Как в Казахстане создают комиксы на основе легенд

5 минут Аяна Сейтхан
Как в Казахстане создают комиксы на основе легенд

Индустрия комиксов в Казахстане только начинает развиваться. Однако благодаря художникам и иллюстраторам она становится частью поп-культуры страны и даже подогревает интерес к национальным мифам и сказкам.

Одним из таких комиксов является «Мерген» от создателей Бек-Ата и Магиры Тлеубердиной. Комиксисты поделились с нами процессом создания своих произведений, рассказали о значении комиксов для креативной индустрии Казахстана и том, какую роль в создании «Мерген» сыграла редакция Степи.


Создание сюжета и стиль рисовки

Комикс будет основан на легендах о батыре Есекмергене. Начало произведения повествует о его возвращении с войны и похоронах друга батыра. Уставший от битв и сражений главный герой хочет начать жить спокойно, но в его родном ауле появляются мистические существа, которым он будет противостоять. В первой части комикса главной злодейкой станет Жезтырнак.

В планах авторов создать четыре части комикса. В первых двух сюжет будет строится вокруг борьбы с антагонистами, а в третьей и четвертой — будут больше раскрываться внутренние конфликты героя.

«Мы взяли на себя смелость немного переписать биографию батыра и добавить что-то от себя, но сделали это с уважением к легендам и мифам. Поэтому в первых частях авторских дополнений не так много», — отмечает Бек-Ата.

Комикс «Мерген»

В процессе создания комикса «Мерген» Бек-Ата выступает в роли сценариста, а отрисовывать сам комикс будет Магира.

Для достоверного описания Есекмергена авторы собирали информацию о нем из книг о казахских батырах, а также беседовали с преподавателями казахской литературы.

«Если комикс “Кайсар — сын Тенгри” в какой-то степени можно было сравнить с “Перси Джексоном” Рика Риордана, то сюжет “Мерген” скорее схож с “Мандалорцем”: он предназначен для более взрослой аудитории, и путь героя здесь сложнее», — поделился комиксист.

Стоит отметить разницу между стилями Бек-Ата и Магиры. Рисовка Магиры яркая и красочная, в то время как комиксы Бек-Ата выполнены в более мрачных оттенках. Сотрудничать с Магирой как с художницей Бек-Ата решил после того, как прочел интервью с ней на сайте STEPPE.

«Мне понравился ее свежий подход к рисованию, а еще у нее очень приятный стиль, идеально подходящий для героического эпоса», — отметил Бек-Ата.

Страницы комикса Бек-Ата «Воин динозавров» и комикса Магиры Тлеубердиной Qabanbay

По словам Магиры, с того момента, как вышел комикс о Кабанбай батыре, она многому научилась. Например, ее рисовка стала динамичнее. Поэтому сейчас такой стиль отлично подходит комиксу про Есекмергена: его история мрачновата, но рисовка Магиры придала ему шарма и легкости. По словам художницы, когда она бралась за этот проект, сильно переживала из-за разницы между ее стилем и видением Бек-Ата. Перед тем, как согласиться на этот проект, Магира создала несколько «пробных» персонажей.

«Мой первый комикс был очень “неуклюжим” и спонтанным, я не планировала сюжет, могла сделать лайн и переделывать его во время покраса. Сейчас же Бек-Ата отправил мне сценарий, по которому я сначала сделала черновую раскадровку. Она заняла около недели, затем я стала тщательнее продумывать самих персонажей и их облик, прорабатывать персонажей второго плана и антагонистов. Все это нужно было делать быстро, потому что Бек-Ата отправил мне сразу две части комикса, и мне нужно было предоставить ему концепт-арты. После их утверждения мы начали прорабатывать детали: позы, одежду и оружие. Есекмерген — лучник, и мне было важно тщательно проработать его оружие», — поделилась комиксистка.

Самой трудной частью для Магиры стала отрисовка сцен битв. На лайн 32 страниц комикса ушло 15 дней. Сейчас художница занимается покрасом. После этого «Мерген» отправится к редактору, который заверстает комикс и подготовит все материалы к печати.

