Как создавалась крупнейшая отечественная сеть кофе-баров «Salem» 

7 минут Айдана Киндирова
Как создавалась крупнейшая отечественная сеть кофе-баров «Salem» 

Основатели отечественной сети кофе-баров «Salem» Аят Азимов, Данияр Мамирханов и Максат Аманмурадов рассказали о том, как за два года открыли 11 кофе-баров по всему Казахстану, почему они работают на зарплату в 100 тысяч тенге и в чем их преимущество перед «Costa Coffee» и «Starbucks».

Идея

Аят: Бизнесом мы управляем втроем: я, Максат и Данияр. Все родом из Шымкента. Так сложилось, что мы все вместе работали на одну из национальных компаний на Тенгизе (Атырауская область), и в ходе разных разговоров в конце 2015-го года появилась идея открыть кофе-бар. 

После долгих совещаний и разговоров, мы поняли, что в Шымкент необходимо привезти формат «кофе с собой», так как подобного формата в городе не было. Есть кофейни, где подают кофе в фарфоровых кружках или в простых белых картонных стаканчиках. Никто не уделял особого внимания брендированию. А мы хотели, чтобы все наши посетители могли насладиться напитком в уютной обстановке и взять кофе с собой.

Аят Азимов

Уникальность проекта

В марте 2016-го года мы открыли первый кофе-бар в городе Шымкент. Но до этого около трех месяцев проводили анализ: какое оборудование лучше подобрать, с какими сортами кофе лучше работать, как набирать персонал. 

Также исследовали названия казахстанских кофеен и поняли, что почти все они  — иностранные: «Hot Coffee», «Marrone Rosso» и тд. Долго думали над названием бренда и решили выбрать наше казахское слово «Salem» — приветствие, означающее «мир» и просто широко используемое слово у нас в стране. 

70% наших ингредиентов производятся в Казахстане. Только кофейные зерна привозятся из Колумбии и Бразилии. С августа 2017 года мы сами начали обжаривать кофе и запустили цех, а этим не каждая кофейня может гордиться. Так что мы теперь тоже в числе производителей.

Сахар производится и брендируется в Шымкенте. Стаканчики покупаем у финских производителей, но меняем поставщика на казахстанского и уже ведем переговоры о сотрудничестве. Для нас очень важно не пожертвовать качеством в поисках низкой цены. 

Замороженная выпечка также отечественного производства, в то время когда другие крупные сети кофеен привозят замороженную выпечку из за рубежа.

Поэтому можно сказать, что мы не сильно зависим от других стран и практически полностью можем работать с казахстанским производителем.

О команде

Максат: В кадровом составе у нас 31 человек, 15 из которых работают в офисе, 16 — в кофейнях. В штат набираем молодых ребят, у которых нет большого опыта, потому что, у опытных есть свои стандарты работы, которые очень сложно изменить. Мы сами обучаем сотрудников и делаем из них настоящих профессионалов. 

Максат Аманмурадов

Я проходил специальные курсы бариста, также имею опыт работы в этой сфере, поэтому выполняю функцию старшего бариста и тренера. Занимаюсь обучением персонала.  

Мы разработали программу карьерного роста для внутренних сотрудников, чтобы они в дальнейшем могли занимать лидерские позиции. Например, наш нынешний маркетолог бывший бариста, который уже знает все тонкости изнутри.

Есть отдел архитектуры и дизайна, логистики и закупок, отдел маркетинга и отдел продаж. Юридическими и бухгалтерскими услугами пользуемся на аутсорсе. 

Мы посещаем различные тренинги, и по бизнес-управлению, и по бухгалтерии, потому что мы всегда открыты к знаниям. Управляющему персоналу просто необходимо всегда развиваться.

Сложности

Через полгода после запуска первого кофе-бара, мы открыли второй там же в Шымкенте. За эти полгода мы успели набрать опыт как в управлении, так и в работе с персоналом. Да, мы читали разную литературу по управлению бизнесом, но поняли, что на деле это все по-другому. Мы не знали как набрать в команду правильных людей, не знали, что нам необходим управляющий персонал, не знали как выбрать подходящее оборудование.

В начале пути из-за нечетких распределений обязанностей у нас часто возникали конфликты. Только после того, как мы начали нанимать правильных людей, мы смогли переключиться на другие проекты.

Данияр: Мы занимались только распределением заданий между сотрудниками. Например, на каждый кофе-бар мы наняли по одному управляющему, который ежедневно должен распределять задания между бариста и проводить инкассацию, на что у него уходит два часа. Мы поняли, что это не совсем эффективно, поэтому назначили одного управляющего на все семь точек кофе-баров. Конечно, назначенному управляющему казалось, что это невозможно. Но мы определили сколько времени должно уделяться каждому кофе-бару и наладили правильный тайм-менеджмент.

Данияр Мамирханов

Были сложности с поиском места размещения потенциального кофе-бара, потому что многие хорошие места были уже заняты. Конкуренция набирала обороты и нам приходилось тратить больше времени и сил на поиски локации.

