«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей
30 октября Институт гидробиологии и экологии анонсировал выход фильма «По мелям Каспия - Зов тюленей», который рассказывает о...
Веб-сериал — сериал, который выходит в интернете и не предназначен для трансляции на телевидении. Как писала журналист Ольга Белик, веб-сериал — это любое шоу, которое зритель смотрит в сети. Его критерии не особенно четки, но можно выделить такие, как короткий хронометраж, злободневная тема, практически полное отсутствие цензуры, экспериментальная форма и небольшой бюджет.
Последние три пункта дают авторам свободу для самовыражения и игры с жанром, сюжетом и самим зрителем. И хотя обыкновенно веб-сериалы в качестве платформы для демонстрации выбирают YouTube или стриминги, в последнее время все чаще говорят о том, что и телевидение может обратить внимание на этот жанр. Онлайн-кинотеатры также не обходят вниманием веб-сериалы — например, второй сезон «Миллионера из Балашихи» вышел на КиноПоиск HD.
Сам ритм современного человека играет на руку веб-сериалам: так как длина одной серии занимает в среднем от трех до пятнадцати минут, то ее можно посмотреть в общественном транспорте или такси, отправляясь утром на работу. Сравните с сериалами HBO, в которых один эпизод какого-нибудь драматического момента идет 40-50 минут. А посмотреть сезон полностью займет часов пять-десять, в то время как один сезон веб-сериала можно осилить за час-полтора, а то и за сорок минут. Однако не стоит считать, что короткий хронометраж легче отснять, совсем наоборот. Представьте: в несколько минут авторам веб-сериала нужно уместить классическое развитие событий — экспозиция, завязка, кульминация, развязка и финал. Нельзя давать действию провисать, но и нельзя слишком торопиться, иначе история получится неполной.
«В первую очередь, веб-сериалы упростили производство. Сегодня каждый человек может снять свой веб-сериал. В отличие от больших телевизионных проектов, тут формат более легкий, хронометраж также может быть от одной минуты и в среднем до 20 минут. Также не так важно, на что именно снимать — на камеру, фотоаппарат или телефон. По сути, еще одно отличие — то, что веб-сериалы изначально создаются для публикации на таких платформах как YouTube или Vimeo», — объяснила нам режиссер Мария Абадиева.
Если говорить о жанрах, то пока, по мнению экспертов, веб-сериалам лучше всего удается играть на поле комедии. Автор Kinopoisk Дмитрий Барченков, например, считает, что «на спринтерской дистанции лучше всех чувствует себя именно комедия». В пример он привел проект «Типа кино» — рассказ о буднях начинающей актрисы. В каждом трехминутном эпизоде героиня пытается пробиться в большой мир кино, но сталкивается с какими-либо трудностями. В заключительной серии проекта, кстати, снялся Сергей Безруков.
А вот драма, по мнению Дмитрия, — неподходящий жанр для веб-сериалов. И если короткие скетчи прекрасно себя чувствуют в веб-сериалах, то драматические истории не годятся для проектов, длящихся максимум 20-30 минут.
Причина проста — драме нужно время, чтобы развернуться, увлечь зрителя и объяснить мотивы поступков героев и то, к чему они могут привести. Однако и здесь авторы могут обернуть сложности жанра в свою пользу, если соединить драму с жанром более динамичным — хоррором или триллер. Например, веб-сериал «Блэкаут» в жанре мокьюментари вполне органично существует в ограниченном пространстве и более того— ему удается даже не эксплуатировать в общем-то приевшийся жанр, а внести в него что-то новое. Возможно, мокьюментари, убитый бесконечными сиквелами «Паранормального явления» и никому не нужным продолжением «Ведьмы из Блэр», расцветет именно в интернете.
Однако и названные критерии весьма условны, и создатели веб-сериалов, не связанные многомиллионными контрактами и четким студийным заданием, позволяют себе экспериментировать с форматом. Тимур Бекмамбетов, например, развивает полюбившийся ему формат ScrеenLife — когда все действие происходит на экране гаджета. И если с фильмом у него не получилось — мы говорим о провальном «Убрать из друзей» — то с веб-сериалами дела гораздо лучше. Кроме того, благодаря этому он может грамотно встраивать рекламу или создавать целые проекты, рекламирующие, например, Snapchat или приложение для знакомств Mamba.
