Женщины, которые меняют мир
О том, как у них получилось открыть свое дело, а после — найти настоящую суперсилу. Сегодня...
За 6 лет в профессиональном скейтбординге могу похвастаться чемпионством во всех соревнованиях в Казахстане и в нескольких соревнованиях по СНГ. В 2011 году, находясь в Китае, пытался сделать один серьезный трюк. Он оказался неудачным — я получил травму колена. Целый год находился в депрессии, а после операции снова повредил колено. Потом была повторная операция, но я так и не восстановился. Это было трудное для меня время. Параллельно я учился в университете по специальности маркетолог. По профессии работать не планировал.
После травмы я морально повзрослел. В жизни произошли изменения – я переосмыслил ценности, встретил свою будущую жену. В тот период она поддержала меня и вдохновила на рост и развитие.
У меня был преподавательский опыт в скейтбординге. Я стал преподавать мастерство детям. Давал базовые знания, шаг за шагом прорабатывая каждое движение, но это неблагодарный труд. Однажды мне сказал один ученик: «Я же плачу деньги, научи меня сразу делать трюк 360 флип на скейте». Меня тогда задели слова. Нужно понимать, что разу ничего не бывает, всему нужно учиться. Если меня пригласят тренировать Национальную сборную, то я подумаю.
Раньше я всегда находился по ту сторону камеры. Чаще всего меня фотографировали на соревнованиях. Я желал оставаться в мире скейтбординга и экстремальных видов спорта. Тогда я решил: а почему бы мне не попробовать фотографировать спортсменов и их трюки?
Мне помогали и наставляли мои друзья-фотографы. Мой друг Даниил Колодин часто меня фотографировал и помогал советами при выборе техники. Другой мой приятель — Максим Шатров позволял мне пользоваться своим фотоаппаратом. У меня неплохо получалось. Я понимал, в какой момент нужно поймать трюк скейтбордиста и нажать на спуск затвора фотоаппарата. Также хотел отметить Дамира Отегена, когда мы работали вVOXPOPULI, все равнялись на него, так как он отличался своим осознанным и серьезным подходом к делу.
Взял кредит, купил себе технику — у меня не было пути назад. Я учился чему-то новому, экспериментировал со светом, делал фотоснимки друзей совершенно бесплатно. Сейчас я завидую начинающим фотографам. Они так искренне восхищаются своими кадрами, любыми успехами. Все это так прекрасно.
Я работал с разными жанрами. Технически я могу все снимать: и репортажи, и портреты, и моду. По духу ближе всего кадры, рассказывающие историю. Для этого нужно правильно выставить свет, показать эмоции. Такие фотографии либо вызывают вопросы, либо нет. На мой взгляд, поток фотографий в Instagram однообразен. Хочется задержать свой взгляд на необычном кадре.
Мне не нравится, когда человек портит красоту природы. Например, выезжаешь недалеко за город и видишь столб на фоне гор, либо железные заборы на фоне степи. Чтобы почувствовать настоящую свободу, нужно уехать далеко-далеко от города. Через фотографию мне нравится передавать природную естественность и образ человека. Все герои на фотосессии такие, какие они есть на самом деле. В Казахстане я нашел стиль жизни и свободу, которая есть в Калифорнии.
Меня вдохновляют мировые фотографы. Среди них – Джой Лоренс, Крис Беркард. ВInstagram я подписан на некоторых моделей. Смотрю на стиль фотографий, ракурсы. Чаще всего они отмечают фотографов. Перейдя по ссылкам, я просматриваю их работы, ко мне приходят идеи.
Мой первый успешный фотопроект – путешествие автостопом по Казахстану. Это был интересный и экстремальный опыт. Во втором проекте стояла задача добраться до крайних точек Казахстана, до самых границ. Там находились отдаленные аулы или села. Я снимал портреты жителей. Честно говоря, сложность заключалась в том, чтобы добраться до этих точек. Не важно как: на автомобиле, на осле или верблюде. Благодаря коммуникационным навыкам мне удалось выполнить все задания и завершить начатое. Этим проектом я горжусь.
В прошлом году мне посчастливилось принять участие в другом крутом проекте. Я снимал забег ультрамарафонца Дина Карнезиаза. Он бежал из Ташкента в Алматы.
