.
Однако болезнь не всегда изображается как трагедия и конец жизни. Вместо этого в некоторых кинокартинах человек, болеющий тяжелым или хроническим заболеванием, находит в себе силы, чтобы не сдаваться.
Одним из популярных примеров можно назвать кинокартину «1+1», где главный герой — аристократ Филипп — парализован после аварии на параплане.
Кадр из фильма «1+1»
Филипп ищет помощника, который сможет ухаживать за ним, но при этом не будет испытывать жалости — того, кто не похож на типичную сиделку. Дрисс, несмотря на свою полную некомпетентность в качестве сиделки, постепенно осваивается и привносит в жизнь аристократа то, чего тот так хотел: немного хаоса, спонтанности, приключений, легкого отношения к недугу и вообще к любым проблемам.
Критиками также отмечается фильм 2007 года «Пока не сыграл в ящик», повествующая об истории мужчин, страдающих от рака легких, которые перед смертью отправляются исполнить свои списки желаний.
Вдвоем они путешествуют по миру, посещая египетские пирамиды, Тадж-Махал, Великую Китайскую стену, Гималаи, постепенно вычеркивая пункт за пунктом из своих списков.
Кадр из фильма «Пока не сыграл в ящик»
В названных фильмах показан жизненный опыт персонажей с диагнозом тяжелой или хронической болезни, а также то, как их боль влияет на отношения и взаимодействие с другими людьми, их опыт общения с медицинскими работниками. Здесь изображение заболеваний полезно для зрителя, ведь оно доносит мысль, что о своем здоровье нужно заботиться, но не стоит при этом забывать о простых жизненных радостях.
В 2019 году в Алматы состоялся благотворительный спектакль «По ту сторону музыки» детской студии арт-терапии общественного объединения «Научно-медицинское общество». Главные роли в постановке исполнили ребята, победившие рак, и юная казахстанская певица Данэлия Тулешова. Вырученные средства были переданы детям, получающим лечение от онкологических, гематологических и других тяжелых заболеваний.
А в АРТиШОК после открытия Малой сцены медицинское сообщество открыло студию арт-терапии для взрослых.
На прошлой неделе тема болезней, а именно онкологии, нашла свое отражение на сцене мастерской театра. Премьера документального спектакля «Когда все началось» повествует о сложностях, с которыми сталкиваются как люди, узнавшие об онкозаболевании и их близкие, так и работники сферы здравоохранения.
В спектакле играют не актеры, а обычные люди с онкозаболеваниями, которые сами получают химиотерапию.
Об идее создания и заложенном смысле спектакля редакции Степи рассказали автор идеи, доктор медицинских наук и руководительница общественного объединения «Научно-медицинское общество» Сурия Есентаева и режиссерка постановки Камилла Рашид.
Фото: time.kz/Владимир Заикин
По словам Сурии, идея создания документального спектакля родилась в ходе исследования по выявлению проблемных точек в сервисе онкологической помощи среди взрослых. Оно было начато и все еще продолжается совместно с экспертом Жанной Прашкевич. Исследование проводится посредством глубинных интервью с пациентами.
Режиссерка Камилла, будучи также актрисой театра, преподавала актерское искусство больным онкозаболеваниями женщинам в мастерской АРТиШОК. Было решено определить какой-то итог всех занятий в качестве постановки выступления на сцене со своим спектаклем, основанным на глубинных интервью исследования.
«Наши репетиции продлились пять месяцев, а сам спектакль родился за полмесяца. После того, как я получила результаты интервью, я распределила роли между женщинами. Так мы поставили спектакль с непрофессиональными актрисами, которые в итоге выглядели на сцене очень профессионально», — отмечает режиссерка постановки.
По ее словам, ставить спектакли в документальном жанре в театре сложно, потому что важно уделять пристальное внимание тексту и к тому, как он проговаривается.
Сурия отметила, что для нее было важно, что пациентки поддержали эту идею, потому что зачастую люди боятся говорить о своей болезни другим, проживая все переживания изнутри.
С самого начала репетиций Камилла дала задание всем участницам вести актерский дневник. За месяц до постановки режиссерка собрала их и прочла в записи одной из актрис мысль, которая стала режиссерским решением.
«Она написала: «Я до сих пор не знаю, как относиться к раку». Эти слова стали слоганом спектакля. Поэтому мы начинаем и заканчиваем его этой фразой», — делится Камилла.
Подготовка к выступлению и занятия по актерскому мастерству стали для всех участниц постановки огромной психологической разгрузкой и терапией, помогающей бороться с недугом.
Болезнь учит тебя смотреть на мир и себя другими глазами. Ты начинаешь понимать, что зажимы и комплексы заставляют тебя откладывать жизнь «на потом».
Одной из раскрытых тем в постановке был страх перед самим диагнозом.
«Онкология — это не всегда фатальное заболевание. Говоря об онкологии, мы говорим про хроническую болезнь, которая в некоторых случаях может быть не до конца излечена, но оставаться контролируемой», — рассказывает Сурия.
Также существует проблема, что пациент не знает много о течении болезни, так как зачастую отсутствует правильная коммуникация между пациентом и врачом в силу загруженности последних. Многие пациенты не имеют ответов на важные для них вопросы. Поэтому они чаще всего приходят на консультацию не за лечением, а скорее за разговором.
Изобразительное искусство с древности имеет важное значение для медицинской сферы. К примеру, это подтверждают анатомические рисунки и картографический подход к пониманию тела. Существует большое многообразие художественных решений, которыми живописцы пытались передать боль болезней, их ужас, отчаяние или надежду. Например, в масляной живописи «Чума 1656 года» Карло Копполы используются области насыщенных цветов и иллюзии глубины, чтобы привлечь внимание к фигурам, разбросанным по всему пейзажу.
Карло Коппола «Чума 1656 года»
Фото: artmuseum.princeton.edu
Рисунок акварелью и гуашью Гаэтано Превиати создает двусмысленную обстановку за счет плоского изображения. На картине также показана репрезентация чумы того времени.
Гаэтано Превиати, иллюстрация к роману
Алессандро Мандзони «Обрученные»
Фото: artmuseum.princeton.edu
Таким образом, точно также как стиль, структура и образность художественного текста отражают темы, которые автор стремится передать, материалы, приемы и использование света и объема в картинах, фотографиях и коллажах выражают болезненное или здоровое состояние человека. Изобразительное искусство показывает заболевания уникальными способами, недоступными другим видам творчества.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)