ИИ-доула и геймификация: как казахстанский стартап МаМа завоевал доверие будущих мам
Период беременности — это не только радостное ожидание, но и время, наполненное вопросами, страхами и вызовами. Многие женщины...
— Айсулу, расскажи о себе? Где ты и училась и чем занимаешься?
Мне 21 год. Поступила в колледж декоративно-прикладного искусства. Живу в Алматы. Сначала обучалась на факультете живописи, так как думала, что лучше выучить азы, а дальше плавно переходить на аниматорские программы. С детства мне хотелось придумывать истории и рисовать мультфильмы. В первом семестре меня не устроил один из преподавателей и я перевелась на художественную роспись. Не знала тогда, что меня там встретит такая страшная вещь, как казахский орнамент.
— Почему страшная вещь, в чем проявился кошмар ситуации?
Так как наши творческие специальности входят в министерство культуры, то нас вгоняют в рамки в отношении всего этнического. Если изучаешь другие направления, даже близкие нам киргизские и узбекские росписи, то тебя злостно отрывают от этого и садят обратно за казахский орнамент.
Закончила колледж и, как сказали члены комиссии, моя дипломная работа оказалась более или менее оригинальной, потому что я использовала для росписи такой спорный материал, как гипс. Обычно для этого используют дерево, керамику, холсты или кожу. Взяла под основу историю-легенду о двух девушках Айсулу и Кунсулу. Моя бабушка раньше рассказывала мне эту историю и вышло довольно символично. За нее я получила свой первый авторский патент.
— Чем ты сейчас занимаешься?
После окончания пыталась заняться национальной темой и продвижением казахских орнаментов. Рухани жангыру там. Хотелось показать, что казахский орнамент – это не какая-то писулька на рекламном посте, а что-то более глубокое. Раньше специальные люди придумывали национальный орнамент. В одежде, например, орнамент проявлял себя через магические свойства – орнаменты на рукавах были необходимы от сглаза.
Однако, поехаев на конкурс «Шабыт» в Астане, я не прошла и первый этап. Хотя была уверена, что пройду хотя бы его. Когда забирала свою работу со стенда, то услышала разговор организаторов с одним из членов жюри, который сказал, что целый год одна и та же казахская тема и неужели нельзя придумать что-то оригинальное. Зачем министерство культуры вгоняет нас в эти рамки, если казахская тема уже раздражает? Потухло желание заниматься какой-либо просветительской деятельностью.
Потом я обратилась в одну независимую анимационную студию, которая иногда сотрудничает с «Казахфильмом» и каналом «Балапан».
— С тех пор ты начала рисовать комиксы?
Начала в прошлом году и сейчас уже в процессе разработки двух комиксов, которые хочу выпустить в печать. Изучаю для этого сценарное искусство, чтобы создать в одном комиксе единую вселенную.
Однажды общалась со своим старым знакомым, который говорил стереотипные вещи про девочек и их внешний вид. Первые комиксы были сделаны в ответку, потому что в такие моменты теряешься и сразу не можешь ответить. На фоне этого создала несколько комиксов и выложила на страницу.
Потом моя сестра увлеклась лукбуками и когда чистила лук, то придумала историю с «зацени мой лук».
— Кем ты вдохновляешься из тех, кто рисует комиксы?
Мне нравится sketchshark – это та стилистика, в которой я рисую. Еще нравятся комиксы Сары Андерсен про интровертную девочку, которая всех ненавидит.
— Ты говорила про стереотипы о внешнем виде девушек. У тебя проглядывается гендерные стереотипы и бодипозитив в комиксах. Расскажи про это подробнее?
Феминизм – это скверное слово и все начинают пальцем на тебя показывать, если слышат его. Поэтому стараюсь мягонько подавать эту тему, как лапкой котенка. Мне не нравится, что сейчас делают радикальные феминистки в мире. Например, то, что на Формуле-1 больше не могут стоять на старте красивые девушки и махать флажками. Считаю, что работа есть работа, мы же не можем отметить работу моделей. Придерживаюсь больше третьей волны феминизма, где никто не будет упрекать меня за внешний вид и деятельность. Меня чаще всего путают с мальчиком и был случай, когда я чуть не нарвалась на неприятности.
