Нужное кино: Оно нас мотивирует, но мы его боимся

8 минут Валерия Макарова
Нужное кино: Оно нас мотивирует, но мы его боимся

Азиз Заиров — режиссер и активный общественный деятель, снявший вместе с другом Мухамедом Мамырбековым фильм «Девушка и моря» и другие социальные картины, признанные на международных фестивалях.


Азиз Заиров вырос в детском доме, в 12 лет получил инвалидность второй группы. В жизни он столкнулся с боязнью взрослых, ночевками на улице, работой на стройке.

В 30 лет Азиз поступил в КазНАИ им. Жургенова и нашел свое призвание. Сейчас Азиз Заиров делает фильмы о проблемах людей с особыми потребностями, снимает талантливых ребят с непростой судьбой и поднимает важные социальные вопросы.

Первый совместный короткометражный фильм Азиза и Мухамеда «Зимние бабочки», снятый на собственные деньги, получил гран-при благотворительного фестиваля «Кино против боли» и другие награды. Второй, уже полнометражный совместный фильм «Быть или не быть?» завоевал премии 12 международных кинофестивалей, в том числе в Сан-Франциско, Лондоне и Марбелье (Испания).

На съемки фильма «Девушка и море» ушло семь лет. По сюжету девушка мечтает о собственной дружной семье и детях. Она влюбилась в молодого человека, который кажется ей прекрасным принцем. Однако парень мечтает лишь о карьере в кино. Удастся ли девушке убедить героя в том, что сила настоящей любви безгранична?

В фильме главную роль играет Динара Шарипова, с детства страдающая ДЦП. Девушка окончила колледж, устроилась на работу в один из казахстанских банков, вышивает картины ногами и продолжает получать образование дистанционно.

Часть съемок картины «Девушка и море» проходила в Турции на берегу Средиземного моря.

— Азиз, что для вас является первостепенным в ваших проектах?

Мы снимаем социальные фильмы и хотим, чтобы они были мотивирующими и понятными. Знаете, есть такие картины, они со смыслом, но ты их не понимаешь. И потом тебе стыдно признаться, что ты не понял. Мы не хотим, чтобы наши фильмы были такими. Работаем по-честному и требуем полную отдачу от актеров.

В этом году исполнительница главной роли в фильме «Девушка и море» Динара Шарипова получила приз в номинации «Лучшая актриса» на Евразийском кинофестивале. Динара выполнила колоссальную работу. И внутреннюю, и физическую. Я всегда считал несправедливым, что лавры получает режиссер. Кино — это дело команды.

Партнером Динары по фильму стал Тахир Умаров. Поставленный в детстве диагноз ДЦП не мешает молодому человеку вести активную творческую жизнь.  Ранее Тахир снялся в фильме «Быть или не быть», и британская актриса Сара Бергер назвала его самым лучшим Гамлетом из тех, что она видела.

Мы сразу предупреждаем актеров, что будет непросто, зато потом они получают положительные отзывы именно за профессионализм. И это мощнейшая мотивация, так как все мы с детства мечтаем сняться в кино. У людей появляется вера в свои силы.

Терапевтически такие фильмы влияют и на зрителя. Когда в картине раскрывается внутренняя сила и внутренний потенциал актеров, то зритель учится и вдохновляется.

— Социальное кино должно угождать зрителю?

Мы стараемся дать зрителю максимально честное и искренне кино. В наших фильмах есть надежда. Мы не делаем слащавого хэппи-энда, но и не уходим в мрачный арт-хаус. Мы не думаем о том, как угодить зрителю, мы думаем о самой истории, чтобы она была честной и оставляла скорее светлые, чем тяжелые чувства. Чтобы зритель задал себе вопросы и фильм подтолкнул его к ответам.

— Но даже если это кино, которое дает надежду и стимул, наш зритель все равно боится таких картин?

Я понимаю, что общество должно созреть. Ситуация не меняется сразу, и мы идем к изменениям шаг за шагом.

При этом социальное кино — нечто гораздо большее, чем арт-терапия. Это понятие зрелости общества в целом. И оно не ограничивается созданием кинопроектов.

Например, с недавнего времени я также явлюсь соучредителем и директором общественного фонда «Асау-Ат».

— Чем занимается фонд?

Материальной и духовной поддержкой детей, подростков, которые нуждаются в помощи. 

Недавно в Алматы прошел международный форум, посвященный вовлечению в общественную жизнь людей с особыми потребностями. Приезжали гости из Германии, Японии, Франции и других стран. Были подписаны важные меморандумы.

Да, какие-то сдвиги есть, но это больше происходит с подачи НПО, частных организаций, общественных фондов. Можно сказать, случайному объединению неравнодушных людей.

— Как вы думаете, почему социальные фильмы не обретают заслуженную популярность в Казахстане?

Изначально в целом у нас привыкли не обращать внимание на людей с инвалидностью. Замажут эту тему и как будто бы все хорошо.

Конечно, коммерческое кино поддерживать выгодно. С точки зрения обогащения. Там больше пафоса, гламура. Наше кино не гламурное, не предполагает обогащения. Оно обогащает духовно.

На данный момент мы, все люди, человечество в целом, ставим на первое место материальные ценности. Это проблема и Казахстана, и всего мира.

