Зачем городам мастер-планы: интервью со Светланой Бугаевой
В новом материале мы побеседовали с Светланой Бугаевой, архитектором и директором филиала компании «База 14» в Казахстане, а...
Мне 22 года, я родом из Алматы. Ещё в детстве мы с родителями перебрались в Астану, где я впервые пошла в художественную школу. Однако закончить её не удалось – после 8 класса в школе, мы вернулись в южную столицу.
Начав художественное образование в Астане, я решила продолжить его в Алматинской художественной школе им. Кастеева. Мне было сложно втянуться сразу, поэтому пришлось растянуть свою учёбу на два года. Моё образование в художественной школе составило 6 лет вместо традиционных пяти.
Этой весной я закончила технический университет им. Сатпаева по специальности архитектор. Сейчас я работаю на двух работах, одна из которых косвенно связана с моей профессией – это компания по техническому надзору. Также я работаю фрилансером – беру дизайнерские проекты: от бланков и логотипов для компаний до интерьеров и экстерьеров домов.
Творчество, рисование, поделки – это всегда было моей стихией. Как мне рассказывает мама, в детстве я долго просила её отвести меня в художественную школу. Когда меня наконец взяли в художку, начались слёзы – стало ещё больше заданий, уроков. Было сложно совмещать обычную и художественную школы, но мне это безумно нравилось. Придя в художку после школы, я занималась любимым делом, общалась с друзьями – для меня это был отдых.
Художественное образование везде разное. В Астане, например, в художественных школах учатся 5 лет, тогда как в Алматы такую школу можно закончить за 4 года. Мне не хватило одного года для окончания учёбы в Астане, когда мы перебрались в южную столицу.
В Астане и Алматы большая разница между художественными школами. В Алматы намного тяжелее учиться, потому что здесь очень высокая планка для учеников.
В детстве у меня была мечта – я хотела иметь красивый, пятизвездочный отель с десятками этажей. Это была детская, розовая мечта. Когда я уже заканчивала школу, мы с родителями думали над тем, куда мне поступать. Я выбрала архитектуру, потому что это нечто грандиозное, объёмное. Архитектура фундаментальна – это то, что будет стоять веками.
Когда я поступила в университет, нас было около 30 человек на потоке. Было сложно учиться, поэтому каждые два года пара человек стабильно отсеивалось. К концу нас осталось лишь 18 человек. Остались те, кто действительно хотел заниматься архитектурой в дальнейшей жизни. Или мы оказались самыми упорными. (Смеётся)
Я нисколько не жалею, что закончила казахстанский вуз. Нам повезло – мы попали в то время, когда нам преподавали опытные архитекторы, строившие ещё в советские времена. Они дали нам очень много базовых, фундаментальных знаний. Каждый привнёс частичку себя в наше обучение.
Сейчас многие наши преподаватели уже ушли, кого-то, к сожалению, уже не стало. Однако, я не думаю, что нынешние учителя неопытные или плохие.
Люди рано или поздно уходят, но сфера архитектуры не погаснет никогда.
Архитектура – это не так, что можно хорошо отучиться, закончить с красным дипломом, пойти на работу и быть самым успешным. Успех зависит от самого человека – он сам должен развиваться, следить за своими коллегами, читать литературу.
Человеку без спецобразования было бы сложно стать архитектором. В архитектуре должна быть точность – нужно знать пропорции, масштабы, определённые нормы, по которым нужно строить. Абсолютно во всём должна быть база.
Со временем в Казахстане начинает вырабатываться свой стиль в архитектуре – я говорю о крупных городах вроде Астаны и Алматы.
У Астаны свой разношёрстный стиль. Многие мои знакомые архитекторы говорят, что Астана вся разная и непонятная, этим она не нравится некоторым людям. Лично мне такое смешение нравится – всё-таки это выработанный стиль Астаны, который уже не изменить.
Астана самобытна, она такая, какая есть, этим она меня и привлекает.
