От концертов The Weeknd до чемпионата мира по футболу: интервью с продюсером продакшн-студии Sila Sveta Магрифой Камиевой

18 минут Сабина Жандильдина
Альтернативный текст

Креативная продакшн-студия Sila Sveta на протяжении более 15 лет создает зрелищные шоу и арт-объекты по всему миру с помощью света и технологий. На счету команды проекты в разнообразных сферах, начиная от создания визуала для концертов таких исполнителей, как Billie Eilish, Cardi B, Drake, The Weeknd, Иван Дорн и некоторых других, заканчивая световым шоу на фестивале Signal 2022 и чемпионатом мира по футболу в Катаре. Редакция Степи поговорила с продюсером креативной студии Магрифой Камиевой о том, как им удается воплощать в реальность масштабные идеи, а также о стрессе в процессе организации крупных шоу, и почему такая работа — не для каждого. 


— Как вы попали в сферу развлечений?

— С детства мне всегда было интересно что-то организовывать. Я родилась в большой семье в Караганде. Каждое лето меня с братьями и сестрами отправляли в аул, где я занималась организацией мини-концертов и постановок, продавая билеты родственникам.

В 2010 году окончила КИМЭП по специальности бизнес-администрирования и контент-маркетинга. Во время студенческой жизни занималась организационными процессами мероприятий. После выпуска по специальности практически не работала, первым местом моей стажировки стало АО «Самрук-Казына», но я поняла, что это не мое. 

В тот же период в организационном комитете Азиатских игр в Казахстане искали человека на позицию продюсера. Я подала заявку и прошла отбор. И хоть проработала немного, но получила огромный опыт, потому что в любом оргкомитете за несколько месяцев до мероприятия начинается самый ад. И я попала туда именно в это время, но мне понравилось.

Также работала в оргкомитете ЭКСПО-2017. Изначально присоединилась к команде в роли «принеси-подай» менеджера в отдел стратегии и выросла до главного специалиста за достаточно короткое время. В рамках этой работы четыре месяца я провела в Париже. Там мы занимались бизнес-планом всей выставки, и я была как проджект-менеджер. Также около полугода работала в Милане, отвечая за продвижение ЭКСПО в Астане, протоколы. Эти большие проекты сформировали меня как человека, заинтересованного во всей этой организационной сфере. 

— Расскажите про креативную продакшн студию Sila Sveta. Как вы начали с ними работать?

— Sila Sveta — мультимедийная российская продакшн-студия, которая входит в топ-5 студий в мире, занимающихся интересными решениями в разных шоу, инсталляциях и графике. Студии уже 15 лет, и она достаточно быстро вышла на международный уровень. Если говорить о наиболее крупных проектах, то это графика для тура певцов Drake и The Weeknd, огромное количество презентаций машин. Так, недавно мы занимались презентацией автомобиля Lamborghini в Италии. Из больших известных проектов — презентация для Samsung. Несколько лет подряд наша студия делает им графику.

Фото: концерт певца Drake

Так получилось, что летом 2021 года я случайно оказалась на пару дней в Алматы, и мне так понравилось, что я решила провести там еще пару месяцев. В это время была подписана на несколько продюсеров Sila Sveta и увидела у одного из них пост о поисках человека в команду. Среди требований была съемка видео.

Я немного не понимала, что именно нужно отправлять, поэтому решила чуть-чуть заморочиться. Написала одному талантливому алматинскому видеографу, чье творчество очень мне нравилось, и он перенаправил меня на человека, с которым мы быстро сняли видео обо мне. Оно получилось очень крутым. Долго сомневалась, стоит ли отправлять, но потом решила, что стоит хотя бы попытаться, и написала неформальное письмо в студию, рассказала о себе и приложила ролик. Спустя несколько часов мне на почту пришла их реакция — они написали большими буквами: «Видео огонь! Давай поговорим». После меня еще ждало собеседование и задания, но мне в Sila Sveta помогли попасть наши талантливые видеомейкеры. 

— Какие проекты вам довелось организовать?

