«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей
30 октября Институт гидробиологии и экологии анонсировал выход фильма «По мелям Каспия - Зов тюленей», который рассказывает о...
Rape and revenge — фильмы жанра «месть за изнасилование». Считается, что rape and revenge — поджанр эксплуатационных фильмов ужасов.
Эксплуатационное кино — жанровые фильмы, обыкновенно не самого высокого качества, развивающие популярную тему для быстрого заработка.
В разное время создатели фильмы эксплуатировали какую-либо тему: в 50-е годы — истории гигантских монстров, захватывающих город, 60-е — пеплумы и фильмы о хиппи, 70-е — фильмы про каннибалов, 80-е — итальянские слэшеры и самодельные ремейки голливудских блокбастеров. Самый известный поклонник эксплуатационного кино — Квентин Тарантино, который вместе с Робертом Родригесом воспел этот жанр в картине «Грайндхаус». Однако и в прочих фильмах режиссера также можно найти элементы эксплуатационного кино. В новом обзоре разбираемся с особенностями жанра.
Структура фильма rape and revenge очень проста: в первой части героиня подвергается насилию, и не обязательно сексуальному, но непременно очень жестокому. Во второй части она начинает мстить своим обидчикам, и ее жестокость прямо пропорциональна тому, что с ней сделали. Исследователи предлагают искать истоки жанра в классической картине Ингмара Бергмана «Девичий источник», основанной на шведской народной балладе. По сюжету фильма трое братьев насилуют и убивают девушку, а потом приходят в дом ее родителей, где и находят свою смерть.
источник: meloman.ru
Строго говоря, «Девичий источник» не вписывается полностью в рамки rape and revenge, так как мстит убийцам не женщина, а отец погибшей девочки. Но уже в 1973 году выйдет картина, с которой начнется линейка фильмов жанра «месть за изнасилование». Речь идет о картине «Триллер: Жестокий фильм» — снова шведского производства. Главную героиню в детстве изнасиловал психопат, а после похищения ее превратили в проститутку.
Девушка собирает деньги, учится стрелять и начинает жестоко мстить своим обидчикам. Из-за обилия откровенных и жестоких сцен фильм запретили к показу, после чего создатели картины удалили самые шокирующие из них и «Триллер» вышел в прокат в сокращенном варианте. Образы фильма так вдохновили Квентина Тарантино, что он создал персонажа Дэрил Ханны в «Убить Билла» на основе главной героини «Триллера».
источник: kino-teatr.ru
В 1978 году rape and revenge обогатился еще одним скандальным фильмом — «Я плюю на ваши могилы», по которому в XXI веке сняли ремейк. Писательница Дженнифер приезжает в отдаленную местность, чтобы спокойно написать новый роман. На нее обращает внимание умственно отсталый курьер и рассказывает о девушке своим друзьям.
Что было дальше вы уже и сами знаете — изнасилование и жестокая месть. Кинокритик Роджер Эберт назвал «Я плюю на ваши могилы» худшим фильмом в истории кино, чем невольно сделал ему рекламу — картина разошлась большим тиражом на видеокассетах. Позднее в картине даже увидели профеминисткий посыл, ведь главная героиня сама мстит надругавшимся над ней мужчинам.
После 80-х годов фильмы этого жанра создавались по одной колее, и казалось, что он не будет развиваться. Однако сначала в 2017 году вышла картина «Выжившая», которую отметили за хорошую актерскую игру и нарочитую нереалистичность некоторых моментов, смягчающих градус жестокости. В 2020 году Эмиральд Феннел представила фильм «Девушка, подающая надежды», который удостоился премии «Оскар» за лучший сценарий. Большая редкость для фильмов этого жанра, если не сказать, уникальный случай.
источник: the-village.ru
Но картина Феннел не играет по правилам rape and revenge — во-первых, в ней нет жестоких сцен, которыми славятся фильмы этого жанра. Героиня Кэри Маллиган объясняет, пусть и весьма своеобразно, почему нельзя насиловать женщин. Во-вторых, изнасилование остается за кадром, оно только проговаривается. В-третьих, насильники в фильме — это не карикатурные преступники, а приличные, на первый взгляд, парни, о которых даже и подумать ничего плохого нельзя, настолько они благополучны. В этом и состоит главная революционная находка фильма: мы привыкли, что насилие совершают маргиналы, привыкшие к жестокости. Эмеральд Феннел показывает, что жестокими могут быть и «хорошие ребята», которые считают, что пьяная девушка по определению доступна. И тем более они не согласны, что совершили уголовное преступление — они же просто повеселились и записали на камеру издевательства над девушкой. А то, что девушка потом покончила с собой — это исключительно ее проблемы.
В заключение важно сказать, что rape and revenge — довольно специфический жанр, и в первоначальном своем виде малопривлекателен. Однако через него современные кинематографисты начинают говорить о важных социальных проблемах, как это ранее случилось с хоррорами. Очистив «фильмы мести» от эксплуатационных приемов и грамотно соединив их с другими жанрами, можно получить как минимум нестандартный проект.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)