Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
Говоря о балах Викторианской эпохи, мы обычно представляем кадры из экранизаций романов Джейн Остин — летящие платья, непринужденные разговоры, красивая музыка. Однако в реальности викторианские балы — это строго регламентированное мероприятие со своим этикетом, включающим в себя правила организации вечера, допустимые танцы и наряды. На викторианском бале контролировалось все — от цвета платьев дам до количества танцев, которые они могли танцевать с одним и тем же партнером.
На балу — его еще называли званым вечером с танцами — главную роль играла хозяйка. Именно она встречала гостей у парадной лестницы, и от ее настроения и обходительности зависело то, как будут себя чувствовать на балу приглашенные. Хозяйка беседовала с каждым гостем, пусть и не больше пары минут, а также знакомила между собой людей. Хозяин дома встречал приглашенных дам и джентльменов уже в гостиной.
Начинались балы между десятью и одиннадцатью часами вечера. При этом вечеринки «для своих» могли начинаться гораздо раньше, а изысканные балы — позднее. Приходить вовремя на балы было не принято — гости приезжали через 30 минут или полтора часа после времени, указанного в приглашение. Ужин на балу подавали около полуночи, а в течение всего вечера гостям предлагали легкие закуски и чай — вспомните чайные комнаты в фильмах по романам викторианских писательниц и писателей. Интересный факт: фраза «уйти по-английски» имеет корни в реальности — с балов гости уходили, не прощаясь с хозяевами, потому что этого требовал этикет. Исключение делалось для королевских особ, так как хозяева бала должны были провожать их до кареты.
Строго регламентировалось и количество приглашенных, так как званые вечера с танцами делились на собственно «балы» и «танцы». На балы приглашали от 200 до 500 человек, а на танцы — не более 200. Такой серьезный подход к количеству приглашенных был связан с тем, что некоторые хозяева не умели рассчитывать вместительность своих комнат, и в бальных комнатах царила сильная жара, от которой люди могли падать в обморок. Так как ни кондиционеров, ни вентиляторов не было в эпоху королевы Виктории, обходились столом с разноцветными глыбами льда.
Но вернемся к гостям: поздоровавшись с хозяйкой, дамы и джентльмены шли в бальный зал. На викторианских балах было не принято танцевать как заблагорассудится, и все свои приглашения дама заносила в специальную бальную карточку. Бал открывал самый высокопоставленный гость, и танцевали обыкновенно кадриль.
Викторианский танцевальный этикет гласил, что помолвленная пара не должна слишком часто танцевать, а одна дама не могла более четырех раз за вечер танцевать с одним и тем же джентльменом. Порицались также слишком громкий смех или частые перешептывания партнеров.
Джентльмен обязан был следить за состоянием своей дамы, а если она чувствовала усталость, танец прекращался. Мы уже говорили о том, что именно на балах чаще всего устраивали свою судьбу юные особы. И от их отношения к джентльмену зависело, продолжится ли знакомство после бала. Например, если молодой человек встретил свою партнершу по танцам во время своей прогулки по парку, он не мог подойти к ней, если дама не не показывала, что узнала его.
Выбирая платье для бала, викторианская леди должна была ориентироваться на свой возраст и семейный статус. Молодые незамужние девушки выбирали платья из легких материалов, в которых удобно танцевать, и не будет слишком жарко — тюль, муслин, кружево, марля, тарлатан. Не приветствовалось большое количество драгоценностей — достаточно было и одного браслета.
Бальное платье с рукавами в стиле неорококо, LACMA
Немаловажным был и выбор цвета платья — дамы выбирали оттенки, исходя из своей фигуры, цвета лица и волос. Например, блондинки выбирали нежные цвета — розовый, голубой, белый, яблочно-зеленый. Брюнеткам дозволялись более насыщенные и даже яркие цвета.
Головной убор обязательно должен был сочетаться с платьем, но если у дамы были красивые натуральные волосы, то они могли украсить их простым цветком. Те, кому не сильно повезло с волосами, украшали себя венками. Кроме того, высокие женщины избегали головных уборов, увеличивающих их рост.
Все аксессуары для вечера — перчатки, обувь, цветы, веера и плащ — должны быть «свежими и новыми». Белые перчатки уместны для бального зала викторианской эпохи: в трауре их шили черным. Перчатки должны безупречно подходить по размеру, и их нельзя снимать с рук в бальном зале. Танцующие должны иметь вторую пару, чтобы заменить другие, если первые загрязнены, распоролись, или если пуговицы оторвались. Белые атласные туфли носили со светлыми платьями; черные или бронзовые — с темными платьями.