Я не говорю, что мы не должны думать о материальном. Это обязательно, но духовное все-таки должно быть важнее. Преступления, коррупция, войны, в которых гибнут люди, наркомания, проституция — это все от алчности. От того, что материальные ценности на первом месте, и это же страшно. И мы в этом убеждаемся: всплеск преступлений, коррупции. Сфера кино — это тоже сфера, где много денег разворовывается. Между тем, о многих важных вещах мы даже не задумываемся.

Например, только недавно в Казахстане начали появляться фильмы с удобствами для незрячих людей — тифлокомментариями (аудиодескрипцией). Имеется ввиду лаконичное описание действия и пространства, которые могут быть непонятны. Оказывается, фильмы с тифлокомментариями не снимались в Казахстане со времен распада Советского союза. Только в 2014 году Адильхан Ержанов провел показ фильма «Строители» с тифлокомментариями.

→ Покоритель Канн Адильхан Ержанов: «Кино превыше всего!»

— В итоге такая практика возобновилась?

Мы выиграли главный приз на фестивале в Сан-Франциско, но не могли показать фильм из-за того, что не было тифлокомментариев. Тогда нам вызвались помочь в Нью-Йорке и на профессиональной студии сделали тифлокомментарии.

Позднее мы сами организовывали показ с аудиодескрипцией. Известный незрячий музыкант Руслан Башаев специально самостоятельно приехал на показ в Алматы из другого города. Показы фильмов — отличный повод для знакомства одаренных ребят. Сейчас готовятся тифлокомментарии для фильма «Девушка и море».
Для нас важно не просто снять фильм и выложить его в интернет, а провести показ, дать возможность актерам пообщаться со зрителями, друг с другом.

Одна из основных проблем ребят с особыми потребностями — отсутствие доступа к информации, искусству, образовательным проектам. Целые касты умных людей находятся в изоляции.

Каждый человек должен иметь равные шансы на успех и на счастье.

Когда мы организовываем такие показы, нас считают героями, но ведь это должно быть в норме вещей. Мне всегда интересно, почему городские власти не поддерживают такие проекты даже для галочки, для очистки своей души. Чтобы на балансе, в отчете у них было, что они поддержали социальный проект.

И почему бы не поддерживать ребят на государственном уровне, которые, несмотря на трудности, снимаются в кино, их талантом восхищаются на международных фестивалях, в Лондоне и Нью-Йорке. Мало кто представляет, какой путь им пришлось пройти.  Есть же разные звания, награды.

— В одном из интервью вы сказали, что молодежь сейчас не верит в любовь.  Что именно вы имели ввиду?

Скорее молодые люди разочарованы в любви. Они считают, что любовь — путь к страданиям. Но чувство же тогда и ценится, когда ты понимаешь, на какие жертвы можешь пойти ради него. И я не имею ввиду любовь только между мужчиной и женщиной. Если в тебе есть безоговорочная любовь, в тебе есть Бог. Мы же не ставим условий ребенку: «Я буду тебя любить, если ты не будешь плакать и доешь кашу». Из-за страхов и недоверия молодые люди сейчас боятся настоящего чувства.

— Много желающих сняться в социальном кино?

Мне звонят и пишут много людей, которые хотят сняться в кино, исполнить свою мечту. Но я не знаю, как их всех снять. Поэтому в будущем хотел бы открыть продюсерский центр или студию. Давать там основы режиссуры, актерской профессии, в том числе ребятам из детских домов. Я по себе знаю, как им важна поддержка, чтобы у них были ориентиры и стимул.

→ Как помочь ребенку из десткого кино и не сделать хуже

Возможно, со временем у нас в стране появится фестиваль социального или мотивирующего кино. Думаю, для этого есть предпосылки, и надеюсь, что сознание людей шаг за шагом меняется. У наших фильмов есть небольшая группа фанатов и мы работаем для того, чтобы их число увеличилось.

Большие надежды я возлагаю на нового Министра культуры и спорта Актоты Раимкулову. Она ранее поддерживала наши проекты, положительно отзывалась о фильмах, понимала их. Она сама пишет музыку, и думаю, это влияет на мироощущение.


Сейчас Азиз Заиров собирается подать заявку на финансирование в Государственный фонд поддержки национального кино, чтобы съемочная команда смогла завершить трилогию, первыми частями которой стали фильмы «Быть или не быть?» и «Девушка и море».
 

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Зачем городам мастер-планы: интервью со Светланой Бугаевой

Зачем городам мастер-планы: интервью со Светланой Бугаевой

В новом материале мы побеседовали с Светланой Бугаевой, архитектором и директором филиала компании «База 14» в Казахстане, а...

8 минут
8 минут
 Женщины, которые меняют мир

 Женщины, которые меняют мир

О том, как у них получилось открыть свое дело, а после — найти настоящую суперсилу.  Сегодня...

15 минут
15 минут
Респираторно-синцитиальный вирус: как отличить от гриппа и защитить ребенка

Респираторно-синцитиальный вирус: как отличить от гриппа и защитить ребенка

Мы побеседовали с Ляззат Тасбулатовной Ералиевой — педиатром, детским инфекционистом, доктором медицинских наук и...

6 минут
6 минут
Learning How to Learn: Барбара Окли о том, как овладеть навыком учебы

Learning How to Learn: Барбара Окли о том, как овладеть навыком учебы

В современном мире, где информация обновляется с невероятной скоростью, умение эффективно учиться становится одним из важнейших...

2 минуты
2 минуты