«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей
30 октября Институт гидробиологии и экологии анонсировал выход фильма «По мелям Каспия - Зов тюленей», который рассказывает о...
В сентябре в Усть-Каменогорске состоялась презентация местного Арбата. Это улица Бейбiтшiлiк, бывшая Головкова, которая находится между парком имени Жамбыла Жабаева и «Жастар».
Проектированием пешеходной зоны занималась алматинская студия Etnomura. Архитектор компании Сарсен Сиитов рассказал о том, почему во время строительства пришлось заменить брусчатку, нарушать технику безопасности и как создать современное пространство, которое не спорит с архитектурой города.
— Из каких этапов состоит процесс создания общественного пространства?
Обычно до начала всего процесса объявляется конкурс на проектирование. Проект улицы Головкова мы сделали без конкурса — проявили инициативу.
После того, как получаем задание, делаем эскизный проект, выносим его на обсуждения и совещания. После внесения корректировок эскизный проект утверждают и создается рабочий проект с детализацией. Потом происходит его утверждение, создается проектно-сметная документация, объявляется конкурс на реализацию, но это уже другой тендер.
Архитектору показывают геолокацию и объясняют, какие задачи должно выполнять новое пространство. В случае с улицей Головкова, необходимо было создать артерии, чтобы люди с одного парка могли перетекать в другой. У нас получилась пешеходная улица со сквером.
— Учитывается ли бюджет при проектировании? Можете ли вы выбирать материалы для строительства?
Нет, при проектировании мы не учитываем бюджет, свободно работаем над проектом, а потом, при утверждении эскизного и рабочего проекта создается проектно-сметная документация (ПСД), в которой указывается бюджет. Но ее делает компания, которая выиграла тендер на создание ПСД.
В проекте я рекомендую применять определенные материалы, чтобы сохранить общую концепцию, но не могу выбирать материалы для реализации.
— Работали ли с вами урбанисты города, когда вы разрабатывали концепцию?
Нет, никто не работал. В работе я использую свое внутреннее чутье и опыт. Это все создавалось спонтанно на основе имеющегося опыта, эстетического взгляда и вкуса.
— А расположение туалетов во время проектирования?
Обязательно. Мы должны понимать, что это общественное место. По нормативам установить можно хотя бы биотуалеты, которые будут обслуживаться городскими службами. В нашем случае мы установили их.
— Учитывали ли вы количество осадков зимой и систему очистки территории от снега?
Что касается летнего периода, была сделана ливневая канализация — арыки и специальные колодцы, которые соединены с центральной канализацией. Что касается фасадов, при ремонте кровли учитывалась водосточная система, помимо этого на кровле были установлены снегозадержатели. Что касается уборки снега зимой, учитывались проезжие части для спецтехники.
— Были ли вы в городе до начала проекта?
Безусловно. После посещения я поставил себе задачу сохранить атмосферу старого города, но внести элементы современной архитектуры. Поэтому мы приняли решение сохранить фасады старых классических домов, но сделать качественный ремонт. По цветовой гамме применили светло-серый цвет, который не доминирует в проекте, а служит дополнением к этой улице, чтобы здания визуально уходили на второй план.
Данная улица — это не парк, а пешеходная артерия, в которой я хотел создать архитектурный ландшафт. Для меня это не парк с деревьями, а соединение зданий со средой. В случае с этим проектом, это архитектурное пространство, куда можно выйти из зеленой зоны комфорта и насладиться городской средой: посидеть, побеседовать, выпить кофе. При проектировании мы понимали, что в дальнейшем в этой зоне появятся кафе и ресторанчики.
В старых проектах в Казахстане и СНГ человеку давалось мало пространства, а акценты были на транспортных развязках и так далее. На сегодняшний день тенденция меняется и доминантом становится человек. Поэтому строятся парки, пешеходные, беговые и велосипедные дороги.
— Какие решения вы использовали при проектировании?
При разработке проекта было много разных идей и нужно было остановиться на одной определенной мысли. По функциональной части нужно было создать хорошие дорожки, зоны и места, где люди могли посидеть, а еще зоны активного и пассивного отдыха, детские площадки. Также мы использовали сухие фонтаны.
С ними связана одна история: после того, как мы установили несколько сухих фонтанов, к нам приходили дети и родители, которые просили включить их. Мы, конечно, нарушали правила техники безопасности, но ограждали эти участки и давали возможность детям поплескаться.
Большая работа была проведена по освещению и осветительным приборам. Я поставил приоритет на теплое освещение, потому что оно придает уют. Мы установили классические фонари, которые сочетаются с архитектурой, хотя я не любитель классических элементов.
Реализация/проект/до реализации
Также немаловажным элементом при проектировании ландшафта являются малые архитектурные формы: скамейки, беседки, вазы для цветов и другое. В этом проекте мы сохранили классические фасады и использовали современные малые архитектурные формы. Также мы разработали теневые ротонды или беседки, под которыми можно отдыхать. Применяли современные материалы: стеклопластик, фибробетон при изготовлении малых архитектурных форм, а также натуральные материалы и металлоконструкции.
— Работал ли с вами ландшафтный дизайнер? Сажали ли вы деревья?
Да, работал. Мы сохранили большую часть деревьев, которая находилась в сквере и на улице, окультурили их и оставили зеленые зоны — газоны. Были посажены цветы, кустарники, сделана система полива, дренажная система, все коммуникации были проложены согласно нормативам.
— Были ли изменения, которые происходили спонтанно?
В процессе реализации некоторые вещи портили всю картину. Допустим, мы выложили первые сто квадратов брусчатки и увидели, что брусчатка эстетически не соответствовала той концепции, которую мы выбрали. Она выглядела как серое грязное пятно, на котором уже выступила соль: качество брусчатки, которую производят в Казахстане, не соответствует европейскому. Поэтому было принято решение использовать качественный материал. Да, возможно он дороже, но результат говорит сам за себя. Мы применили натуральный гранит. Во-первых, это практично: камень будет лежать веками. Во-вторых, человек ощущает разницу между натуральной и искусственной брусчаткой.
— Из ста процентов того, что вы закладывали в этот проект, сколько было реализовано?
Я думаю, что на 99% мы реализовали то, о чем думали и мечтали. Поэтому нужно поблагодарить руководство области за творческую свободу, которую они дали. Город и управление, можно сказать, участвовали в разработке концепции и проектировании. Это круто, когда есть креативное руководство, которое четко понимает, что сегодня мы устали от классики и старых элементов.
Когда я впервые появился на объекте, прочувствовал настроение, для себя я четко поставил задачу создать это пространство не в виде «белой вороны», а сохранить существующую среду и настроение, объединить два времени. Я думаю, что мы не нарушили общий концепт города, а сохранили и в то же время дали новые идеи и мысли о том, как город должен развиваться и выглядеть в будущем.
Думаю, это будет примером и образцом для развития парков и скверов, которые будут строиться в Восточном Казахстане.
В целом, пусть это будет нескромно сказано, я доволен проектом на 90%. Конечно, есть моменты, которые я бы сделал по-другому. Думаю, что нужно было сделать какую-то символическую скульптурную композицию. Должна быть особенность, скульптурная инсталляция, о которой люди бы говорили. К сожалению, я упустил это.
— Можете ли вы дать рекомендации для акиматов, которые будут работать с архитекторами по похожим проектам?
Рекомендовать я боюсь и не хочу. Конечно, если вы приглашаете художников, архитекторов, ландшафтников, нужно давать полную свободу и не забывать, что творческие люди другого склада и характера. Поэтому администрации нужно подходить более лояльно к творческим людям.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)