×
×
Выделенный текст:
×

The Steppe - прогрессивный сайт о жизни, работе и увлечениях

Роботы, Алма-Ата и путешествия во времени: Что почитать из казахстанской фантастики?

Продолжаем знакомить вас с лучшими образцами отечественной фантастики. На сей раз представляем субъективный рейтинг писателя-фантаста Максима Лагно.

Фантастика

Сергей Буянов, «Тех/но/ген»

Любой рассказ сборника начинается с настолько бронебойной фразы, что читатель обречен на продолжение чтения. Такое умение работать с формой – первый признак профессионализма. Автор не причиняет читателю страданий, но виртуозно владея языком, ведет нить истории туда, куда считает нужным. Читатель же, захваченный первыми строчками, идет за автором до конца.

Сергей Буянов не из тех, кто подбирается к смыслу написанной истории через околицу аллюзий или полунамеков. Но при этом большинство рассказов, являются читателю не только увлекательной историей, но и выверенным буддийским коаном.

Такая смесь стремительного современного повествования и продуманной мудрости – редкое явление не только для казахстанских писателей, но и вообще среди современных русскоязычных авторов.

Будь ты трижды умным человеком, который «читал всякое» или даже лично предвзятым и враждебно настроенным к автору, рассказы все равно вызовут позитивные чувства. Маятник качается от пародии над андроидами в «Роботе легкого поведения» до пронзительно грустного рассказа в «Дэтти/Death-E». Именно с него я бы советовал начать чтение, ведь даже авторы иногда ошибаются в порядке расположения рассказов в сборниках.

На что похоже: Роджер Желязны и другие представители американской Новой Волны. 

Кому понравится: всем, кроме деятельных уятменов.

Кому не понравится: деятельным уятменам.


Фантастика ближнего прицела и немного утопия

Мадина Рахимбаева, «Кобелек» (Издательские решения, 2016)

Базаргуль переживает драму личных отношений, осложненную кризисом мировоззрения. Героиня романа решает уехать как можно дальше из города. Было бы желание, подвернется и возможность: вакансия в гигантском комплексе подземных сооружений МЭР (Мугоджарский Энергетический Район).

С момента переезда мир Базаргуль делится на Старый, где осталось все плохое, что было в жизни, и на Дивный Новый Мир, отгороженный от ада повседневности стенами технологичного бункера. Постепенно Базаргуль поднимается по иерархии МЭР, затевает успешные проекты и получает одобрение начальства. По сути, перед нами история золушки, которая всего добилась сама, а не при помощи волшебницы.

«Кобелек» – производственный роман пополам с умной женской прозой. Все-таки в центре повествования не умопомрачительные технологии, а женщина и ее стремление наладить собственную жизнь.

Фантастическим идеям романа Мадины Рахимбаевой желаешь поскорее стать реальностью. В «Кобелек» люди с талантами получают возможности применить их, а нечистые на руку сотрудники госорганов получают срок. В МЭР каждый заботится о том, чтобы хорошо делать свое дело, двигая общество к процветанию.

Меня не отпускала мысль: как же мы стали такими, что эти логичные вещи кажутся нам фантдопущением?


Научная фантастика

Александр Левин, «Время взаймы», (Издательские решения, 2017)

Главный герой, Антон Фридман, путешествует во времени – из далекого будущего в недалекое, но тоже будущее, с ясной целью: спасти свою семью. Благодаря этому приему прослеживается эволюционный путь человечества на протяжении нескольких столетий. Впрочем, количество столетий сложно измерить точно, так как в одном из вариантов будущего время стало течь в несколько раз быстрее из-за странной аномалии, в сути которой нам предстоит разбираться вместе с героем. Или только нам? Ведь по ходу сюжета у Фридмана возникают подозрения, что он уже был здесь, он уже делал это… он уже возвращался.

Александра Левина отличает щедрость на идеи (кстати, он тоже собрал свой субъективный рейтинг). Автор не из тех, кто берет одно фантастическое допущение и размазывает его на весь роман.

