Зачем городам мастер-планы: интервью со Светланой Бугаевой
В новом материале мы побеседовали с Светланой Бугаевой, архитектором и директором филиала компании «База 14» в Казахстане, а...
Впервые в Центральную Азию привезли работу, пожалуй, самого загадочного гения от мира искусства. 6 июня в Национальном музее РК в Астане состоялась ее презентация. История La Bella Principessa витиевата — 528-летний шедевр «хранился в ящике стола канадского коллекционера», а до этого висел неопознанным в кабинете итальянского реставратора.
Мы поговорили с организаторами выставки: узнали о самой «прекрасной принцессе», о том, почему нельзя делать снимки картины, и обсудили, есть ли в работе тот самый «код» да Винчи.
Привезти к нам «принцессу» было непросто. Организацией занялись посольство Итальянской Республики в Казахстане? Итальянский институт культуры и издательство Scripta Maneant. Проект получил патронаж Министерства культуры и информации РК, поэтому выставка работы идет в самом лучшем музее страны.
«Мы разделили огромный объем работы на всех уровнях, потому что было нелегко привезти сюда шедевр Леонардо да Винчи. Но совместными усилиями мы это сделали. Мы говорили о возможности рисков при путешествии картины в Казахстан, а путешествие достаточно долгое, и сама картина очень деликатная. Но ответ сразу же был «да»», – рассказал генеральный директор издательства Scripta Maneant Джорджио Армароли.
Генеральными спонсорами выступили ForteBank и Mastercard. Перед ними стояла задача обеспечить хрупкому предмету искусства (напомним, ему более пяти веков) надежную транспортировку и страхование.
«Такой шанс привезти картину самого да Винчи в Казахстан выпадает раз в жизни. Мы сразу ухватились за эту идею и с удовольствием поддержали её, выступив генеральным спонсором этой инициативы. Благодаря владельцам картины, которые предоставили её на некоммерческой основе, мы смогли сосредоточиться на покрытии расходов на транспортировку и страхование», — рассказала управляющий директор АО «ForteBank» Алия Есжан.
Длительное и тщательное исследование рисунка экспертами привело к выводам, что произведение действительно принадлежит руке именитого художника.
«Хотелось бы выразить своё глубокое уважение и признательность профессору Майклу Кемпу и другим экспертам за бесценную работу, которую они проделали», — отметил генеральный директор Мastercard в Казахстане и Центральной Азии Санжар Жамалов.
La Bella Principessa представляет собой рисунок, выполненный на листе пергамента красным, черным и белым мелом. На нем мы видим портрет девушки в профиль, в костюме эпохи Возрождения.
По версии происхождения работы в книге профессора Мартина Кемпа La Bella Principessa. The Profile Portrait of a Milanese Woman (2010), рисунок, который был вырван из по сути «семейного» экземпляра стихотворного панегирика, вручаемого в те времена в честь значимых событий, изображает 13-летнюю невесту Бьянку Сфорца, внебрачную дочь итальянского правителя Лодовико Моро.
«Написание этой картины предполагалось быть подарком к ее свадьбе», — отметили эксперты.
История La Bella Principessa начинается с женщины по имени Жанна Марчиг, которая в 1998 году выставила неизвестный на тот момент рисунок на аукционе Christie’s. Работа долгое время висела в кабинете ее мужа — реставратора из Флоренции. На аукционе рисунок определили как произведение немецкого мастера начала XIX века и продали за 19 000 долларов арт-дилеру Питеру Сильверману.
Сильверман, тем не менее, любил рассказывать, что нашел La Bella Principessa случайно в Швейцарии. Якобы он отдыхал с друзьями, и, когда ему понадобился телефон, открыл ящик стола. «Мое сердце дико заколотилось, — рассказывал он, — Я узнал флорентийский стиль и руку Леонардо. Это была вспышка». Захватывающая история с ящиком стола остается фантазией, однако реальная не менее интересна.
После того, как произведение было признано шедевром Леонардо да Винчи, Жанна Марчиг подала в суд на аукционный дом за введение в заблуждение относительно авторства работы, но дело она проиграла.
После того, как ряд экспертов установили и подтвердили авторство Леонардо да Винчи, известный британский фальсификатор Шон Гринхолш заявил, что рисунок — его рук дело.
«Я нарисовал его в 1978 году, когда работал в Co-Op1 в Болтоне», — рассказывает Гринхолш.
Моделью, по его словам, стала девушка по имени Салли, которая работала вместе с ним. Может ли итальянская принцесса Леонардо оказаться на самом деле девушкой Салли из Co-Op? Несмотря на широкое освещение в британской прессе, ни одна фотография упомянутой молодой леди не была опубликована, а ее участие в этой истории не было подтверждено никем, кроме самого Гринхолша.
Шон, по его словам, нарисовал La Bella Principessa в возрасте 16 или 17 лет, на довольно большом куске пергамента, который нашёл в местном антикварном магазине. Он утверждает, что не был вдохновлен «какой-либо конкретной работой», но признает, что пытался сделать «немного под Леонардо». Так как да Винчи был левшой, Гринхолш повернул холст по часовой стрелке, чтобы выполнить штриховку.
Соавтор вышеупомянутой книги Мартина Кемпа — Паскаль Котт называет историю фальсификатора неумелой и утверждает, что «он почерпнул данные из нашей книги, но пропустил часть информации». Котт также подсчитал количество мышц, задействованных при рисовании, чтобы продемонстрировать, что линии будут отличаться в том случае, когда штриховка сделана левой или правой рукой. Кроме того, в книге Кемпа приводятся дополнительные доводы, один из которых — рентгеновский анализ рисунка, открывший еще один слой работы да Винчи.
Упоминая о многочисленных аргументах, приведенных в исследовании Кемпа, Армароли рассказывает еще об одном — отпечаток пальца, найденный на рисунке, значительно походит на отпечаток великого мастера на другой его работе.
«В левом верхнем углу данного произведения был найден отпечаток пальца, который в восьми пунктах совпадает с отпечатком пальца Леонардо да Винчи», — ответил на вопрос о подлинности генеральный директор издательства Scripta Maneant Джорджио Армароли.
La Bella Principessa — не первое и, вполне возможно, не последнее произведение, вокруг которого не утихают дискуссии об авторстве да Винчи. Каждое появление новой работы гения рождает истории в духе Дэна Брауна. Общеизвестно, что есть еще одна картина, о принадлежности которой да Винчи тоже идут споры: работа находится во владении у принца Саудовской Аравии, и ее стоимость оценивают в 450 млн долларов. Возвращаясь к нашей «прекрасной принцессе», управляющий директор АО «ForteBank» отметила, что мастерство, с которым выполнена работа, — уже причина прийти и увидеть принцессу своими глазами.
«Насколько мне известно, основной противник авторства этой картины — это дом Christie’s, который в своё время не смог ее правильно оценить. А во всем остальном все авторитетные учёные и эксперты по творчеству Леонардо признали тот факт, что картина принадлежит руке да Винчи. Этой картине больше 500 лет. И то мастерство, с которым она написана, учитывая ее возраст, это уже причина прийти и посмотреть на нее», — добавила Алия Есжан.
Организаторы выставки отметили, что работа очень хрупкая, поэтому на выставке в Национальном музее снимать ее запрещено. Выставка идет до 4 августа. Стоимость билетов варьируется от 1000 до 1700 тенге (в зависимости от категории).
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)