— Я занималась продюсированием инсталляций и 3D-контента в рамках спецпроекта для МТС в Москве. Мы создали огромный digital-куб размером примерно пять на семь метров и всю графику к нему. На экранах транслировались 3D-ролики, а за основу были взяты такие технологии, как оптические иллюзии, эффект присутствия и погружения.

Фото: спецпроект для МТС в Москве

Также я занималась арт-инсталляцией для фестиваля электронной музыки Signal 2022. Для меня этот опыт был необычным, потому что зачастую я веду более коммерческие проекты. Мы подготовили световое и лазерное шоу на инсталляциях с большими серебристыми шарами.

Один из последних больших проектов — закрытие чемпионата мира по футболу в Катаре. Мы делали все, начиная от креатива, идеи, заканчивая графикой и шоу. 

— Много ли времени вам понадобилось, чтобы разобраться в специфике своей работы?

— До работы в Sila Sveta я почти ничего не знала о компьютерной графике и том, как она разрабатывается. У меня был только хороший опыт в продюсировании и организации мероприятий. Но меня взяли на работу, и мне пришлось очень быстро учиться многому в процессе. Но мне сильно повезло, потому что в Sila Sveta очень талантливая и дружная команда, которая всегда подсказывала и помогала, если я что-то не знала и не понимала. 

Мне потребовалось примерно три месяца, чтобы изучить терминологию и понять, как все работает, из чего состоит. Чем дольше ты работаешь, тем больше разбираешься во всех нюансах.

Все приходит с опытом, помощью команды и желанием изучать. Но в целом продюсеру не нужно детально разбираться в каждом нюансе: важны продюсерские скиллы, в большей степени soft skills. Большую часть времени ты помогаешь людям выстроить рабочий процесс, чтобы добиться конечного результата, следя за дедлайнами по намеченному плану. 

Также большим плюсом является финансовая грамотность продюсера, потому что, в основном, именно он отвечает за бюджет. 

— Как происходит сам творческий процесс? 

— С клиентом непосредственно взаимодействует только продюсер. Его работа — получать всю информацию, продумывать ход работы, но внутри студии проект всегда ведет проектная тройка: продюсер, креативный директор и технический директор. Задача креативного директора заключается в придумывании идеи и ее разработке с продакшном. В свою очередь, продюсер собирает бриф от клиента, понимает, чего он хочет, ставит сроки, определяет бюджет и на сколько они готовы рискнуть, а технический директор реализует технические идеи и работает со своей командой. Это очень удобный подход, потому что у всех есть своя зона ответственности, и каждый понимает, чем занимается. 

После первой идеи все обсуждается с продюсером и техническим директором. Как только мы понимаем, что идея рабочая, все это показывается клиенту. Так, мы никогда не презентуем сырую идею, пока не уверены в ее реализации.

— С какими вызовами и трудностями вы сталкивались за время работы? 

— Мы постоянно сталкиваемся со своего рода вызовами. Ситуации, когда все идет как по маслу, — большое исключение. Продюсеру важно уметь спокойно реагировать в стрессовых ситуациях. В индустрии развлечений нет людей, которые не готовы к изменениям или ожидают какой-то спокойной и четкой работы. Такого никогда не бывает.

Если говорить из последних кейсов, то в пример можно взять церемонию закрытия чемпионата мира по футболу. Мы участвовали в одном из тендеров и подавали заявку на создание визуала предмачной церемонии. Но мы решили сразу зайти с козырей и предложили сумасшедшую идею финальной церемонии с красивой концовкой, но не выиграли. Так получилось, что наша концепция осталась у организаторов. И в какое-то время к нам вернулись и сказали, что им все же нравится наша идея и предложили ее реализовать.

Бывало такое, что мы придумали какой-то сложный технический сетап, который во время репетиций никогда не работал, но на шоу срабатывал. Или достаточно известный кейс в индустрии, когда заказчик в последний день решал что-то изменить. 

Sila Sveta столкнулась с таким, когда делала дизайн сцены для американского тура певца Drake в честь выхода нового альбома Scorpion. Буквально за несколько дней до концерта он пришел и сказал все поменять. Это мы и сделали. Бывали случаи, когда мы что-то придумывали, согласовывали и потом за неделю до мероприятия, когда все уже готово, клиент просто все отменял. 

