Мимо #MeToo: Как харассмент в музыкальной культуре Казахстана стал нормой и почему все об этом молчат

9 минут Данеля Ходжаева
Мимо #MeToo: Как харассмент в музыкальной культуре Казахстана стал нормой и почему все об этом молчат

В пятницу, 28 февраля казахстанская артистка Dequine посетила мероприятие от музыкального лейбла ozen. На следующий день она опубликовала пост о том, что два артиста лейбла — «Кисло-Сладкий» и Bonah подвергли её харассменту. Текст вызвал моментальную реакцию аудитории и, как выяснилось, Данеля была не единственной, кого домогались рэперы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

вчера на мероприятии озена меня захарассили два выступающих артиста ⠀ просто, не думая, на кураже после выступления и просто потому что решили, что могут себе такое позволить. not a big deal. ⠀ захожу за подругой в гримерку и по дороге встречаю КС, с которым мы были знакомы до этого, он преграждает путь и начинает дико орать мне в лицо «ТЫ КТО ТАКАЯ ТЫ КТО ТЫ ТАКАЯ КТО КУДА ПОШЛА» и через минуту «а Декуин, ты что ли?» хватает меня за грудь и в развалку уходит. not a big deal. ⠀ проходит три часа, и по дороге к выходу, встречаю Б, с которым мы так же были знакомы, ⠀ говорю что собралась домой и пока мы говорили, в один момент его рука спустилась мне на зад ⠀ думаю может показалось, может он случайно и молча убрала его руку, через 5 минут разговора произошло тоже самое. ⠀ зато какое удивленное лицо он сделал, когда получил пощечину. что КС, что Б. и обиженно ушел со словами «все с тобой понятно». ⠀ я вот приехала домой, сидела долго думала над этим и у меня вопрос ВЫ БЛЯТЬ КЕМ СЕБЯ ВОЗОМНИЛИ, РЕБЯТА?! ⠀ оказалось я не единственная в цепочке вашего пьяного или наркотического угара. ⠀ и если вы со мной так себя ведете, учитывая и аудиторию, и то, что я в братско-сестринских отношениях с людьми, которые вам помогают карьеру строить, то как интересно вы со своими слушательницами обращаетесь и что вы там можете выдавать? ⠀ в заполненном людьми клубе. ⠀ почему девушки должны через подобное проходить? почему они должны выслушивать «да ладно тебе, забей», слышать смешки, когда кому то, видите ли, захотелось потрогать их тело? ⠀ почему мы должны бояться ходить в общественные места в цивилизованной стране? думать а не спровоцировала ли я сама происшествие? была ли я достаточно закрыто одета? ⠀ почему я должна чувствовать стыд и вину за действия вседозволенного уебка, который уверен что он может себе это позволить? ⠀ я трижды подвергалась харассменту, трижды безнаказанно, трижды от всех вами известных рэперов. молчать об этом больше не буду. ⠀ и если не очевидно что это НЕ нормально, будем говорить вслух, будем объяснять, но уже с именами и фактами (продолжение в карусели)

Публикация от вишня (@dequiine) 29 Фев 2020 в 6:32 PST

Другой жертвой харассмента со стороны «Кисло-Сладкого» в тот вечер оказалась девушка с почти идентичным именем — Данель. Она пришла на ивент вместе с двоюродной сестрой и коллегой. Их пригласили партнеры для возможности дальнейшего сотрудничества с лейблом. Не дожидаясь окончания ивента, девушки решили уйти к полвторому ночи.

Уже направляясь к выходу, она подверглась сексуальным домогательствам рэпера: «Внезапно меня кто-то потянул за руку. Обернувшись, я поняла, что это один из парней, который поёт “че там, как там, yeah”. На тот момент понятия не имела как их зовут, затем сестренка просветила, что он выступает под псевдонимом “Кисло-Сладкий”.

Он силой подтянул меня к себе и попытался поцеловать. Я еле успела подставить свою ладонь между его губ и своим лицом.

Затем он отодвинул мою руку и чмокнул меня в щеку. Я оттолкнула его, вырвалась, и в панике решила просто уйти. Развернувшись, почувствовала его руку на своей заднице. Он успел меня шлепнуть. Я, не понимая что происходит, решила просто рвануть к выходу.

