Женщины, которые меняют мир
О том, как у них получилось открыть свое дело, а после — найти настоящую суперсилу. Сегодня...
Вторая героиня нашего проекта с Samsung Curved Monitors — веб-дизайнерка из компании Cheil, Вероника Фонова. Она начала карьеру с позиции иллюстраторки еще студенткой и со временем пришла к веб-дизайну. За ее плечами работа с играми в стиле «Маленькой фермы» в ВКонтакте, разработка сайта для коммерческого банка и логотипа «Маркета».
Поговорили о том, как личные отношения с заказчиком влияют на успех проекта и должны ли новички работать бесплатно.
— Как вы начинали свою деятельность?
У меня в окружении все рисовали: мама, дедушка, мамины подруги, их дети, но я поздно полюбила рисование — после девятого класса, в колледже.
Свой карьерный путь начинала как иллюстраторка. Училась в колледже при КазГАСА, после — в КазНПУ на специальности «Графический дизайн». Уже тогда я начала брать заказы на фриланс . Они все были связаны с иллюстрациями. Я делала картинки для детских книжек, учебников, сайтов, баннеров и игр. Потом работала в игре «Маленькая ферма» в ВКонтакте.
Когда закончилась учеба, я поняла, что меня тянет в офис. Да, бывает и такое. Я проработала в двух рекламных агентствах до Cheil и все это время постепенно переходила к веб-дизайну. Сейчас я занимаюсь именно этим и, если очень нужно, могу что-то нарисовать. Я не разлюбила иллюстрацию, а оставила ее для себя и время от времени рисую.
— Почему вы захотели вернуться в офис?
Работа в офисе связана отчасти с тем, что я пришла к веб-дизайну. Я пришла в рекламное агентство как иллюстраторка. У меня появилось много друзей среди разных специалистов и постепенно я начала интересоваться веб-дизайном.
Мне всегда хотелось, чтобы моя работа была завершенным проектом. Не так, что мне сказали нарисовать синие домики, а дальше с ними делают то, что считают нужным. Я хотела, чтобы моя работа была результатом комплексного подхода и чтобы я понимала, какую задачу она решает.
Рабочих рук в агентстве не хватало. Как это бывает: где-то не доделали сайт, где-то он висит, не проследили. На меня сыпались именно такие задачи и я начала смотреть разные проекты, слушать лекции, советы сотрудников. Постепенно стала брать проекты без ведущего дизайнера.
— Какими навыками и знаниями должен обладать веб-дизайнер?
Я думаю, важно знать основы композиции, иметь художественный вкус, понимать психологию пользователя, общаться с клиентами. Нужно знать модульность, типографику, верстку — базовые вещи. Также дизайнер должен обладать минимальными навыками обработки фотографии, работы с вектором. Цветокоррекция и восприятие цвета — это то, что человеку обязательно пригодится. К этому профессия, к сожалению, обязывает. В хорошем смысле.
— Какой у вас порядок на работе?
У нас очень классная система: можно прийти на работу с 8:30 до 10 в любое время, я прихожу в 8:30. Обычно чувствую пик работоспособности до обеда и очень здорово, что не все коллеги приходят с раннего утра. Это позволяет полностью погрузиться в задачу. Чаще всего вечером я расписываю дела, а утром сажусь их делать. Вторая половина уходит на задачи, которые остаются с первой половины, либо на новые.
— Что всегда на вашем рабочем столе?
Графический планшет, наушники, монитор Samsung CF591, тетрадь, ручка. Я привыкла, что экран занимает все рабочее место, потому что делаю большие сайты шириной 1920 пикселей. Поэтому для меня важно иметь большой монитор, чтобы не отдалять или не приближать объекты. В случае, если мне нужно какое-то дополнительное окно, я спокойно могу подвинуть его и экран делится на два. Но в основном я пользуюсь одним.
Еще мне кажется, что в мониторе Samsung CF591 снижается нагрузка на глаза, потому что изображение как будто становится мягче.
— Влияет ли сидячий образ жизни на ваше здоровье?
В спине я не чувствую какой-то особой боли. Полгода назад я после девяти лет бросила курить, потому что поняла, что сигареты влияют на здоровье. Я пью около двух литров воды в день, всегда хожу домой пешком, стараюсь нормально спать и заботиться о своем психологическом комфорте, не стрессовать лишний раз. Если есть какие-то проблемы, то работаю над ними.
Я считаю, что офисные работницы из моей сферы подвержены не физическим болезням, а выгоранию, стрессу и депрессиям. Такие вещи очень важно отслеживать и заботиться о себе. Я научилась это отслеживать и просто стараюсь не брать на себя слишком много, потому что со временем пришла к мысли, что всех денег не заработаешь. Работа вообще никогда не закончится, даже если сегодня ты успеешь сделать все задания и взять новые. Поэтому к ней нужно немного проще относиться. Хотя я, например, часто переживаю о том, насколько хорошо выполнила задание.
— Что делать, если вы ощущаете выгорание?
