Карьера до и после декрета: возможно ли «безболезненно» вернуться в офис?
Отпуск по уходу за ребенком, который мы называем просто декретом, по закону составляет 126 дней. Такой отпуск могут взять оба...
Адильхан Дюсембаев — режиссер монтажа и звуковой дизайнер родом из Караганды. Он начал свой творческий путь более десяти лет назад. За это время Адильхан успел поработать с Rihanna, Kanye West, Скриптонитом, Jah Khalib, а также с известными брендами, такими как Disney, Levi's, Adidas и многими другими. Сейчас он живет в Астане и продолжает работать с артистами удаленно. Редакция STEPPE поговорила с Адильханом и узнала о тонкостях работы монтажера.
— Как вы пришли к монтажу и звуковому дизайну?
— Меня вдохновлял мой двоюродный брат Даулет Тукаев. В 2014 году Даулет учился на режиссера и всегда что-то снимал и монтировал. На тот момент я закончил колледж и не знал, что буду делать дальше. Однако, тоже хотел связать жизнь с творчеством. Мой путь начался с фотографии. Я фотографировал на телефон и пленку. В 18 лет начал развивать свои навыки в монтаже, видеосъемке и звуковом дизайне, так как понимал, что одно без другого не может существовать. Я самоучка, мне было интересно учиться и создавать. Это была история о хобби, которое стало профессией.
Часто шучу, что мое утро начинается не с кофе, а с Vimeo, где я ищу вдохновение и смотрю множество видео для расширения кругозора.
— Как вас заметили известные артисты и бренды?
— В двадцать два года я переехал в Астану и работал в продакшене. Снимал рекламы, форумы и концерты. В 2020 году решил написать организатору концерта любимого исполнителя – ScHoolboy Q и предложил снять видео с концерта. Несмотря на отсутствие обратной связи, я отправился в Москву и снял концерт. Позже его смонтировал и опубликовал в Instagram. Видео завирусилось, и звукозаписывающая компания артиста – TDE Entertainment – заметила мою работу.
В марте начался карантин, продакшн закрылся и я остался без основного дохода. Тогда мой друг из Бельгии начал присылать мне контакты европейских артистов и предлагал монтировать им клипы. Я брался за любую работу, выполняя много проектов на творческой основе, то есть бесплатно. Впоследствии, меня начали находить в credits артистов и со мной связывались известные исполнители СНГ такие как Скриптонит, Jah Khalib и Pharaoh. Сейчас работаю с американским рынком. Недавно принял участие в создании промо ролика для нового альбома Канье Уэста — Vultures.
Чтобы дойти до уровня Канье, я проделал огромную работу. Я знал, что мы обязательно поработаем вместе, но не думал, что это будет так скоро.
Когда ко мне обратились с просьбой присоединиться к их проекту, я понял, что иду в правильном направлении. Надеюсь, это только начало.
— Какой случай с заказчиком вам запомнился?
— Я очень благодарен иметь возможность работать с мировыми брендами и артистами, но выделил бы работу с BRTHR. Это совместный проект Savage X Fenty Show с продакшеном BRTHR для Рианны. Savage X Fenty Show — это специальный американский телевизионный выпуск о ежегодном показе мод бренда Рианны.
Также монтировал промо ролик к этому проекту. Мне нравится их стиль работы, считаю BRTHR новаторы. Давно хотел с ними поработать, поэтому для меня это запоминающееся событие.
— Как вы работаете с клиентом, чтобы понять его видение?
— В каждом проекте есть тритмент, сториборд, созвоны с командой и групповые чаты, так мы коммуницируем. На примере недавней работы с Дон Толивером, первую версию ролика я сделал так, как чувствую, но концепция ролика изначально была совсем другой. Ее не одобрила команда продакшена и после трех правок от команды мы вернулись к первому варианту, так как Дону понравилась моя версия.
Я сам слушаю тех артистов, с кем работаю, и чувствую их ритм движений и стиль. Думаю, это мне помогает.
— Сколько времени вы тратите на один проект?
— Все индивидуально и зависит от сложности проекта и договоренностей с заказчиками. Если рассматривать творческие проекты, где мне дают свободу действий, моя работа может занять от трех до пяти дней. Я погружаюсь в каждый проект и часто делаю больше, чем от меня требуется. Коммерческие проекты занимают больше времени – от одной недели до трех месяцев. Над проектами работает огромная команда и не все процессы зависят от меня.
— Чем отличаются ваши работы от других монтажеров?
— Во время просмотра тритмента я заранее представляю, как будет выглядеть видеоряд. За десять лет в этой сфере прокачал свою насмотренность.
Каждый день смотрю новые работы, изучаю техники и интересные фишки, которые потом использую. Также многое зависит от трека — часто хподгоняю его под себя. Сперва делаю звуковое оформление, а только потом собираю видеоряд. К тому же мне часто говорят, что у меня есть свой стиль и уникальность.
— Что посоветуете начинающим монтажерам?
— Я бы выделил три ключевых момента для начинающих ребят, которых я сам придерживаюсь: коммуникабельность, упорство, насмотренность.
Также не бойтесь писать режиссерам, которые вас вдохновляют. Я писал многим, сразу предлагал и показывал, что умею. Кто-то отвечал, кто-то – нет. Были и те, кто спустя несколько лет уже сами со мной связывались со словами: «Ох, оказывается ты мне писал». Когда-нибудь вам обязательно ответят. Главное не бросать свое дело.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)