Одежда, в которой джентльмен викторианской эпохи мог предстать в бальном зале, тоже была строго регламентирована. Он должен был иметь черный изысканный фрак, пару хорошо сидящих брюк того же цвета и жилет. Бальный костюм джентльмена шили из самой лучшей ткани и он был «новейшего фасона». Жилет должен быть низким, чтобы открывать широкую переднюю часть рубашки, тонкой и изящно украшенной. Также требовался черный или белый галстук, не украшенный вышивкой. В комплект также входили лакированные сапоги на невысоком каблуке, белые перчатки, белый платок из льняной ткани.
Одетые по моде викторианские джентльмены, kulturologia.ru
Волосы джентльмена должны быть хорошо уложенными и «без излишних кудрей». Нельзя было надевать лишние украшения: допустимы простые шпильки, золотые звенья на рукавах и цепочка для часов. Джентльменам не следовало увлекаться парфюмом — это привилегия дам, но все же они могли использовать его для носового платка.
Вплоть до ХХ века в Англии большой популярностью пользовались контрдансы или «народные танцы», которые «приспособили» к светским балам. И это не был один танец, а более сотни его разновидностей: например, в 1651 году их было 105, а в 1653 — уже 112.
Контрдансы нравились викторианским людям своей простотой: в них не было сложных фигур и шагов, и их могли танцевать многие из присутствующих — допускалось несколько колонн танцующих по 4-8 человек. Интересны и названия контрдансов — «Дженни собирает груши», «Приятная компания», «Все в лесу зеленое», «Однажды летним днем», «Возвращение весны» и так далее. Важно помнить и о том, что именно с вида контрданса — кадрили — обыкновенно открывался викторианских бал. Мы уже писали об этом выше.
«Кадриль представляет собой вид турнира, где с одинаковым равнодушием атакуют и парируют удары, где небрежно выказывают расположение и так же небрежно его ищут», — писал композитор Ференц Лист.
Любили танцевать и котильон, который называли танцем-импровизацией. Так, ведущая пара придумывала фигуры и движения, даже заимствуя их у других танцев, а следующие пары их повторяли. Не менее популярным танцем был буланже — упрощенный котильон. Он отличался тем, что в нем дамы постоянно меняли партнеров, и могли потанцевать с каждым из участвующих в развлечении джентльменов.
А вот вальс стал самым спорным танцем викторианской эпохи. И его даже запрещали за безнравственность — как король Франции Людовик XIII. Это было связано с тем, что во время вальса в XVI веке партнер не просто кружил свою партнершу, а поднимал ее над полом и «переносил по воздуху», сжимая в объятиях.
В Англии вальс появился в 1812 году под названием «немецкий вальс» и сразу же вызвал большой скандал. В нравоучительных книгах и пособиях по этикету его называли не иначе как танцем для «девиц легкого поведения». Лорд Байрон и вовсе заявил, что танцующие вальс «вертятся подобно двум майским жукам, насаженным на одно шило».
Из книги «Гордость и предубеждения женщин Викторианской эпохи» мы можем узнать, что балы играли большую роль именно для молодых девушек — именно там «устраивалась» их судьба.
«И если мужчина еще может поступить в университет, отправиться в путешествие, вступить в масонскую ложу, то для женщины гостиная и бальный зал являются альфой и омегой — она должна устроить свою судьбу, «свить гнездо», и у нее нет времени отвлекаться на что-либо иное».
Балы неразрывно связаны с требованиями к тому, какими должны быть их посетители — джентльмены и дамы. Существовал специальный лексикон, описывающий требуемые качества. Так, в викторианскую эпоху светские люди при любых обстоятельствах должны были оставаться:
Далее лексикон делился на «мужские» и «женские» качества. В мужчинах ценились gentelmen-like — манеры джентльмена. Например, Джейн Остин так описывала манеры джентльмена — «он держится совсем просто, и вместе с тем чувствуется хорошее воспитание». В женщинах ценилась способность быть fine — утонченными, pleasing — приятными, charming — очаровательными, ценилось также an air of decided fashion — быть одетыми по последней моде.
«Именно эти качества — любезность, обходительность и сдержанный энтузиазм — незаменимы для того, чтобы с успехом выполнять свою роль в светском обществе, занятом исключительно обустройством браков и поиском способов бессодержательно, но интересно провести время. Этот эталон светскости не меняется с ходом лет или с переменой географических координат».
Как становится понятно, балы и танцы были крайне важны для светских людей Викторианской эпохи. В соответствии с этикетом, именно на балах молодежь могла познакомиться и узнать друг друга немного поближе — в остальное время общение мужчины и женщины наедине строго регламентировалось.
Разумеется, среди простолюдинов все было устроено гораздо проще, но мы сегодня говорим о балах и танцах в жизни светского общества среднего и высшего класса. Так вот, Джейн Остин писала, что танцы «есть прямой путь к влюбленности». Даже лорд Честерфилд признавал важность умения танцевать, и в письме к сыну характеризовал танцы «занятием пустяшным и глупым», но и умным людям приходится им заниматься, поэтому «они должны делать все, что при этом положено, умело».
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)