В Алматы же сейчас появляются много мест, приобретающих новый экстерьерный облик. Город меняется снаружи – появляются места с интересным внешним дизайном. При всём этом он разный – есть старые, узкие переулки, а есть и высокие здания, рядом с которыми ты чувствуешь себя в огромном мегаполисе.
Меня часто спрашивают, какой город мне нравится больше. Как архитектору мне больше нравится Алматы. Здесь замечательная, перпендикулярная планировка города, то есть все улицы расположены параллельно друг другу. Это дает людям возможность легко ориентироваться по городу. Здесь очень много зелени, скверов, парков – они защищают от непогоды и придают «уютность» городу.
В Астане люди много жалуются на то, что там слишком большие расстояния между зданиями. На самом деле, в Алматы всё то же самое, но за счёт компактности города, это ощущение искажается. Например, если идешь по Панфилова от Калинина до Арбата, кажется, что ты идёшь очень быстро. Но если идти по другим улицам, пешая прогулка будет казаться долгой. Это создаётся за счёт уютности и планировки города.
После окончания учёбы, я начала искать работу, и это было очень тяжело. Никому оказалось не важно, какой у меня диплом, главное, чтобы был опыт. Но как его получать, если ты учился? С подобной проблемой сталкиваются практически все выпускники вузов.
Никто не смотрит на диплом, всем важны лишь твои знания и опыт работы – что ты умеешь и какие программы знаешь.
Ещё учась на 2-3 курсе, я поняла, что мне нужно получать опыт. Я открывала справочник архитектурных компаний и обзванивала каждую из них – от А до Я. Многие отказывали, но, благодаря своему безмерному энтузиазму, я добилась своего – меня взяли стажёром в одну из таких компаний. Поначалу было интересно, но, спустя полгода, мне захотелось зарабатывать на этом деньги. Я сказала об этом своему начальнику, и он дал мне проект – бюджетное студенческое жильё в Германии. «Бюджетное» — потому что постройки состояли из контейнеров. Это была моя первая профессиональная работа, на которой я заработала деньги.
После своего первого проекта я поняла, что мне нужно работать больше. Я подавала сотни заявок в рекрутерские агентства, оставляла резюме на сайтах по поиску работы. Отклик был не сразу – прошло полгода, прежде чем мне позвонили и предложили работу. После этого стало проще – мне начали звонить, передавали мои контакты, советовали меня знакомым. Однако основной приток моих нынешних клиентов всё равно остаётся от того, что я сама обзваниваю их.
Поиск работы – это очень тяжело, это ломает тебя изнутри.
Когда ты ищешь работу, тебе кажется, что ты столько вложил в учёбу, не спал ночами, сдавал кучу проектов, что ты такой суперкрутой, и все обязаны тебя взять. На самом деле это не так. Эта проблема не является новой, но с этим сталкиваются все.
Архитектурный проект Шолпан: Многофункциональное здание в АлматыМоя нынешняя работа косвенно связана с моей специальностью – я работаю в компании по технадзору – проверяю архитектурные объекты на соответствие нормам. Для успокоения души, я беру фрилансерские проекты –логотипы, буклеты, интерьеры и другие дизайнерские решения. Так, днём я работаю на основной работе, а вечером сижу над собственными проектами.
Когда у тебя есть собственные проекты, намного легче найти работу.
Фриланс – очень эффективный способ заработка. Во-первых, ты работаешь сам на себя – главное иметь рабочее место и компьютер. Самое важное – ты полностью контролируешь своё время, а не сидишь над работой с 9 утра до 6 вечера. Ещё со школьных времён, у меня есть привычка работать по ночам. Днём я могу гулять, искать вдохновение, но с наступлением ночи, я сажусь за компьютер, включаю музыку и начинаю работать.
Во-вторых, фриланс – это опыт. Мой небольшой опыт набрался благодаря таким проектам. Во фрилансе всё зависит от тебя – ты общаешься с клиентами, ты являешься специалистом, и вся ответственность тоже лежит на тебе. У тебя нет возможности попросить у кого-то помощи, посоветоваться, но это закаляет – у тебя есть работа, и ты обязан её сделать.
Во фрилансе нужно объективно оценивать себя и свои возможности.