Если человек близится к выгоранию то наверняка снижается работоспособность и желание что-то делать. Это хороший звоночек для отдыха. Если не помогает прогулка, отдых, расслабление, то нужно сходить к психологине или к психотерапевтке. В этом нет ничего постыдного. Может и кажется, что работники моей сферы целыми днями сидят и мышками щелкают, на самом деле — нет. Мы обрабатываем очень много информации и поэтому стоит сходить к специалистке. Я не навязываю, но считаю, что нужно.
— Какие ошибки вы допускали?
Вначале я совершенно не владела искусством переговоров с клиентами, а это вынуждает человека делать двойную и иногда тройную работу, если ты не понимаешь, чего от тебя хотят. Желательно подготовиться к этому, пообщаться с кем-то опытным, почитать литературу про переговоры.
Нужно сходить хотя бы на пару встреч и говорить с клиентом, понять, что ему нужно. Часто бывает так, что вторые, третьи встречи — это трата времени, но первая нужна: вы знакомитесь, делитесь своими видениями проекта, спрашиваете о проблеме, предлагаете решение.
— Насколько влияют ваши личные отношения с клиентом на проекты?
Не факт, что если вы найдете общий язык, то у вас получится хороший проект. У меня был проект, когда мы делали сайт для небольшой платформы. Клиент был замечательный, шутил, делился опытом. С нашей стороны тоже было желание сделать что-то интересное. В итоге он сказал, что ему все нравится, а когда клиенту все нравится сразу, ты начинаешь задумываться о том, насколько ему не все равно на проект.
Если ты видишь, что клиенту все равно на проект, скорее всего и дизайнер не сможет вложить в это душу. Это, конечно, громко сказано: «дизайнер», «душа». Но хочется работать с профессионалами, которые пришли к тебе со своей болью, со своей проблемой и ты помогаешь им решить ее.
— Должны ли новички работать бесплатно?
Нет, мне кажется, что это ужасно. Если человек из журнала Harper’s вас просит нарисовать что-то, то, возможно, это того стоит, но гораздо лучше подготовить хорошее портфолио, пройти пару-тройку курсов и выработать стиль. Это не так страшно, как может звучать, но нужно рассылать работы по изданиям и журналам.
Не надо приучать себя к бесплатному труду. Я считаю, что можно бесплатно работать из-за своей инициативы. Я, например, на бесплатной основе делаю наклейки, листовки и баннеры о домашнем насилии и феминизме. Это часть моей внерабочей деятельности.
— Советы для иллюстраторов и веб-дизайнеров.
Практикуйтесь. Поначалу и дизайнеры, и будущие иллюстраторы должны много практиковаться. А если кажется, что вокруг все делают гораздо меньше, не нужно обольщаться. Нужно все время работать — только так можно нормально прокачаться. Еще следить за стилем других художниц, иллюстраторок, за стилем вообще в дизайне. Потому что сегодня в тренде может быть одно, завтра — другое, но основы остаются и всегда важно вычленять то, что остается неизменным.
Уделяйте внимание мелочам и инструментам. Я три года работала на планшете, который стоил пять тысяч. Это был сущий ад: у него был тяжелый стилус, от которого болели пальцы. Еще у меня был шумный компьютер и во время работы мне все казалось ужасом. Когда я начала зарабатывать, сначала купила хороший планшет, потом компьютер, удобный стул. Я поняла, что это сильно влияет на работу вплоть до того, какие у вас наушники, какие вокруг картинки, какого цвета стены, сколько света падает в пространство, в котором вы работаете. Это важно, потому что это тоже рабочий инструмент и за этим нужно следить, если есть возможность.
Берите 50% предоплаты. У меня были неадекватные работодатели, которые переходили на личности, оскорбления, требовали невозможного за невозможное время. Когда человек видит, что тебе всего 17-18 и у тебя небольшой опыт, он думает, что можно переходить черту. Не стоит связываться с такими работодателями, нужно ценить себя.
— Есть ли у вас проекты, которые запомнились вам как иллюстраторке?
Когда мне было 17-18 лет у меня был первый серьезный проект с относительно серьезным гонораром. Я делала его вместе с агентством Аmphibia. Они делали сайт Saks Fifth Avenue. Я приехала в агентство, они показали иллюстрации, которые хотят видеть, я получила задание. Потом пришла домой и весь вечер проплакала, потому что понимала, что это офигенный сайт для портфолио, но я не смогу с ним справиться.
Тогда к каждой иллюстрации я подходила с дрожащими руками и думала, что у меня ничего не получится, очень сильно детализировала, переделывала, перерисовывала, нервничала, была на грани от того, чтобы отказаться. Но в итоге сделала все двадцать иллюстраций и их добавили на сайт. Даже спустя семь лет я добавляю Saks к себе в портфолио, потому что иллюстрации получились классные. Я ими горжусь.
— Что вы посоветуете смотреть, читать коллегам?
Меня очень вдохновил дизайнер Саша Гладких. Книги я сейчас читаю две: Йозеф Мюллер-Брокманн «Модульные сетки» и недавно прочитала «Типографика. Порядок и хаос» Владимира Лаптева. Ян Чихольд очень классно пишет о типографике. Если не заморачиваться по этим авторам, есть интерактивная книга «Типографика и верстка» от издательства Бюро Горбунова. Ее можно купить по подписке, почитать в интернете.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)