— Ты научилась рисовать в колледже, получается?
До колледжа обучалась у заслуженный художницы СССР по классической живописи. Правда в колледже мне пришлось менять свою стилистику письма на картинах, потому что в колледже был принят пост-советский импрессионизм. Темные цвета, депрессия и страдания, а яркие цвета могли быть только у театралов.
— Сколько занимает рисовка комиксов, расскажи про процесс?
Может занять день или два часа. Если что-то не получается, я отодвигаю и делаю что-то другое. Например, у меня возникает идея и на невзрачной бумажке рисую раскадровку, потом переношу ее на красивую бумагу и делаю чертеж. Должна быть четкая колористика, поэтому стараюсь передать характер не через эмоции, а цвета. Яркая картинка и цвет больше воспринимается человеком. Долго думаю, какой цвет выбрать для фона комикса, хоть они у меня простые и над ними не нужно задумываться.
— Чем ты еще увлекаешься помимо комиксов?
Как бы банально не звучало, но я увлекаюсь сериалами и мультфильмами. Например, мне очень нравятся современные мультики и большую часть стилистики я позаимствовала из современных трендов. Не зря же Gravity Falls, Rick and Morty и Время приключений такие популярные.
— Еще у тебя улавливается досада на недостатки казахского менталитета.
Для меня это в новинку, потому что я училась в русской школе, где мы не замечали национальности. Когда перешла в колледж, то начала замечать проявления национализма и шовинизма. Даже был момент, когда я сдавала анатомию с рисунками и конспектами, а мне поставили тройку, потому что я не знаю казахского языка.
— Почему у нас так мало людей в стране рисуют комиксы, сравнить с той же Россией?
В Москве, Петербурге и даже в Екатеринбурге есть куча фестивалей комиксов и магазинов, которые востребованы и не считают каждую копейку. А у нас есть пару издательств, например, «KHAN COMICS», но они не масштабируются.
Люди рисуют, но не умеют рекламировать себя. 80% художников не такие, как я. Если бы вы им написали и позвали на интервью, то они попросили бы отправить им вопросы на электронную почту. Две мои подруги-художницы минимизировали свое общение с людьми.
Благо есть интернет, где можно реализоваться.
— Какие у тебя планы на будущее?
Хотела бы сделать свой мультик и сотрудничать с компаниями из той же России, например. Уже пообщалась с аниматорами из «Казахфильма» и каналом «Балапан», на этой почве я и уволилась оттуда. Мне не понравились условия работы, несмотря на первые положительные впечатления.
Народ хорошо воспринял мои комиксы, даже феминистские и бодипозитивные. Пишут мне много хороших слов и одобрения. Все делятся своими историями, и одна девушка, которая носит паранджу, поделилась со мной, что многие люди осуждают ее выбор одежды и она меня понимает.
— Бывает, что люди ругаются на комиксы?
В основном мне девушки писали о том, как можно прославлять чревоугодие и чуть ли не швыряли в меня Библию. Посыл комиксов был в том, что надо любить себя независимо от того, какой ты комплекции. Люди иногда не понимают мои комиксы и некоторые даже желали мне смерти.
— Тебя читают твои родители, что они говорят?
Да, они очень сильно горят любой моей идеей. Там даже есть комикс, где мама с папой звонят немногочисленным родственникам и спрашивают, подписались ли они на мою страничку. Идеальный семейный маркетинг.
— Что посоветуешь начинающим художникам?
Возьми и рисуй. Раньше тоже парилась, как на этом зарабатывать. В иной раз люди забывают, что все нужно делать для удовольствия. Опыт мне подсказывает делать работу с душой.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)