Зачем городам мастер-планы: интервью со Светланой Бугаевой
В новом материале мы побеседовали с Светланой Бугаевой, архитектором и директором филиала компании «База 14» в Казахстане, а...
Меня всегда интересовала математика, но по мере развития технологий я начала интересоваться и сферой IT. Помню, как в 9 классе впервые познакомилась с биографией Стива Джобса и Билла Гейтса. Меня очень впечатлило, что с помощью технологий один человек способен создать нечто значительное, используемое людьми по всему миру.
В школе меня познакомили с программированием и пробовали отправлять на олимпиады, но получалось с переменным успехом. Мне особенно запомнилась олимпиада КБТУ, куда, помимо студентов, приглашали школьников попробовать свои силы в программировании. Командный формат соревнования создал азартную и свободную атмосферу, показав, что программирование — это не только долгие посиделки за компьютером, но, в первую очередь, совместная работа над интересными задачами. Это был очень вдохновляющий опыт, повлиявший на мое решение в выборе профессии.
По окончанию школы я поступила в МУИТ (Международный Университет Информационных Технологий, прим.ред.) — это был новый университет с молодыми преподавателями, свежей программой обучения и грантами. В первые месяцы программа была довольно интенсивной — преподаватели быстро обучали всех азам программирования, вне зависимости от наличия опыта. Скоро все освоились, и мы были готовы изучать программирование глубже.
Во время учёбы в университете мне удалось пройти стажировку в Швейцарии. Впервые оказавшись в Европе, я увидела разницу в культуре и в подходе к образованию, и захотелось испытать эту разницу на себе. По приезду, я решила попытаться поступить на магистратуру в Европу.
Я начала активно изучать магистерские программы и их требования. Больше всего мне подошла программа DAAD — это немецкая программа по поддержке международных академических обменов. Я решила на неё подать, прошла интервью и в итоге выиграла стипендию на магистратуру в Германию.
Почему-то казалось, что для работы зарубежом обязательно нужно иметь иностранный диплом. В итоге на работу в Microsoft меня взяли с моим казахстанским дипломом, и его оказалось вполне достаточно.
В Казахстане сфера IT развита намного больше, чем мир об этом знает.
У нас очень много умных ребят с хорошими знаниями и интересными идеями, эту энергию нужно только направить и применить. Студенты-выпускники не уступают своими способностями иностранным коллегам, несмотря на различия в системе обучения.
В целом, мне кажется, наше образование бы выиграло от сочетания структуры и гибкости. Нужно давать студентам глубокие знания в фундаментальных дисциплинах, а дальше позволить им выбирать предметы, отталкиваясь от своих интересов и требований рынка.
У меня была далекая мечта поработать в Кремниевой долине, но я не представляла, как это возможно и нужны ли мы там вообще. Мне повезло, что в моём окружении оказалось много талантливых людей, которые на своём примере доказали, что в США нас вполне ждут и мы можем быть полезны им. Один из таких друзей и отправил мое резюме в Microsoft. Ещё с тех пор, как меня вдохновили истории Билла Гейтса и Стива Джобса, Microsoft казался мне компанией, в которой хочется работать.
До приезда в Кремниевую долину, мне казалось, что здесь работают люди со сверхспособностями. На деле оказалось, что они не так сильно отличаются от других. Очень многие люди в Казахстане могут делать то же самое, они просто не пробуют.
Первое время мне было даже обидно, что так мало людей пробуют подавать сюда на работу, боясь, что в США происходит что-то невообразимо сложное. На самом деле, у многих бы получилось. В сети есть много материалов, о том как проходят интервью, какие требования предьявляют новым сотрудникам и как к ним готовиться.
В Microsoft меня нанимали как выпускника университета без опыта работы. Большинство крупных компаний прекрасно понимают, что начинающему специалисту понадобится некоторое время, чтобы понять внутренние процессы. Они абсолютно спокойно относятся к этому, ожидая, что первое время ты будешь учиться и привыкать к работе. Если они понимают, что ты можешь быть полезен для компании, они готовы тебя обучать и дальше.
Возможно, мне повезло, но адаптироваться было намного легче, чем я ожидала. Я мысленно рисовала картину, в которой не буду спать ночами, пытаясь как можно быстрее вникнуть в новый проект. На деле оказалось, что можно поддерживать здоровый баланс между работой и личной жизнью.
В Долине очень приветливая среда — здесь нет агрессивной корпоративной культуры. Тут больше ценится твоя работоспособность, серьёзный подход к работе, дружелюбность и порядочность. Компании не хотят использовать сотрудника, выжимая из него всю энергию, но хотят установить долгосрочные отношения с работником, где ему будет приятно работать с компанией, а в команде сохранялась здоровая атмосфера.
По моему субъективному впечатленинию, в Казахстане на программистов учатся больше девочек, чем в США. Есть исследование, доказывающее, что в развивающихся странах в технологии идут больше девочек, чем в развитых странах. Частично это связано с тем, что у девочек в развивающихся странах есть необходимость получить хорошую работу, которая более востребована и высокооплачиваема на рынке.
Так вышло, что почти половина моей команды, с которой я работаю в Microsoft, состоит из девочек. В целом, их, конечно, не так много. Над этим сейчас усиленно работают большинство корпораций — они пытаются разнообразить состав сотрудников, чтобы слышать мнения людей с разными взглядами и бэкграундом — в том числе это и гендерное разнообразие.
Глупо отрицать, что мужчины и женщины разные. Однако эта разница не означает обязательное преимущество в одной сфере, скорее она приводит к разным подходам к решению одних проблем. Чем больше мнений объединится над одной задачей, тем более обширным получится решение — и люди начинают это понимать.
Большинство страхов, вроде «девочкам нет места в IT» надуманы со стороны.
Девочек в IT действительно не очень много. Но, чаще это не потому что им не дают туда идти, но оттого, что они мало знакомы со сферой и не решаются пробовать. Конечно, STEM не обязан нравиться всем: кому-то ближе маркетинг, кому-то дизайн — и это справедливо. Но я считаю, что если есть интерес к IT, то не стоит его отбрасывать, только потому что программирование считается «неженской» профессией. В действительности, в IT сфере работают культурные и образованные люди, которые понимают, что человек оценивается не по полу, а по его достижениям, навыкам и качествам.
В детстве, мне казалось, что достижение — это попасть в Кремниевую долину. Оглядываясь назад, мне кажется, что дети должны мечтать о большем. Они должны мечтать построить свою Кремниевую долину.
Главное — не бояться мечтать.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)