Кто такой продакт-менеджер и почему ИИ не сможет заменить эту профессию
Искусственный интеллект является удобным инструментом для работы, но не сможет заменить все профессии. Таким мнением поделился...
Нурай из Шымкента, ей 21 год. Она носила платок около семи лет.
— Как и почему ты пришла в религию?
В ислам я пришла благодаря папе. Он с детства учил нас с сестрой канонам ислама, в 11 лет отдал в медресе, а потом обучал дома. Читать намаз я начала в шестом классе, но с полной осознанностью к намазу пришла в восьмом. Да, у меня был интерес к исламу — к чтению пятикратного намаза и соблюдению поста, но не к платку.
— Обязана ли девушка, читающая намаз, носить платок?
Да, ислам обязал девушку носить платок, но приход к этому должен быть осознанным, неважно в каком возрасте. Близкие должны разъяснять, но никак не заставлять.
Хиджаб — это серьезно, когда девушка надевает его осознанно, она более требовательна к себе.
— Расскажи, как пришла к намазу и платку.
В 5-6 классе мы с сестрой начали читать намаз. Помню, как в седьмом классе папа заставлял нас ходить в школу в длинных юбках и кофточках с длинными рукавами.
До школьных ворот мы шли в длинном, потом в школе переодевались в обычную школьную юбку до колен. Мы не хотели так одеваться.
Я противилась папе и говорила, что хочу надеть платок после окончания школы или после замужества. Была готова ходить в длинной одежде, но не в платке. Папа меня не слушал и покрыл принудительно. У нас с папой никогда не было разговоров по душам и по сей день у нас не такие уж близкие отношения. Я, сестра и мама начали носить платок, но ни одна из нас не пришла к этому шагу осознанно. Так, в восьмом классе я пошла в школу в полноценном хиджабе. В школе был ужас, директор и завучи были против моего платка. Многие школьные друзья от меня отвернулись.
Я понимала, что надо носить платок, но не было полной осознанности. Для меня намаз был обязательным, его я читала с полным осознанием и любовью, но хиджаб не принимала.
Первое время всё было ужасно, но со временем привыкла. Перестала обращать внимание на мнение других людей — мне становилось всё равно, но любви к платку никогда не было. Я ни с кем не делилась своими переживаниями, люди знают только твою оболочку, а что происходит внутри — не знают. У меня ни в коем случае нет негатива к хиджабу или к девушкам, которые его носят.
— А какие у тебя были взаимоотношения с папой?
Папа часто бил нас в детстве, иногда без причины. Для меня это было большим психологическим ударом. Да, папа многому научил меня, но, кажется, не научил главному — он не показал ислам через любовь.
Из-за того, что я выросла под отцовским гнётом, начала бояться мысли о создании семьи. Боялась, что он выдаст меня замуж за какого-нибудь парня, как он сам. Что мой муж тоже будет поднимать на меня руку и заставит наших детей насильно прийти в ислам. Сейчас более-менее одолела этот навязчивый страх, но всё равно боюсь семейной жизни. Ислам против суицидов и против любого нанесения себе увечий, но в тот период жизни у меня были попытки.
— Ты испытывала уважение к своему папе или тобой овладевал только страх?
В основном страх. Я очень его боялась, по сей день боюсь мужчин.
— Как пришла к окончательному решению снять платок?
С развода родителей прошло три года, с тех пор мы живём более спокойной жизнью. Я и тогда хотела снять платок и даже говорила маме. Продолжала бояться мнения папы и его знакомых, которые могут увидеть меня без платка.
Долго колебалась — снимать или не снимать. Меня сильно волновало, что своим образом я подаю пример другим девушкам, так как одевалась не совсем по шариату. Я могла носить джинсы или облегающие вещи. С другой стороны, мне не хотелось ради других девушек носить широкую одежду, как должно быть. Это было бы неискренне.
Я не хотела, чтобы мой образ был примером ислама и мусульманок. По сей день говорю, что не надо брать с меня пример и это решение каждого.