Мероприятие было приурочено к 25-летию дружбы между Казахстаном и США. В течение 10 дней, пока марафонец бежал, я ехал рядом на минивене и снимал его. Причем каждая фотография должна быть уникальной – в разных географических локациях. Это было тяжело, но увлекательно!
Моя цель сейчас – выйти на международный уровень и развиваться дальше.
Ко мне часто обращаются с просьбами. Приходит ко мне девушка и спрашивает: «Можно сделать так, чтобы я была стройная на фотографии?». Я ей отвечаю: «Тогда тебе нужно меньше есть, ходить в спортзал».
Мне обидно, когда талантливые личности уезжают из страны. Хочется развивать фоторынок в Казахстане. Есть огромное желание продолжать выдавать уникальный контент. У меня было несколько идей, которые можно было бы реализовать в духе свободы. Сейчас в руках у людей есть доступ в интернет, к правильным источникам вдохновения, к знаниям. Но вместо этого они на своем смартфоне смотрят видеоприколы и котиков.
Я возьмусь за любую съемку, если даже это будет мероприятие на Марсе. Или за съемку еды. Если клиент придет ко мне с такими запросами, не буду отказываться. Я просто предложу свою альтернативу. Например, давай вывезем еду в степь и сфотографируем ее по-другому, небанально. Если клиент согласен, возьмусь за эту работу. Если не найдем компромисса, откажусь от съемки. Но если за съемку предложат миллионы, то я, как и многие фотографы, не смогу устоять. Соглашусь.
Мое вдохновение – это путешествия. Из каждой поездки я привожу фотографии. После таких работ меня лучше узнают люди. Последний раз я был в Африке и снимал необычные кадры. А бывает такое – увижу образ, а потом привношу его в свои фотографии.
Я не могу навязывать начинающим фотографам свой стиль. Не нужно быть похожим на меня. Мой совет – снимай то, что тебе близко по духу. Если ты любишь готовить, то снимай еду. Когда я преподавал в школе фотографии Huawei, я вдохновлял своих учеников: «Идите и пробуйте. Играйте со светом, с ракурсами». Сейчас настолько доступны и камеры, и смартфоны, что это не проблема — начать снимать. Люди боятся экспереминтировать, но главное — начать.
Каждый фотограф проходит стадию исполнителя. Представим, арт-директор придумал коммерческую съемку в студии, нужно выставить правильно свет и нажать на кнопку. Все готово. Мне было важно выйти из стадии исполнителя и подходить к заданию с творческой стороны. Я предлагаю заказчику интересные варианты фотосъемки.
Для меня фотография – это работа. Во-первых, это работа проб и ошибок. Во-вторых, это правильные источники вдохновения, на кого равняешься. В-третьих, это анализ своих работ.Все фотографии в мире уже сняты и не надо изобретать велосипед. Просто нужно иметь свое видение фотографии.
Съемка за 5000 тенге будет некачественной. Простой пример, свадебная фотография. Вы видели таких фотографов, которые снимают за 50 000 тенге и бегают целый день. Получается соответственный результат. Кому-то сойдет такая съемка по принципу: «Мне надо просто запечатлеть этот день». Два человека встретились – эта ниша закрылась. Таких ниш может быть много. У каждого клиента свои ожидания и бюджет. Он ищет фотографа, который соответствует этим требованиям.
Я не снимаю свадьбы. Это адский труд. Зачастую свадьба – это работа с частным лицом, а не с агентством. Я люблю, когда людям нравятся мои работы. А бывает так, что у невесты «важный день» и что-то пошло не так. И ей не нравится ничего – ни фотографии, ни макияж. Она не аргументировано ругает мои работы и всем говорит потом, что я наснимал что-то не то. Это нечестно. Мне нравится работать с агентствами. Они знают, чего хотят. Если агентства озвучивают критику, то она обоснована.
Я счастлив и наслаждаюсь тем, что у меня есть. Есть такая фраза: какая разница сколько лет твоим кедам, если ты гуляешь в них по Парижу. Можно с ума сойти, если кому-то все время завидовать.
Тем, кто находится в постоянном движении, необходима пауза. И в такие моменты с ними будет Tullamore D.E.W.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)