— А можете ли вы назвать запоминающиеся моменты в вашей работы?

— На чемпионате мира по футболу в Катаре с нами работали крутые профессионалы, которые занимались музыкальным продакшном. Они были главным креативным лицом церемонии. И в нашем случае мы привыкли улучшать все вплоть до последнего момента, чтобы добиться идеального результата. Но эта команда так не работала: им было закончить все за несколько дней до чемпионата, чтобы никто больше не мог ничего менять. И тогда во время самой церемонии все прошло идеально: так, как должно было идти. 

В своей сфере я нахожу для себя мотивацию делать что-то больше, лучше и сложнее. И у меня есть какой-то перфекционизм, когда после любого спецпроекта, я анализирую, что можно было сделать лучше, а что — упростить. После церемонии награждения мы с командой также долго обсуждали, что можно было доработать и сделать эффектнее. Эти вещи очень мотивируют и помогают выходить на новый уровень.

— Какие топ-3 проекта, выполненные вашей студией, вам особенно запомнились и почему?

— Первый проект, который мне очень нравится — световое шоу EPICENTER. На пустом пространстве с огромным количеством балок были установлены световые узконаправленные источники света. Выглядело все очень эффектно и визуально чисто.

Во втором любимом проекте играет роль масштаб и выбранная локация, а именно космодром «Байконур». На этой легендарной площадке был проведен концерт с участием Кирилла Рихтера и Сергея Полунина. Sila Sveta отвечала за визуальное оформление. На пространство сцены были спроецированы эскизы Константина Циолковского и Леонардо да Винчи, а также реалистичные изображения космических объектов. На третьем месте — церемония закрытия чемпионата мира по футболу, потому что это был самый большой проект, в котором я активно участвовала.

— Какие советы вы бы могли дать начинающим в этой сфере ребятам?

— Тем, кто начинает вступать в эту сферу, самым первым советом будет понять, насколько вам вообще это нравится. Когда мы говорим про организацию мероприятий, это огромный стресс, и тебе приходится всегда в нем жить. 

Это нестабильные рабочие часы, или даже недели и месяцы. Это всегда сложные ситуации и, если ты всем сердцем не любишь то, чем занимаешься, то тебе будет очень тяжело. В этой индустрии выживают только те люди, которые уже не могут без нее.

Если ты ищешь что-то стабильное, то сюда лучше не идти, а поискать себя в других сферах, но когда тебе нравится все это, то ты будешь доволен. К тебе приходят с какой-то идеей, а через три месяца ты уже видишь все это перед собой. Это сложно, но стоит того. Напоминает адреналиновые гонки.

Второй совет, которого я всегда придерживалась — соглашайся на все проекты. Даже бесплатно, волонтером. Было много ситуаций в жизни, когда я сама кому-то писала, что-то организовывала, куда-то вписывалась. Ты никогда не можешь знать, что из этого получится: может быть познакомишься с людьми, которые позовут на работу или получишь неимоверный опыт. В ивентах и продюсировании эти знания очень важны, потому что научиться такому по книжкам не получится. 

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Охота на люкс: как работает рынок перепродажи одежды из секонд-хендов в Казахстане

О том, насколько прибыльна эта сфера, как определять оригинальность брендов и где найти ту самую находку рассказывает владелец алматинского интернет-магазина винтажных вещей Youth of the nation Артур Шварцман.

9 минут
9 минут
Партнерский

Мамины сказки: как Айнагуль Хамитова выпустила аудиосказки «Дарынды бала әлемі» на казахском языке

Об аудиосказках на казахском, любви к родному языку и культурном наследии.

16 минут
16 минут

Одна большая семья: как объединяет казахский язык

Казахстанцы рассказывают об инструментах и лайфхаках по изучению государственного языка.

11 минут
11 минут

«Мы все живем в одном городе и дышим одним воздухом»: интервью с вице-президентом фонда AirVision.kz Айгерим Сыздыковой

О загрязненном воздухе, том, какой вклад в экологию может внести каждый казахстанец, и почему «Алматы смог и ты сможешь».

17 минут
17 минут