Гид по профессии: кто такие IT-аналитики и чем они занимаются
Если вы задумывались, как появляются новые цифровые продукты и сервисы и кто за ними стоит, самое время разобраться в том, кто...
Копинг (от англ. cope — «справляться») — это стратегия поведения человека в момент эмоционального кризиса или стресса. Термин впервые был применен в 1960-ые годы американским психоаналитиком Робертом Лазарусом для обозначения адаптации человека к стрессу.
Источниками стресса могут стать как негативные переживания — смерть близкого человека, потеря работы, развод, так и позитивные изменения в жизни — женитьба, рождение ребенка, переезд, новая работа. Главная задача копинга — сохранить психическое здоровье и эмоциональное благополучие человека.
С самым тяжелым испытанием в жизни человека столкнулась одна из главных героинь мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге» — Катара. Когда девочке было восемь лет, ее мать пожертвовала своей жизнью во время нападения Народа Огня, чтобы защитить семью.
Смерть матери во многом повлияла на героиню. Катаре пришлось взять на себя роль заботливой матери — опекать старшего брата Сокку и выполнять многочисленные обязанности по уходу за домом. Героиня помогает и главному герою Аангу выполнить свою миссию. Но идея мести за мать живет в ней на протяжении всего повествования.
Конфронтационным ответом на источник стресса в случае героини является борьба с агрессорами — воинами Народа Огня — и восстановление мира. Несмотря на свою эффективность, конфронтация имеет недостатки: в случае незначительной угрозы агрессивный ответ может усугубить ситуацию и нанести вред. Другим недостатком этого вида копинга является сложность в опознании источника стресса. Так, в одном из эпизодов мультфильма Катара обвиняет Зуко, беглого принца, в жестокости Народа Огня и признается в ненависти к нему. Однако когда у героини появляется возможность отомстить убийце матери, Катара отвечает милосердием и отпускает его.
«Огры похожи на лук. Лук имеет слои. У огров есть слои. Ты понял? Мы многослойные!».
История Шрека начинается с демонстрации его одинокой и, на первый взгляд, идеальной жизни на болоте: огр купается в грязи, поедает личинок на завтрак и ужинает при свечах из ушной серы. Уединение героя нарушают лишь объявившие охоту на зеленого огра люди.
Знакомясь ближе с героем, мы понимаем, что Шрек — не просто лесное чудовище. Он — ранимая личность, нуждающаяся в друзьях и социуме. Но из-за несоответствия стандартам внешности общества, другие жестоко отвергают Шрека.
Решением этого эмоционального переживания для героя стало избегание проблемы. Этот вид копинга является одним из самых распространенных. Согласно исследованию профессора Филиппинского университета Розеля Балморес-Паулино, усилия индивида в данном случае направлены на отрицание, минимизацию или избегание непосредственного решения стресса.
Изоляция на болоте и эмоциональный холод по отношению к ослу и сказочным героям стали для Шрека инструментами избегания. Психологи считают избегание не самой полезной стратегией, но при сильном стрессе такая позиция помогает на некоторое время уменьшить эмоциональное напряжение. Главной отрицательной стороной избегания считается ее неэффективность в долгосрочной перспективе.
«Слои» Шрека сходят на нет, когда он выбирается из излюбленной топи во внешний мир. Встречая на этом пути друзей и любовь, он чувствует, что к нему относятся искренне и проявляют заботу. Ощущая безопасность в ближнем кругу, Шрек постепенно открывается миру.
Кевин Маккалистер — восхитительный главный герой новогодней комедии «Один дома» — один из лучших детских персонажей всех времен. Остроумный и творческий, он может постоять за себя, когда это необходимо.
Узнав, что в дом пробрались грабители, Кевину пришлось быстро среагировать на опасность, спланировать свою защиту и приступить к ее воплощению.
Основной поведенческий механизм в данном случае — планирование выхода из ситуации. Анализируя свои возможности и опыт, человек стремится к скорейшему выходу из эмоционального напряжения.
Кевин прекрасно справился с внезапно возникшей задачей, ведь у фильма счастливый конец — грабители отправились в тюрьму, а Кевин воссоединился с семьей. Однако в реальном мире, как у детей, так и взрослых, хладнокровное решение ситуации могло обернуться проблемой. Несмотря на то, что психологи называют данный тип поведения при стрессе эффективным, негативной стороной планирования является то, что эмоции — страх, негодование или шок — уходят на задний план. Подавляя негативные чувства, индивид порой борется не с источником проблемы, а с эмоциями стресса.
Полнометражный мультипликационный фильм «Мулан», выпущенный в 1998 году студией Walt Disney Pictures, запомнился зрителю смелой и самоотверженной героиней.
Когда Китай подвергается нападению северных соседей — гуннов во главе с Шан Ю — император Китая обязывает каждую семью отправить на войну мужчину. Осознавая, что отец с очередной войны домой не вернется, Мулан решает отправиться на фронт вместо него. Она переодевается мужчиной и занимает место своего отца в армии и тем самым принимает ответственность за сложную жизненную ситуацию, возникшую в семье.