В теории всегда думала, что если ко мне кто-то будет приставать, то я легко смогу дать отпор. А на самом деле оказалось не так то просто… Я пребывала в таком шоке от того, что какой-то левый чувак считает, что он имеет право так себя вести с любой. 

По дороге домой мы с сестренкой это обсудили и пришли к выводу, что он суперпьян и под кайфом — как бы оправдали его. Но на тот момент я не подумала о том, что было множество других девочек с кем он так поступал, поступил и будет продолжать». 

Музыка власти и насилия

Харассмент «Кисло-Сладкого» — далеко не первый случай в музыкальной истории, когда артисты открыто пропагандируют женоненавистничество и совершают преступления против девушек. Одним из самых поучительных примеров является скандал с участием известного R&B исполнителя R.Kelly, автора хита I believe i can fly. 

Многие девушки, пережившие унижения от R.Kelly, умалчивали инциденты, но с появлением площадки #MeToo скандал получил мировую огласку.

Как результат, обладатель статуэток «Грэмми» и всеобщий любимец, лишился лейбла, который отказался от сотрудничества с ним из-за действий, портящих имидж и репутацию всей компании. А в интернете в это время был запущен хэштег #MuteRKelly с просьбой игнорировать музыку насильника. Дело дошло до того, что был выпущен сериал Surviving R.Kelly, где жертвы рассказывали о его преступлениях, а эксперты оценивали сложившуюся ситуацию.

В Казахстане же предпочитают говорить об этой проблеме, только если видят в этом выгоду. Известная хип-хоп группа «Ирина Кайратовна» летом выпустила песню и клип «Беги». Лейтмотивом была тема насилия, лени, наркотиков и других пороков социума.

На первый взгляд, они — герои, которые открывают глаза нашему обществу, однако не всё так просто. За три месяца до клипа «Беги», группа выпустила композицию «Не ангиме», ставшую хитом в Казахстане. Однако в этой песне группа проповедует другие ценности.

«Нет, я рук не уберу, знаешь чисто из-за принципа

(Я — рыцарь, бл*)

Я не строю принца из себя

Ведь и ты не принцесса тоже в принципе сама

Да ты явно заблудилась

Ты по пьяни явно себе допустила

Залезай на мотоцикл, цыпа

Пока кто-нибудь не прицепился»
 

— читает участник группы Илья в первом куплете. 

Такую же идею продвигает в своем куплете и другой участник группы Азамат. 

«Бастағанын аяқтаған, аккуратно забери ее

Пока она стоит на ногах

Бардак творится в ее голове, но она знает, к кому подкатить

You know what I got!»

Любопытно, что для хитов творческое объединение успешно отбирает одни ценности, а для остросоциальных клипов совершенно другие. Харассмент настолько впитался в наше окружение, что мы уже перестали его замечать.

Культура шуток и молчания

Несмотря на обилие комментариев о домогательствах, в схватку за «справедливость» вступились и те, кто посчитал харассмент лишь «пьяным приколом» и решили высмеять ситуацию.

В тот день алгоритм поведения артистов, каким-либо образом связанных с ozen, можно проследить по комментариям. Политика лейбла была направлена на то, чтобы потушить этот пожар, превратив его в шутку. Наверное, поэтому многие артисты казахстанского шоу-бизнеса оставляли неадекватные мнения и приколы  под постом про харассмент. 

Особого внимания стоит заявление в сторис Айзатуллы Хуссейна, главы лейбла ozen. Вместо того, чтобы сгладить ситуацию и извиниться, он пошёл в атаку, заявляя, что они «не играют в игрушки», «тебе самой это нравится?». Интересно то, что он указывает на общественный резонанс: получается, если бы его не было, то и на ситуацию можно закрыть глаза? 

После этого в официальном аккаунте @ozenxo опубликовали пост с извинениями, в котором сказано, что «любые высказывания, оправдывающие домогательства и насилие неприемлемы».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Последние события напомнили нам об острой проблеме нашего общества, на которую необходимо обратить внимание и о которой важно говорить. Наша индустрия активно развивается, поэтому любые высказывания, оправдывающие домогательства и насилие неприемлемы. ⠀ Команда õzen выражает свою озабоченность ситуацией, возникшей на нашем концерте с участием артистов и считает, что любые действия направленные на притеснение, харассмент и, тем более, насилие по отношению к кому-либо неприемлемы и недопустимы. Мы собрались, чтобы помогать людям, как творческим единицам, вне зависимости от пола, расы и национальной принадлежности, а также, чтобы общество активно прогрессировало. ⠀ Мы приносим извинения от лица всей команды за то, что такая ситуация, в принципе, возникла. Мы предпримем все необходимые меры и действия, чтобы в дальнейшем избежать подобных инцидентов и обеспечить безопасность каждого посетителя. ⠀ Мы надеемся, что все разрешится и артисты разъяснят ситуацию между собой. ⠀ Всем мира, любви и творчества!

