Игрок в Hearthstone Олжас Батырбеков: «Киберспортсмены зарабатывают как минимум $1000 в месяц»

6 минут Аруна Алимтаева
Игрок в Hearthstone Олжас Батырбеков: «Киберспортсмены зарабатывают как минимум $1000 в месяц»

Hearthsrone — коллекционная карточная онлайн-игра по мотивам вселенной Warcraft.


— Как начали играть в Hearthstone?

Во время учебы в США (стипендиат Болашака) я познакомился с ребятами, с которыми общались через Facebook. Один из них предложил приехать к нему в Индиану. Сам находился в Орегоне, мне было скучно и я решил поехать. Друзья играли в World of Warcraft и мне тогда казалось, что это просто детская игра, но в итоге я увлекся и играл на протяжении трех лет.

До этого играл только в FIFA, а в детстве — в Sega и Dandy. Когда уехал, то ввиду перемены часового пояса, начал играть с россиянами, потому что хотел быть успешным по киберспортивным критериям. Мои друзья с Америки начали меня недолюбливать из-за этого. Тогда они позвали поиграть с ними в Hearthstone (далее — HS), чтобы поиздеваться над новичком. Через месяц им пришла расплата. Так зародилась моя любовь в киберспорту.

— Сколько вы уже в киберспорте?

По профессиональному контракту — три года, а в целом уже пять лет. Много чем занимался в жизни: работал в снабжении, закупках и был начальников по добыче урана в одном предприятии. Во времена девальвации понял, что в таком темпе я буду лишь существовать в Казахстане. По образованию оператор ядерного реактора (ядерный физик), а отец профессор наук. Как известно, ядерная промышленность сейчас не особо актуальна в Казахстане.

Олжас и Heartstone
HS была классной игрой, но именно сейчас находится в упадке. Со стороны Valve (компания-разработчик компьютерных игр, создавшая Counter-Strike, Dota) пришла конкуренция в лице игры Artifact. В этой борьбе должна родиться лучшая игра. Blizzard начал об этом задумываться и пытается улучшить игру.

— Я слышала, вы набираете команду по HS в Казахстане? Какие цели ставите перед командой?

Мне даже писал мастер спорта по этому поводу. У меня было два критерия — сколько игрок может уделять время игре и его достижения. Я проходил этот путь два раза и хочу помочь людям, которые действительно заинтересованы в игре.

Мне писали 200-300 человек и я пытался отсеять их до 6, но вышло 14 человек. Чтобы стать киберспортсменом, необходим активный труд и социализация.

— Недавно сами вышли из команды?

Да, я вышел из Virtus.pro, потому что в январе 2018 года закрылся состав по HS. Сейчас я собираю не спортивную команду, а людей с общими стремлениями.

Кстати, почему мне нравится игра Artifact, потому что Virtus.pro заинтересован в ней и хочет выделить состав для игры. Это действительно команда #1 в мире.

Virtus.pro или «Медведи» — российский киберспортивный клуб, основанный в 2003 году. Многократные чемпионы России и СНГ.

— Расскажите про ваши киберспортивные турниры?

Был на турнирах в Китае, Америке, Украине и Туркменистане. Надеюсь, что киберспорт в 2022 году станет частью Азиатских Игр и, возможно, попадет на Олимпиаду. На Азиатских Играх я был в составе сборной Казахстана и это был занимательный опыт общения с нашими спортсменами. С одним боксером вышел забавный диалог, он поинтересовался у меня, каким спортом я занимаюсь. Когда узнал про мою киберспортивную деятельность, то он посмеялся и воспринял меня не всерьез. Тогда я спросил, какие у него призовые в боксе, выслушав, озвучил цифры призовых мест в киберспорте. После этого он красноречиво замолчал.

Киберспорт — это путешествия, любовь к тому, чем ты занимаешься. Это хобби, которое переросло в работу.

Киберспортсмены в поездках предпочитают отдыхать перед соревнованиями и не вылезают из своих комнат. Когда еду на турниры с женой, то ей хочется погулять, поэтому мы вместе посещаем экскурсии. Почему спортсмены не выходят из своих комнат во время поездок? Если говорить прямо, то 70% киберспортсменов любят постоянно самосовершенствоваться и тренироваться. Остальные 30% умеют совмещать обычную жизнь и киберспорт.

Команда Virtus.pro
— А вы играли в MTG?

Пытался, но не люблю руками ничего трогать и мне приятнее играть через девайсы. У HS очень приятный ламповый интерфейс. Например, когда жена смотрит неинтересный фильм дома, то я сижу рядом и играю в HS.