Данное поведение считается психологами одной из самых непопулярных, но эффективных копинг-стратегий. Осознание своей роли в решении проблемы и признание себя активным участником событий помогает индивиду распознать источник стресса и ликвидировать его.
Избыточный уровень самокритики, недовольство собой и чувство безысходности являются обратной стороной такого ответственного подхода к решению проблем. Мулан рискует своей жизнью ради возлюбленного офицера Ли Шанга во время лавины и подвергает себя опасности, чтобы спасти императора от Шан Юя. Однако после того, как однополчане узнают истинный пол Мулан и покидают ее, она сомневается в правильности своих действий и произносит слова: «А может я это не из-за отца сделала? Может я хотела доказать себе, чтобы смотря в зеркало, я видела личность? Но я была не права. Ничего я в нем не вижу».
Ветеран войны Джон Рэмбо со второй половины 1980-ых годов быстро стал одним из наиболее известных героев боевиков и настоящим кумиром подрастающего поколения.
В возрасте семнадцати лет он вступил в армию США и прослужил во Вьетнаме 3 года. Во время одной из военных операций Рэмбо попал в плен к северовьетнамской армии, где подвергся жестоким пыткам. Насилие стало ярким эмоциональным переживанием, выходом из которого Джон выбрал подавление гневных эмоций.
«Он обучен игнорировать боль, погоду, жить вне цивилизации… и питаться тем, от чего козла стошнит. Во Вьетнаме его задачей было убивать… грубо говоря. Брать измором. И Рэмбо был лучшим», — так говорит о безэмоциональном герое его главный противник —полковник Траутмэн.
Несмотря на смерть друзей и проигранную войну во Вьетнаме, Рэмбо продолжает активно тренироваться и работать. На первый взгляд, его стратегия справляться со стрессом таким образом может оказаться правильной благодаря своей адаптивности. Безэмоциональность подавляет любые негативные переживания и позволяет Рэмбо жить дальше. Очевидные плюсы такой вида копинга в сохранении трезвости ума. Недостатком стратегии безэмоциональности является трата большого количества энергии на то, чтобы подавить свои эмоции. К тому же, иногда ситуация может потребовать проявления гнева, чтобы победить противника. И в этом случае данная стратегия результата не даст.
Еще один герой мультфильма «Шрэк» покорил зрителя стремлением увидеть даже в самой тяжелой ситуации что-то хорошее. Помогая Шреку в вызволении заточенной Фионы, Осел подбадривает друга и изо всех сил стремится научить его смотреть на вещи позитивно. Осел выступает верным другом и надежным помощником. Он умеет не унывать и при этом подбадривать компаньона.
Данная стратегия поведения в стрессовой ситуации называется положительная переоценка. Этот вид копинга применим в ситуациях, когда от индивида не зависит возникшая стрессовая ситуация: авария, болезнь, пожар. Принцип «без худа нет добра» смягчает эмоциональную нагрузку и меняет фокус восприятия.
Однако обратной стороной положительного взгляда на стресс может стать искажение в восприятии ситуации и неспособность человека увидеть эффективное решение сложившейся проблемы.
Герою культового мультфильма «Король Лев» было всего 10 лет по человеческим меркам, когда он стал свидетелем смерти отца и был изгнан дядей из прайда. Встретив Тимона и Пумбу, Симба предпочитает хранить свое прошлое в секрете от своих новых друзей и таким образом убегает от него, своих проблем и обязанностей. Отказ от возвращения в общину становится стратегией поведения Симбы в стрессовой ситуации.
Дистанцирование — популярный механизм преодоления трудностей, при котором человек физически или эмоционально отдаляется от ситуации и тем самым пытается свести к минимуму ее значимость. Дистанцирование помогает не перегореть психологически и облегчить свое эмоциональное состояние.
Философия Тимона и Пумбы «Акуна матата — никаких забот» учит Симбу абстрагироваться от пережитого в прошлом и жить сегодняшним днем. Беззаботность вырвала его из депрессии, дала волю к жизни и позволила вести достаточно счастливую жизнь, пока он не стал достаточно взрослым, чтобы вернуться в прайд и встретиться со Шрамом лицом к лицу.
Однако «Акуна матата» не может быть хорошей долгосрочной философией, особенно для наследника королевства, которым в его отсутствие правит злодей. Так проявляется одна из отрицательных сторон дистанцирования — собственные переживания могут быть обесценены, а стрессовая ситуация так и останется нерешенной. С моральной точки зрения возвращение Симбы в прайд демонстрирует, как важно взять ответственность в свои руки.
Если вы хотите понять, к какому копинг-поведению предрасположены, можно пройти тест Лазаруса.
В материале использованы gif-анимации из gifer.com
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)