Я стараюсь не брать грандиозных проектов и объективно оцениваю свои возможности. Если я считаю, что потяну – то беру, если нет – отказываюсь. Немаловажно также реально оценивать свой труд – если ты берёшь слишком дорого за мелкую работу, клиенты вряд ли будут к тебе обращаться.
Архитектурный проект: концепция кафе-контейнераКогда я начала работать фрилансером, мне было очень сложно взаимодействовать с клиентами. Зачастую, они не знают, чего хотят и не понимают процесс работы. Людям кажется, что если они предложат небольшую правку, то ты тут же сможешь её внести. Такие моменты приходится объяснять, говорить, что на всё нужно время.
Постепенно я стала понимать, как правильно строить свою работу и коммуникации с заказчиками. Нужно стараться показать свой профессионализм так, чтобы клиент пришёл к тебе снова, чтобы у вас остались хорошие отношения.
Самая большая проблема у всех заказчиков – «дедлайн прошёл вчера».
Ты думаешь, что можешь нормально построить своё время, но они приходят и делают заказ на следующее утро. И ты хоть в лепёшку разбейся, но завтра утром ты должен предоставить готовый продукт. У всех архитекторов и дизайнеров последняя ночь перед сдачей работы, неважно куда – в университет, клиенту, на градсовет – самая бурная, когда никто не спит. Качество работы от этого не страдает – все к этому привыкают.
Мне сложно работать в тишине, но я не могу работать под любую музыку – это должна быть определённая мелодия, подходящая под моё настроение. У меня рядом есть ещё один компьютер, и там я иногда пересматриваю фильмы. Я слышу, что там происходит, и мне передаётся настроение героев.
У меня есть фильм, который я пересмотрела до дыр – «Дьявол носит Прада». Этот фильм я знаю, кажется, до каждой фразы. Он мне даёт вдохновение и способствует работе. Ещё я люблю пересматривать «Знакомство с родителями» и «Отпуск по обмену».
Может быть эти фильмы и выглядят как смазливые мелодрамы, но для меня это классика, которую я смотрю для настроения – там красивые картинки, всё не наигранно, есть определённый юмор.
Вдохновение я ищу во всём. Иногда это прогулки по безлюдным улицам воскресным утром под любимую музыку. Иногда это поиск первоисточников. Прежде чем что-то сделать, я собираю подобные картинки, работы других архитекторов. Иногда это просто красивая картинка человека, места, события.
У меня есть небольшая библиотека архитектурных книг, в которых я читаю небольшие тексты про знаменитых архитекторов и их подходы к работе. Маст-рид для каждого архитектора – это «Города для людей» Яна Гейла, «Словесные конструкции: 35 великих архитекторов мира» и «Основы современной архитектуры» Якова Чернихова.
Вдохновение – как настроение, как я себе его задам, таким оно у меня и будет.
Я стараюсь настраивать себя обстоятельствами, музыкой или фильмами на определённую волну. Мне кажется, что я беру вдохновение со всего мира.
В следующем году я собираюсь уехать на учёбу в Канаду. Там я буду изучать новое направление в архитектуре — Building Information Modelling Management. Если объяснять на пальцах, то это направление связывает традиционную архитектуру и 3D. Преимущество данной программы в том, что мы будем изучать не только теорию, но и проходить стажировки в реальных архитектурных компаниях. Также нам дадут рабочую визу, поэтому я смогу применить свои новые знания в работе и после учёбы.
Я не строю грандиозных планов на 10 лет вперёд, поэтому, думаю, что по приезду всё пойму.
Сейчас такой мир, что ты не знаешь где окажешься завтра.
В будущем, я бы хотела открыть архитектурное бюро, в котором будет место для молодых начинающих специалистов. Я сама столкнулась с этим и понимаю, как это тяжело. Хочется, чтобы это было местом, в котором люди бы развивались.
Я очень хочу повидать мир. Мне кажется, когда я уеду, то очень буду скучать. Однако я понимаю, что есть нечто за пределами того, где мы живём. Есть и другой мир, и я очень хочу его увидеть.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)