— Какие механизмы или обновления вам пришлись бы по вкусу?

В игре есть ответственная часть, где решается ход игры. Хотелось бы, чтобы это была не начальная стадия, не средняя, а финальная. Буквально игра до финальной карты и тогда это будет действительно интересно.

— Чем вы занимались раньше до HS?

Играл в шахматы, у меня были хорошие разряды, но на одном турнире случился казус, где и закончилась моя шахматная карьера. Еще хорошо играл в бильярд.

Планирую завести детей и когда им исполнится 5-6 лет, то первое, что я сделаю -отправлю их на шахматы. Такие качества, как планирование действий,  ответственность за последствия и умение проигрывать, помогают в жизни.

А еще люблю ходить с друзьями в квест-румы.

Команда virtus.pro
— Ваша жена тоже играет в HS?

Нет, пытался обучить и потратил на это 4 часа, но в итоге она махнула рукой и сказала, что это сложно. Но она пообещала, что после выхода Artifact, возможно, мы вместе станем профессиональными игроками. Это моя мечта.

— Как вам местный скепсис к киберспорту?

Скепсис существует во всем СНГ и он связан с тем, что к киберспорту относятся несерьезно. Но киберспортсмены хорошо зарабатывают. До старших поколений это сложно доходит, но до моих родителей дошло и сейчас они полностью меня поддерживают.

— Как погрузиться в соревновательный режим без вреда для остальной жизни?

Это сложно, но возможно. Когда я работал с 9 утра до 6 вечера, то я мог совмещать работу с HS. С 6 вечера до 10 занимался личной жизнью, а с 10 ночи до 6 утра тратил на киберспорт. Это был сложный график, но потом работа сама по себе отпала.

— Насколько прибыльно быть киберспортсменом?

Средняя ЗП в Алматы — это 100-150 тысяч тенге, а киберспортсмен по контракту с профессиональной организацией зарабатывает в среднем $1000. На чемпионате мира победитель получает $250 тысяч.

Одни из максимальных зарплат в CS и Dota составляют $40 тысяч в месяц. Наверное, вы видели зарплаты стримеров? Люди любят наблюдать за эмоциями игроков.

— Вас узнают, просят сфотографироваться?

Когда кто-то подбегает и просит сфотографироваться, то мне очень приятно. Вдвойне приятно, когда тебя называют не по никнейму, а по имени.

Олжас и флаг Казахстана

— Никнейм «Naiman» выбрали с самого начала? Не пожалели?

Никнейм у меня с W.O.W. Когда еще учился в университете у меня были очень патриотические взгляды, но со временем патриотизм, к сожалению, погас. Не жалею, потому что для европейца мой ник звучен, а казахстанцы понимают, что корнями нужно гордиться.

— Ваши прогнозы киберспорта в Казахстане?

Наше правительство заявило, что в первом квартале 2018 года будут сделаны первые шаги к развитию киберспорта. К сожалению, первый квартал уже прошел и пока ничего не было. В России и в Украине появляются разряды и киберспорт активно развивается. Я думаю, мы тоже возьмем с них пример, но неизвестно когда.

— Чем увенчался ваш опыт обучения игроков?

У меня было два успешных ученика, но они не понимали, чего хотят и поэтому не сложилось, к сожалению. Хотя профессиональные контракты они получали.

Проблема нашей молодежи — они хотят получать деньги, но не хотят работать.

— Какие у вас дальнейшие планы на жизнь?

Говорю жене, чтобы родила сразу пятерняшек. Уже будет команда по Dota или CS. Если серьезно, то хочу что-то делать с киберспортом в стране. К сожалению, без поддержки правительства. Также планирую обычные коммерческие проекты. И, конечно, продолжу быть спортсменом, потому что мне это нравится.

Статьи STEPPE

Гид по профессии: кто такие IT-аналитики и чем они занимаются

Гид по профессии: кто такие IT-аналитики и чем они занимаются

Если вы задумывались, как появляются новые цифровые продукты и сервисы и кто за ними стоит, самое время разобраться в том, кто...

3 минуты
3 минуты
The Sims и культурный след: как игра сформировала ценности и мечты поколений

The Sims и культурный след: как игра сформировала ценности и мечты поколений

The Sims, пожалуй, одна из немногих видеоигр, которая не только изменила индустрию, но и стала мощным культурным феноменом,...

8 минут
8 минут
Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Партнерский

Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать

Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...

5 минут
5 минут
«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей

«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей

30 октября Институт гидробиологии и экологии анонсировал выход фильма «По мелям Каспия - Зов тюленей», который рассказывает о...

5 минут
5 минут