Комикс «Мерген»

Также создательница комикса приложила руку к созданию главной антагонистки первой части комикса — Жезтырнак. Для ее проработки художница вдохновлялась героинями «Убить Билла» Квентина Тарантино. В сценарии Бек-Ата были прописаны только действия Жезтырнак, поэтому Магира усовершенствовала героиню, решив, что это будет сильный женский персонаж.

Концепт-арт Жезтырнак

Издательство комиксов

В планах авторов опубликовать комикс как в электронном, так и печатном виде.

«Мы показали издательству только наброски комикса, и они согласились работать с нами. Главная цель издательства — донести информацию до читателей о том, что такой комикс существует», — поделился Бек-Ата.

Магире до этого предлагали выпускать комикс про Кабанбай батыра в издательстве, но вскоре она поняла, что ей это не подходит: «Я считаю, лучше делать так, как ты это сама видишь, а если что-то пойдет не так, будешь знать, что в этом виновата только ты. В издательствах есть свои правила и ограничения. А еще решение о публикации комикса принимает издатель. Я выбрала путь бунтаря, который все делает сам, и меня это устраивает».

Развитие индустрии комиксов в Казахстане

О том, что комиксы в Казахстане совсем не окупаются, сказать нельзя. Например, по словам Бек-Ата, создатели КазахMAN провели хорошую маркетинговую кампанию, и тираж комикса составил 15 тыс. экземпляров. Но все же довольно сложно быстро поменять отношение казахстанцев к комиксам. По словам Бек-Ата и Магиры, их не воспринимают как искусство. Поэтому авторы хотят показать, что комиксы могут затрагивать серьезные темы. Планируемая возрастная категория «Мергена» — 16+.

По мнению Бек-Ата, для развития индустрии комиксов в Казахстане требуется господдержка. Например, в Южной Корее в вебтуны и манхву начали вкладывать деньги, организовывать тематические фестивали, строить библиотеки с комиксами. Можно сказать, что комиксы стали национальным достоянием.

«По нашему мнению, казахские батыры могут быть интереснее японских самураев, и при должной подаче стать популярными во всем мире. Спрос на комиксы в Казахстане есть, осталось лишь внедрить эту культуру, и мы верим, что это уже происходит. Нам кажется, скоро люди поймут, что это такое же произведение искусства, как и картины. Также комиксы — это зарождение мультипликации. Можно сказать, что мы прокладываем дорогу для создания отечественных мультфильмов», — поделились авторы.

Статьи STEPPE

Новая военная революция: что такое «роботы-убийцы»

Новая военная революция: что такое «роботы-убийцы»

Алимжан Ахметов — основатель и директор НПО «Центр международной безопасности и политики». С 2017 года он занимается...

11 минут
11 минут
«Моему дяде Чикко я обязана тем, что он сделал меня мечтательницей»: интервью с племянницей Федерико Феллини

«Моему дяде Чикко я обязана тем, что он сделал меня мечтательницей»: интервью с племянницей Федерико Феллини

В Алматы открылась фотовыставка, посвященная 100-летию со дня рождения Марчелло Мастроянни — иконы итальянского кино...

4 минуты
4 минуты
Что может случиться с озером Балхаш: интервью с кураторкой выставки «Переплетая Климат, Воды и Сообщества»

Что может случиться с озером Балхаш: интервью с кураторкой выставки «Переплетая Климат, Воды и Сообщества»

27 сентября состоялось открытие выставки «Переплетая Климат, Воды и Сообщества». Изначально выставка была представлена в...

13 минут
13 минут
Как травмы предков влияют на нас сегодня: интервью с историкессой и исследовательницей Гулназ Туленовой (Часть II)

Как травмы предков влияют на нас сегодня: интервью с историкессой и исследовательницей Гулназ Туленовой (Часть II)

Первую часть можно прочесть тут. — Как прорабатывать трансгенерационные травмы?  — Проработка трансгенерационных...

7 минут
7 минут