Кто такой продакт-менеджер и почему ИИ не сможет заменить эту профессию
Искусственный интеллект является удобным инструментом для работы, но не сможет заменить все профессии. Таким мнением поделился...
Саид Атабеков — казахстанский современный художник, чьи работы были представлены на Suns and Neons above Kazakhstan, Yarat (Баку), The Other & Me, Sharjah Art Museum, 5-ю Московскую биеннале, Павильон Центральной Азии на Венецианской биеннале, Ostalgia, New Museum (Нью-Йорк), Time of the Storytellers, KIASMA (Хельсинки) и 9-ой Стамбульской биеннале.
«Степь» поговорила с художником и узнала, с чего начался его творческий путь, почему не мог поступить в художественное училище и что значит для него искусство.
Изобразительным искусством я увлекаюсь с детства. Будучи школьником рисовал разные плакаты, стенгазеты. В старших классах преподаватель по изобразительному искусству Бауыржан ағай увидел во мне потенциал и повез в ташкентскую изо-студию, где я рисовал по вечерам.
Если честно, я пробовал поступить в вуз четыре раза, и все четыре раза — безуспешно. Были трудности с русским языком и историей кпсс, а вот экзамены по живописи и композиции сдавал на отлично.
Помню, когда сдавал документы в Ташкенте, услышал, как две женщины шептались о моей национальности — казах. На фоне юношеского максимализма эти слова так на меня подействовали, что я решил уехать в Казахстан.
В Шымкент я приехал с братом, тогда мы постеснялись рассказывать родным о моих провалах, поэтому все думали, что я учусь. Три года проработал на медном заводе.
В 1988 году я все-таки поступил в Шымкентское художественное училище имени Кастеева и закончил его по специальности художник-оформитель. Тогда не было таких профессий, как графический художник или веб-дизайнер, мы ведь все руками рисовали.
Я учился в училище, образование в котором было лучше, чем в институтах. Мы делали уклон лишь на профильные предметы, потому что другие общеобразовательные предметы отнимают много времени. Я думаю, что лучше за это время оттачивать мастерство.
После второго курса мы ездили в Польшу, а на третьем — в Россию. Посетили разные музеи, выставки, Эрмитаж.
После этих поездок я понял, что хочу заниматься творчеством. Именно эти поездки помогли мне понять, что я люблю искусство. Не знаю, практикуется ли такая программа в нынешних вузах, но я считаю, что это отличная возможность понять, хочешь ли ты двигаться в этом направлении или нет.
Рисовать или строить инсталляции только тогда, когда ты вдохновлен — неправильно. Я не хочу зависеть от вдохновения, а хочу работать все время. Необязательно трудиться руками, можно также работать мысленно. Я, например, могу заниматься совсем другим, но думать об эскизах и планировать объекты. Работаю в основном у себя в мастерской в Шымкенте.
У меня есть много знакомых художников, которые хотят приехать в Казахстан. Поэтому я построил небольшое пространство, где тепло и есть все необходимое для работы: свет, вода, газ.
Ко мне уже приезжали художники из Голландии, Италии, Америки, чтобы просто посмотреть, чем я занимаюсь и обменяться опытом.
Меруерт Калиева, куратор Aspan Gallery: В центральной Азии существует ситуация, которая отлична от других мест. Для меня всегда было интересно, какие ситуации происходят в других точках мира, но не на Западе: Африка, Восточная Америка, Юго-Восточная Азия. Потому что быть художником в нашем регионе или в Мали — это совсем другой опыт, чем быть художником во Франции или в Англии. Я не говорю, что там художником быть легко, просто пути их в странах, где есть институциональная поддержка, доступ к образовательным грантам, галереи и музеи отличаются от пути наших художников.
Мы решили провести выставку двух художников, так как у них есть точки соприкосновения. Несмотря на очевидные культурные и географические различия, в творчестве художников можно проследить общие тенденции – оба исследуют вопросы границ, идентичности, а также взаимодействия разных культур, религий и идеологий, и работают с традиционными для своего региона материалами.
У Абдуллы Конате вы можете встретить работы, где он задумывается об идее миграции, об идеи государства и их границах.
Те же самые темы можно увидеть в творчестве Саида. Инсталляции с корпеше флагами это своего рода рассуждения на тему границ и на то, насколько мы воспринимаем эту тему как данное. Во всех странах есть границы и мы их защищаем, поэтому нам кажется, что это — нормально. Но что если это не так?
Есть работа «Сын востока», на которой изображен мальчик в шаныраке. Это тоже своего рода рассуждение о западных, восточных ценностях и о перекрестке культур, которых также очень много в работах Абдуллы Конате.
Интересно, что художников, которые никогда в жизни не встречались и живут в совершенно разных точках с разными культурами, каким-то образом волнуют одни и те же проблемы.
О работах
Меруерт: «Дорога в Рим» — это серия работ, над которыми Саид работает с 2007 года. Серия постоянно пополняется новыми работами, потому что это открытая тема, к которой он любит возвращаться. Также есть такое высказывание: все дороги ведут в Рим. То есть можно наблюдать за некой прогрессией, так как автор пополняет серию новыми фотографиями. К некоторым моментам Саид возвращается. Например, когда он только начал этот проект, он фотографировал женщину, которая держала факел в руке, два года назад он вернулся к этой женщине, у которой, как оказалось, уже трое детей.
Саид: Вообще мне хочется побольше заниматься живописью и объектами, но у меня не было своей студии и я решил заняться фотографией. Я по своей натуре интроверт, поэтому делаю инсталляции и фотографии, которые все скажут за меня. Все мои фотографии — постановочные, на которые я делаю эскизы, чтобы представить, как это будет выглядеть. Для меня не имеет значения красиво это выглядит или нет, главное, чтобы фотография говорила за меня.
Фотографии из серии «Дорога в Рим» делались на юге Казахстана, некоторые в Турции, Индии и Венеции.
Мне очень нравится экспериментировать. Например, сейчас все свои фотографии мне хочется замазать глиной. Это просто мое желание, я ничего не могу с ним поделать.
Над проектом «Кокпар» я работал c 2009 года. Как-то на кокпаре увидел название бренда на спине игрока. Сделал первую фотографию, после чего пришла идея сделать серию подобных фотографий. Каждый раз встречаются новые названия: «coca-cola», «dolce&gabbana» и тд. Встречать надписи знаменитых брендов, которые мы привыкли видеть где-то в Алматы, в деревне за 200-300 км от Шымкента — смешно и интересно.
У меня четверо детей. Никто из них не увлекается живописью, я и не заставляю. Сын учится на архитектора и хочет заниматься дизайном обуви. Я лишь хочу, чтобы они знали, что искусство- это не только натюрморт или пейзаж, но также и замазанная глиной или нарисованная на обоях картина. А еще они слушают классику. Особенно любят Вивальди.
Для меня самое главное, чтобы у людей было уважение к человеческому творчеству. Неважно, в каких проявлениях.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)