От product placement, чем и знаменит во многом Тимур Бекмамбетов, можно и перейти к самой классификации веб-сериалов. И названные выше проекты режиссера относятся к рекламному или брендированному типу веб-сериалов. Такие проекты, как нетрудно понять, заказывает какая-либо компания, чтобы продвинуть себя или свой продукт.
Следующий тип — независимые веб-сериалы или премиальные. Они зависят или от внимания зрителя, или от платной подписки. Например, тоже уже упоминавшийся «Миллионер из Балашихи» доступен по подписке КиноПоиск HD. Или казахстанские веб-сериалы, о которых мы поговорим подробнее чуть позднее, монетизируются через платформу YouTube.
Социальные веб-сериалы, в отличие от рекламных, заказывают некоммерческие организации, которым важно донести до зрителя какую-либо общественную проблему. В качестве примера можно назвать сериал Eva.stories, который транслировался в Instagram и являлся современным вариантом дневника Анны Франк. Его создатели хотели донести до молодежной аудитории историю Холокоста.
Последний тип веб-сериалов, характерный скорее для западных проектов — сиквелы, приквелы и спин-оффы популярных телевизионных проектов. Это четыре веб-сериала по «Ходячим мертвецам» и спин-офф «Сверхъестественного» под названием «Укротители духов».
В Казахстане веб-сериалы начали снимать примерно с 2019 года. Это были, как правило, авторские проекты — «Трезвоз» Эльдара Шибанова или «Всемогущий» Ердена Телемисова.
Сериал «Трезвоз» рассказывает о неудачнике и алкоголике Янике, который мечтает стать успешным шоураннером. Но так как его сценарии никто не покупает, он устраивается на работу в службу такси «трезвым водителем». Эльдар Шибанов рассказывал, что сериал снимали без бюджета, и проект стал для него и продакшн-компании ARTDEPARTMENT.KZ экспериментом.
«Мы пробуем снимать на темы, на которые раньше не снимали, плюс мы смотрим на актеров — как они работают, как мы можем в дальнейшем задействовать и так далее. Мы запланировали снять сезон — это 12 серий по 10 минут экранного времени. Чтобы снять одну серию, у нас уходит по полтора-два дня», — отмечал режиссер.
Несмотря на то, что был запланирован полный сезон, на официальном YouTube-канале студии опубликованы только три серии «Трезвоза». Каждая из них в среднем набрала 400-700 просмотров. Веб-сериал «Всемогущий» стал режиссерским дебютом актера и блогера Ердена Телемисова. Проект рассказывает о джиннах, которые живут в современном мире и вынуждены приспосабливаться под требования времени. Например, старший джинн Мурат работает фельдшером скорой помощи, Нуркен трудится полицейским. Младшего Ердешу не устраивает скучная работа, поэтому он становится блогером, несмотря на протесты старших джиннов. Ради известности Ердеша готов исполнять желания своих подписчиков, потому что он любит вечеринки, дорогие машины и хорошую одежду. Традиционные джинны в отместку лишают блогера способности правильно исполнять желания. Что из этого получилось, рассказывает веб-сериал «Всемогущий».
«Мы хотим сделать такой проект, который объединит создателей кино и интернет-проектов. Мы стараемся, чтобы веб-сериал получился хорошего качества. Обычно в создание YouTube-проектов так не вкладываются», — рассказывал Ерден Телемисов.
Веб-сериал «Всемогущий» доступен для просмотра на YouTube-канале Ердена Телемисова. Серии проекта набрали от 30 до 100 тыс. просмотров.
В веб-сериале принимали участие актер Санжар Мади, спортсмен Илья Ильин, а также популярные казахстанские блогеры.
Проекты, предназначенные для массового зрителя, в Казахстане снимает компания Salem social media, которая рассчитывает и на зрителя СНГ, которые составляют порядка 30% от общего числа. У SSM есть узбекское подразделение — Salom Social Media, которое занимается производством проектов, интересных именно этой стране. Если говорить о Казахстане, то веб-сериалы SSM больше всего смотрят в столице, Алматы, Шымкенте и Атырау. Стремясь охватить прочие регионы, компания создает проекты, интересные жителям тех или иных регионов. Для Западного Казахстана, например, был создан веб-сериал «Сағыз» — о том, как актеры зарабатывают в регионах. Название проекту дали в честь знаменитой атырауской команды КВН.