А также столкнулись со сложностями в финансовом плане, поэтому со многими поставщиками перешли на постоплату и продавали больше, чем могли себе позволить.

Франшиза

Аят: Благодаря тому, что мы эффективно соблюдали дисциплину затрат, мы смогли накопить на другие точки, а потом уже и на франшизу.

К открытию каждой точки мы готовились основательно, потому что хотели передать знания и опыт другим. В июле 2017-го мы продали свою первую франшизу в Алматы. 

команда

Мы начинали продавать нашу франшизу за 500 тысяч тенге, с ноября стоимость выросла до 750 тысяч тенге. За эти деньги мы предоставляем сам бренд, бизнес-план, проводим 7-дневные тренинги по нашей системе CRМ и управлению бизнесом, 3-дневное обучение по баристике и работе с инвентаризацией.

Наш отдел архитектуры и дизайна создает для каждого франчайзи уникальные дизайн проекты. То есть мы продаем весь наш опыт и информацию. Роялти франшизы составляет 3% от ежемесячных продаж.

Цены

Данияр: С ценообразованием дела обстоят немного по-другому, потому что в Шымкенте мы не можем продавать стакан кофе за 800-1000 тенге как в Астане или Алматы. Мы начинали с 390 тенге за стакан капучино, себестоимость которого обходилась нам в 125 тенге. Сейчас себестоимость выросла до 175 тенге, но это лишь цена ингредиентов и стакана.

Нужно понимать, что цена растет с прибавлением в стоимость арендной платы, заработной платы сотрудников и прочих расходов. Цена одного стакана капучино — 490 тенге. На сегодняшний день именно цена играет ключевую роль в нашем успехе. 

Финансы

Аят: В открытие первой точки «Salem» мы инвестировали 15 млн тенге, на проект франшизы — около 5 млн тенге. Максат с Данияром инвестировали в проект из своих сбережений. Я часть суммы взял в кредит.

Конечно, этих 15 млн не хватило бы для масштабирования и открытия новых кофе-баров. Но мы понимали, что если не занять нишу сейчас, то потом будет поздно. Именно поэтому на определенном этапе развития мы привлекли партнеров и инвесторов для более быстрого масштабирования.

команда

Открытие небольшого кофе-бара обойдется в среднем в 3 млн тенге. В эту сумму входит: сооружение самого кофе-бара, оборудование, коммуникации и прочие расходы. Нам удалось прийти к этой сравнительно небольшой цифре через свой опыт. Сегодня мы знаем с какими поставщиками и перевозчиками работать, чтобы конечную стоимость товара для наших франчайзи сделать максимально низкой.

Планы

Максат: Мы можем назвать себя крупнейшим отечественным брендом в формате кофе с собой. Сейчас у нас функционируют восемь кофе-баров «Salem» в Шымкенте и четыре франшизы в городах Астана, Алматы и Кокшетау. До конца года планируется открытие еще трех точек в этих городах.

В следующем году мы планируем выйти на оборот в 360 млн тенге в год. Это реальные цифры, если учитывать и франшизную сеть, что в совокупности составляет 15 кофе-баров.

Аят: У нас очень амбициозные планы и учитывая наши возможности в условиях Евразийского Экономического Союза, мы могли бы выходить на рынки соседних стран. Однако в первую очередь мы бы хотели добиться присутствия во всех городах Казахстана.

Среди конкурентов мы выделяем «Costa coffee» и «Starbucks». Конечно, соперничать с мировыми брендами сложно, но наше главное преимущество — это цена, которую другие бренды предложить не смогут.

Статьи STEPPE

Не только венчур: как MOST планирует развивать альтернативные инвестиции в Казахстане. Интервью с Павлом Коктышевым

Не только венчур: как MOST планирует развивать альтернативные инвестиции в Казахстане. Интервью с Павлом Коктышевым

В условиях глобального роста интереса к альтернативным инвестициям, Павел Коктышев и его команда создали MOST Investors Club,...

4 минуты
4 минуты
«‎Возможно, сегодня киберпреступность — это бизнес на несколько триллионов долларов»‎: интервью с сооснователем IT-компании Acronis Serg Bell

«‎Возможно, сегодня киберпреступность — это бизнес на несколько триллионов долларов»‎: интервью с сооснователем IT-компании Acronis Serg Bell

Serg Bell — предприниматель и венчурный инвестор, сооснователь, член совета директоров и бывший генеральный директор компании...

3 минуты
3 минуты
Back-to-School: как сезонные тренды влияют на рынок и что это значит для бизнеса?
Партнерский

Back-to-School: как сезонные тренды влияют на рынок и что это значит для бизнеса?

В преддверии нового учебного года родители активно готовятся к сезону Back-to-School, приобретая все необходимое для своих...

3 минуты
3 минуты
Oraclus: Search Engine Developed in Kazakhstan Uses GPT Algorithms to Answer Any Question About Web3. 

Oraclus: Search Engine Developed in Kazakhstan Uses GPT Algorithms to Answer Any Question About Web3. 

Oraclus is an innovative AI search engine that generates answers to any user request related to Web3. The service's co-founder,...

6 минут
6 минут