Сняла платок в декабре, но всю зиму ходила в шапке и шарфе, так как зимой была в Астане. Первый раз, когда вышла в город без платка и без шапки, уже в Шымкенте, замечала неодобрительные взгляды знакомых людей. Честно, для меня была важна реакция моих близких подруг, которые носят платок. Я думала, что близкие и любимые мне сёстры по вере не захотят общаться со мной, но я не хотела прерывать связь с такими людьми. Было много негатива, были и те, кто вообще от меня отвернулся. Писали: «Значит ты была неискренней в своих поступках», «Ты не боишься Бога» и так далее.
Но эти люди не пережили того, что пережила я, и не испытывали того, что испытала я. Не хочу отвечать людям агрессивно или держать обиду. Если они захотят снова со мной общаться — я буду рада.
— Когда снимала платок не было сомнений «правильно ли я поступаю»?
Сомнения были. Я думаю об этом и по сей день.
— Хотела бы вернуть хиджаб?
Хотела бы прийти к этому шагу осознанно. Я сейчас начала активно читать книги по психологии и лучше разбираться в своём душевном состоянии. Я часто впадала в депрессию, так как внутри была обида на папу. Обида есть и сейчас, но не такая сильная. Я оправдываю его в своей голове, он ведь мой папа, как бы он ни поступал. Сейчас продолжаю читать намаз и соблюдать остальные столпы ислама, и делаю это осознанно.
Хава Шайдуллина — психолог, семейный психотерапевт с шариатским образованием.
Фото из инстаграма Хавы
— Что такое хиджаб и является ли он обязательной частью ислама?
Да, хиджаб является фардом в исламе. Нужно покрывать всё тело, кроме лица и кистей рук. Закон вступает в силу, когда у девушки появляются первичные признаки полового созревания.
— Если это обязательная часть ислама, то как быть с девушками из религиозных семей, которые категорически отказываются носить платок?
Если девочка выросла в религиозной семье и при этом отказывается носить платок, то возникает вопрос, что происходит в отношениях между родителем и ребёнком. Если девочка впитала в себя определенные традиции, каноны и росла в здоровой привязанности, то она вбирает в себя то представление мировоззрения и для неё это становится нормой жизни. Если ребёнок находился в зависимых отношениях с родителями, которые подавляли её личность и нарушали границы, то есть два вида развития событий в этом случае:
Слияние — когда ребёнок даже после полового созревания не чувствует своих границ, не чувствует своей личности. Порой он остаётся в тревожной привязанности к родителям. Подавляет свои желания, потребности и мнение. Сливается с чувствами, желанием и мнением одного из родителей. Тогда не происходит никакого бунта со стороны ребёнка. Отсутствие бунта говорит о том, что не вырабатывается критическое мышление.
То есть если даже девушка продолжает носить платок по указу родителя, то это неосознанный выбор. Она впитала это в детстве, так как сказали родители.
Девочки, которые выросли в религиозной семье, но при этом не прошли подростковый кризис и не отделились от родителей, продолжат носить платок в неосознанном состоянии. Это влечет определенные последствия.
Бунт — девочка протестует и говорит, что имеет право сама принимать решения. В такие моменты из-за нехватки зрелости ребенок просто уходит в крайность, начинает отрицать всё и выступать против любого мнения. Если это религиозная семья и у родителей есть психологические проблемы, ребёнок начнёт бунтовать против ислама и платка. Девочка начинает уходить в слияние с ровесниками, которые, по мнению родителей, оказывают не лучшее влияние. Родители в таком случае всегда винят окружение, потому что легче перекинуть на кого-то ответственность за свою дочь.
Поэтому решение снять платок в подростковом возрасте говорит о существовании определенной проблемы в отношениях между родителем и дочкой.
— Почему ношение хиджаба и приход в религию должны быть осознанным шагом?
Когда человек совершает что-то неосознанно, он не присваивает себе свой выбор. Значит, выбор неустойчив. То есть, какое-то влияние извне, какие-то события могут запросто вывести человека из религии. Это говорит об отсутствии осознанности в религии. Вера неустойчива, всё может меняться под влиянием близких людей, окружения или из-за разочарования в ком-то.