Здесь много всего: путешествия во времени, нейросети, контакт и даже феминизм.

Формулу происходящего во «Времени взаймы» я вывел бы такую: изменения в прошлом не ведут к изменениям в настоящем. Более того – нет никаких изменений, все уже было. Потому что время – это память. Она – самый доступный способ путешествовать в прошлое. Чтоб изменить прошлое, достаточно изменить воспоминания. Или же все-таки прошлое было изменено и соответственно поменялись воспоминания Фридмана о нем? И он обречен на постоянное возвращение? Как знать.

Александр Левин не из тех авторов, которые все разжевывают читателю. Иногда он совсем не дает нам времени, чтобы прожевать идеи, подсовывая загадку за загадкой. Создает эффект присутствия в мультивселенной, где в каждый момент времени происходят все варианты развития всех событий.

На кого похоже: Питер Уоттс пополам с Чаком Палаником (а еще немного на сериал Legion).

Кому понравится: любителям нелинейного повествования и загадочных концовок.

Кому не понравится: тем, кто предпочитает предсказуемые истории со счастливым концом, где все поженились и уехали жить на Гоа.


Приключенческая проза

Дина Махметова, «Юность в Галерии» (Литературный портал Проза.кз, 2016)

Действие короткого романа Дины Махметовой происходит в вымышленной стране, переживающей революционный Майдан. Главный герой – несовершеннолетний сын свергаемого диктатора. Отец, спасая то ли сына, то ли себя, почти передает отпрыска в руки революционеров, которые пробуют заняться его воспитанием в духе новой идеологии.

Герой увидит войну, будет путешествовать, встретит девушку – все как положено. Он будет взрослеть и, в конце концов, посмотрит на свою жизнь иначе.

Роман о подростках не заполнен сюсюканьем и поучениями, о том, что хорошо, а что плохо.

Эти выводы читатель сделает вместе с героем. Если захочет. Любовь и сопутствующий ей секс поданы без излишней порнографической детальности, но и не прячутся в стыдливое затемнение, как в кино 50-х. Все на своем месте.

К недостаткам «Галерии» я отнес бы то, что история, вполне логично завершенная, все же требует продолжения. Так и хочется терзать автора: «Будет продолжение или нет? Если нет, то почему? Если да, то когда, черт побери?»

На что похоже: на приключенческие повести в духе Майн Рида или «Пятнадцатилетнего капитана» Ж. Верна, но в современном исполнении, без утомительных описаний и пустых диалогов.


Городское фэнтези, любовное фэнтези

Маргарита Ленская, «Тайна Хранителей» («Мультимедийное издательство Стрельбицкого», 2017)

Сложно в двух словах описать о чем речь, потому что автор наполнила его разнообразными по направленности произведениями. Попробую поделиться тем, что больше всего запомнилось. Открывает сборник одноименная новелетта «Тайна Хранителей» – романтическое городское фэнтези, где действие происходит не в выдуманной стране, а у нас под боком, на многострадальном Алма-Атинском Арбате.

Русское слово «действие» бессильно в контексте рассказов Маргариты Ленской. Они полны крепкого экшена: герои дерутся, спасаются, преследуют, противостоят злу. Даже рассказ «Источник вдохновения», начавшийся как наивная история про какого-то домовенка, оборачивается эпичной битвой с морским чудищем, с применением огнестрела и серебряных пуль. Маргарита Ленская бережет читателя, не дает ему зевать и переключаться на Инстаграм.

Выделю остроумный рассказ «Потерянный мир» о планете, испытавшей экологическую катастрофу по вине… экологов. Он написан в духе твердой научной фантастики и стоит в сборнике несколько особняком. 

На кого похоже: Ольга Громыко и другие хорошие образцы российского фэнтези.

Кому понравится: ностальгирующим алмаатинцам и тем, кто любит насыщенное действие без крови и кишок на асфальте.

Кому не понравится: не ностальгирующим алмаатинцам и ненавистникам фэнтези.

Мы напишем вам о самом важном в The Steppe