Из последних громких веб-сериалов можно вспомнить «Мыстан», рассказывающий о домашнем насилии. Его для Salem Social Media сняла компания Art Dealers. Первая серия «Мыстан» вышла на YouTube 24 июня и набрала больше миллиона просмотров.
Веб-сериал отметили и на международном уровне — сериал «Мыстан» или «Ночные ведьмы» на III международном фестивале Realist Web Fest удостоился специального приза жюри. Казахстанский веб-сериал отметил и один из самых популярных сайтов о кино — «Кино-театр.ру». В своем Telegram-канале авторы заявили, что им «очень зашел» проект.
В августе на YouTube вышел первый в Казахстане подростковый веб-сериал в жанре фэнтези под названием «Отель монстров». Его сценаристы и режиссеры — ученики киношколы Step CLAP, которыми руководила режиссер Мария Абадиева. «Отель монстров» рассказывает об отеле, в котором обитают сверхъестественные существа. Жизнь идет своим чередом, пока вдруг в отеле не оказывается человек, который перевернет все существование монстров с ног на голову.
«Это полностью проект старшей группы режиссеров, которые обучаются на кинокурсах больше двух лет. У нас не было спонсоров, на съемки скидывались родители, чтобы была возможность оплатить расходы на производство. Нам на самом деле повезло с группой, с актерами. Было очень много людей, кому понравилась идея проекта и кто хотел поддержать развитие детского кинематографа, нам много помогали. Конечно, если бы были спонсоры, я думаю, веб-сериал получился бы еще круче и на уровень выше. Можно было бы позволить себе больше массовки, грима и локаций. Но, несмотря на ограничения, команда сделала все, чтобы сериал получился интересным», — рассказала Мария Абадиева.
По ее словам, идея съемок веб-сериала родилась в тот момент, когда она разрабатывала курсы для своих учеников. Так как многие дети и подростки занимаются у Марии по несколько лет, то она каждый раз придумывает для них новую программу. Первый свой веб-сериал — «Косячники» — Мария Абадиева и ее ученики сняли в 2019 году. «Отель монстров» стал их вторым проектом.
«Что мне нравится в работе над веб-сериалом, так это удобный формат. К тому же это новая ниша, особенно для Казахстана, поэтому открывается много идей для экспериментов. На съемки семи серий «Отеля монстров» у нас ушло четыре дня. Мы снимали сцены вперемешку, исходя от локаций, графика занятости актеров и режиссеров», — объяснила режиссер.
У веб-сериала есть своя страница в Instagram, на которой рассказывается о каждом персонаже — к каким сверхъестественным существенным существам он относится, что любит, с кем дружит, и даже кто он по знаку Зодиака. Создатели сериала рассказывали, что почти для каждого персонажа требовался грим, и на создание образа зомби уходило больше сорока минут в день. Кроме того, некоторые материалы изготавливались командой самостоятельно — например, силикон, который требовался зомби.
«Для создания сюжета ученики изучали мифологию и историю разных народов, создавали презентации. Для качественного обсуждения персонажей ученики делали отдельную доску с прототипами и дримкастом для каждого, также всем персонажам подбиралась своя цветовая гамма. Из-за большого размера текста юные режиссеры заклеили стены студии сценарием, который раздробили на каждую сцену. Из-за эпидемиологической ситуации съёмки отменялись дважды. Первая и вторая серии переписывались больше 10 раз», — поделились деталями создатели сериала.
Конечно, «Отель монстров» не набирает миллионные просмотры, как сериалы Salem Social Media, но самоотверженность его создателей и вера в свой проект дают понять, что у них все еще впереди. В любом случае, этот сериал — как минимум интересный и своеобразный эксперимент молодых контент-мейкеров.
В заключение можно сказать, что мощный толчок развитию веб-сериалов в мире и особенно в Казахстане дала, конечно, пандемия коронавируса — многие крупные фильмы и сериалы заморозили или отменили, актеры, режиссеры и съемочные группы остались без интересных проектов. И тут многие из них вспомнили или открыли для себя веб-сериалы, которые не требуют ни большой команды, ни внушительного бюджета. Если в году 2012 кинокритики и зрители задавались вопросом, есть ли будущее у веб-сериалов и нужны ли вообще, то сегодня очевидно, что подобные проекты — одни из самых перспективных.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)