Когда человек осознанно приходит в религию, он начинает выстраивать отношения с Богом. Именно отношения с Богом являются фундаментом религиозности человека. Не только внешняя атрибутика — платок, намаз, а в первую очередь — духовный аспект. Когда кто-то в религии неосознанно, духовного аспекта нет. Человек просто совершает определенные ритуалы, но при этом не вкладывает в них душу, чувства и эмоции.
Религия направлена на личностное развитие человека. Когда он в религии неосознанно, она не улучшает его нрав. Если человек сердцем принимает религию, то у него происходит духовный рост и нравственное развитие. При отсутствии осознанности этого не происходит. Например, мужчина читает намаз, но при этом бьет жену. Женщина читает намаз и носит хиджаб, но при этом сплетничает о подругах и наговаривает на них. Это тоже говорит о том, что не хватает осознанности в религии и из-за этого не происходит нравственного развития.
— Что отличает девушку, которая надела платок осознанно и по собственному желанию от той, которую покрыли насильно?
Если девушку покрывают насильно — идёт серьезное нарушение личностного развития. Какого взрослого человека ты заставишь что-либо носить или наоборот, не носить? Если девушке навязывают, что ей носить или не носить, и она подчиняется, значит она находится в положении жертвы. Подстраивается под мнение других людей и при этом испытывает много несогласия, обид, злости, но не проявляет этого.
Если родители, муж, окружение насаждают религию, то и религия становится фактором, который усиливает её эмоциональное состояние. Девушка думает, что религия её подавляет, ограничивает, принуждает и так далее.
Внешне девушка будет соблюдать и следовать каким-то религиозным канонам, но внутренне будет испытывать ненависть.
В исламе дела оцениваются по намерениям. Если человек совершает поклонение с ненавистью и бунтом, то никакой пользы от этого нет.
— Что надо делать, чтобы шаг к религии и платку был осознанным и желанным?
Важно анализировать свои чувства и задавать себе вопросы: «Чего я хочу?», «Почему я этого хочу?», «Почему мне это нужно?». В первую очередь, быть в контакте со своими чувствами, потребностями, мыслями. Не пытаться своим решением кому-то угодить, заслужить чью-то любовь, расположение или наоборот, кому-то что-то доказать. Быть искренним в своих желаниях и признаваться себе в том, какие действительно намерения ты преследуешь. Часто бывает, что подростки бунтуют и идут в религию, проявляя протест против нерелигиозных родителей.
Первый шаг к осознанности — контакт со своими чувствами, потребностями и проявление искренности по отношению к себе.
Второй шаг — это получения знаний. Если человек в религии уже несколько лет, читает намаз или носит платок и при этом религиозные знания не прибавляются, то говорить о том, что человек осознанно в религии — невозможно.
Третий, самый важный аспект для религиозного человека — это вкладываться в отношения со Всевышним, потому что любовь и искренность не приходят сами по себе.
В основе любого поклонения важно отношение с Богом. Если человек не находится в контексте «отношений со Всевышним», но что-то внешне выполняет, то это просто ритуалы, которые не имеют никакого отношения к религиозности. Эти отношения должны быть правильными и здоровыми. К сожалению, большинство мусульман не знают, как важно вкладываться в эти отношения.
Вкратце, отношения с Богом — это любовь. Любить — значит вкладывать все свои чувства в поступки и действия, узнавать о религии, стремиться. Далее идут надежда и страх — это тоже важные аспекты. Что касается страха — важно, чтобы он был правильным. Когда человек постоянно живет в тревоге, отношения с Богом для него становятся токсичными. Страх должен быть здоровым.
Это важные моменты, чтобы шаг девушки к покрытию был осознанным.
От автора: В данной статье я не преследовала цели осудить поступок героини или показать ислам с негативной стороны. Мне, как мусульманке, которая по возможности соблюдает все пять столпов ислама и шесть столпов веры, было важно поделиться с читателем этой историей и оставить каждому пищу для размышления.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)