Публикация от õzen (@ozenxo) 1 Мар 2020 в 12:34 PST

«Озен», и в особенности дуэт К-С. & Bonah продвигают тренд на #kazahi2020. Поют о том, как будут на вершине, но есть один вопрос. Как можно поднимать музыку и культуру страны, если артисты не знают даже элементарных правил поведения в обществе, тем самым позоря Казахстан?

Скриншот из аккаунта «Кисло-Сладкого» на ask.fm

Идеальное преступление

В общественном и медиа дискурсе за последние полтора года не раз поднималась тема сексуального насилия в отношении женщин. Едва ли найдется казахстанец, который бы не слышал о резонансном деле об изнасиловании девушки проводниками поезда «Тальго». Причастные к преступлению были приговорены к пяти годам лишения свободы. Затем последовала шокирующая статистика: Казахстан оказался лидером в СНГ по показателям сексуального насилия.

То, что старались умалчивать, внезапно поразило общество словно проказа. 

За последние три года было зарегистрировано 3 358 изнасилований и 871 случай применения насильственных действий сексуального характера в отношении женщин. Уже в январе 2020 года произошло 107 случаев изнасилования. При этом, по различным данным, в полицию обращаются лишь 10%-30% жертв сексуальных преступлений. 

Несмотря на давно существующую проблему, изменения в законе последовали только в январе текущего года. Так, изнасилование перевели из среднего преступления в тяжкие, позволив увеличить срок наказания минимум от пяти до десяти лет и запретить закрытие дела за примирением сторон. Однако значит ли это, что законодательная база защищает женщин? Едва ли.

Например, что делать тем девушкам, которые подверглись сексуальным домогательствам «Кисло-Сладкого»? Для этого предоставляется лишь статья 123 УК РК «Понуждение к половому сношению». Однако она во многом ограничивает тех, кто испытал харассмент, потому что содержит только прямое принуждение к сексу. И даже несмотря на это, за последние семь лет не было зарегистрировано ни одного преступления по данной статье, что требует немедленной модернизации и обновления. 

Харассмент в реалиях Казахстана становится идеальным преступлением, за которым не последует никакого наказания и общественного порицания.

Читайте также: Сексуальное домогательство в Казахстане. Что делать?

Еще много интересного

Статьи STEPPE

69+: существует ли секс на пенсии?

69+: существует ли секс на пенсии?

В нашем обществе принято считать, что жизнь после 60 лет уже идет на спад. Что происходит с сексуальным желанием у мужчин и женщин в пожилом возрасте — в новом материале из колонки про секс и отношения.

7 минут
7 минут
Вопрос эксперту: станет ли Казахстан мусульманским государством?

Вопрос эксперту: станет ли Казахстан мусульманским государством?

Что происходит с исламом в Казахстане, почему нам не хватает религиозного образования, чем зарегистрированные конфессии отличаются от незарегистрированных и грозит ли стране потеря светскости.

15 минут
15 минут
Колонка про отношения и секс: как распознать зачатки сексуальных расстройств в детстве?

Колонка про отношения и секс: как распознать зачатки сексуальных расстройств в детстве?

Рассказываем об этапах сексуального развития ребенка, нормальном и проблемном сексуальном поведении и при чем тут Джеффри Дамер.

9 минут
9 минут
«Чтобы проверить, склонен ли партнер к насилию, попробуйте его спровоцировать»: что мне посоветовали во время звонка на телефон доверия 150

«Чтобы проверить, склонен ли партнер к насилию, попробуйте его спровоцировать»: что мне посоветовали во время звонка на телефон доверия 150

Пересказываю отрывки из моего диалога с психологом, работающим на телефоне доверия 150, и описываю, как я себя чувствовала спустя 45 минут телефонной психотерапии на сервисе психологической помощи в Казахстане.

9 минут
9 минут